Взаимосвязь участников коррекционно-развивающей деятельности при автоматизации звуков у дошкольников с ОНР

Разделы: Логопедия


За последние годы возросло количество детей, имеющих нарушения в развитии речи. Поэтому проблема сопровождения таких детей приобретает особую актуальность. Нарушение звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи может являться первичным или вторичным дефектом, во втором случае он имеет более стойкий характер. Важно помнить, что именно в дошкольный период звуковая сторона речи ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – успешно поддается коррекции. Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения - одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью. Это связано с тем, что у ребенка необходимо затормозить привычное для него ненормативное произношение и сформировать новое правильное. Перед учителем-логопедом, работающим с детьми, имеющими речевые нарушения, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, которые обеспечивали бы наиболее успешное овладение навыками правильного произношения. И всё это нужно делать слаженно, легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая коррекционно-развивающую работу в нудные тренировки. Положительные результаты появятся тогда, когда эта работа будет проводиться совместно всеми участниками образовательного процесса, образуя единую систему.

Гипотеза: эффективность коррекционно-развивающей работы увеличивается, если учитель-логопед осуществляет свою деятельность по автоматизации звука в тесной взаимосвязи с другими специалистами и родителями, используя разные виды деятельности.

Цель проекта: разработка системы взаимодействий участников коррекционно-образовательного процесса на этапах автоматизации звуков у воспитанника.

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

1. Создать команду единомышленников: учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель и родители.

2. Обеспечить коррекционно-развивающую среду, стимулирующую речевое и личностное развитие ребенка.

3. Разработать карту взаимодействия со специалистами, сформированную на основе этапов постановки и автоматизации звуков.

4. Добиться тесного взаимодействия с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с ребенком посредством использования многообразных форм совместной работы.

5. Активизировать и обогатить воспитательные и педагогические умения родителей (лиц их заменяющих) при автоматизации звука.

6. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться участники коррекционно-образовательного процесса при осуществлении развивающей и коррекционной работы.

Участниками проекта являются:

воспитанники ДОУ с общим недоразвитием речи;

учитель-логопед;

воспитатель;

музыкальный руководитель;

родители.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (два года).

Направление деятельности: коррекционно-образовательная развивающая деятельность.

Ожидаемые результаты: ускорение процесса автоматизации звуков.

Этапы реализации:

I. Подготовительный:

  1. Выдвижение гипотезы;
  2. Определение тематического поля, целей и задач, содержания проекта;
  3. Изучение научно–методической литературы по данной проблеме;
  4. Прогнозирование результатов;

II. Выполнение проекта

III. Презентация (публичная защита) проекта. (Приложение 1)

IV. Подведение итогов, определение задач для новых проектов

Подготовительный этап

При подготовке к проекту свою работу я начала со стартовой диагностики, которая позволила выявить проблему в формировании речевого развития ребенка. На основании полученных результатов была выдвинута гипотеза, определена тема проекта, сформулированы цель и задачи, содержание проекта. Изученная научно – методическая литература по данной теме, позволила познакомиться с разными взглядами на решение данной проблемы и современными технологиями ее реализации.

Коррекционно-развивающая работа в условиях ФГОС, создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка; разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка; использование игровых и проектных методов; внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс понятным, интересным и привлекательным.

Выполнение проекта

Определила круг единомышленников, в который вошли: учитель-логопед, воспитатели логопедической группы, музыкальный руководитель, работающий в данной группе, родители воспитанников. Для реализации проекта нами была выбрана старшая логопедическая группа. После проведения мною диагностики воспитанники со сходными дефектами речи были разделены на две подгруппы, одна из которых участвовала в проекте.

Для данной группы детей наметила пути решения проблемы по автоматизации звуков. Построила коррекционно-развивающий процесс с учетом личностно-ориентированного подхода.

Определила каждому из специалистов направление работы в своей области:

  • логопед исследовал речевое и интеллектуальное развитие ребенка;
  • воспитатель проводил наблюдение, выявляя динамику развития умений и навыков ребенка;
  • музыкальный руководитель - просодическую сторону речи (сила, высота, тембр голоса, его выразительность).

Для этого педагогами, участвующими в коррекционно-образовательном процессе была составлена карта комплексного сопровождения ребенка по автоматизации звуков в разных видах деятельности, на основании которой строилась вся последующая работа. (Приложение 2)

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков эффективным и интересным использовались разные методики и технологии, разные виды деятельности. Большое внимание уделила построению коррекционно-развивающей, предметно-пространственной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

На первых этапах игровые задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма и просодической стороны речи у детей.

На этапах по автоматизации звука в словах использовали дидактические игры и разные виды мнемотехники. Например: “Мини – сказки – связки” представляют собой цепочку картинок и схем, выстроенных в логической последовательности, обозначающих законченную мысль, т.е. предложение. Мнемодорожки - чистоговорки, стихотворения, рифмовки, пословицы, поговорки т.д. - каждое из них насыщено корректируемым звуком. Театрализованная деятельность так же способствует автоматизации и дифференциации звуков. Поставленные звуки с успехом отрабатываются в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички, песенки – повторы. Это русские народные и авторские сказки (“Спор посуды” подбор посуды на звук “с” Заюшкина избушка” “ч”, “Как котенок маму искал” “ к”, и многие другие). Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз. Звучание этих приговорок помогают ребенку наладить эмоциональный контакт и форму речевого общения со взрослыми и со своими сверстниками. Эти приемы использую постоянно, особенно на заключительном этапе автоматизации звука.

Воспитатель проводит работу речевого сопровождения воспитанников по автоматизации звука во время:

- НОД  - это артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, корригирующая мини-гимнастика (зрительная, дыхательная, фонетическая);

- индивидуальных вечерних логопедических пятиминуток (по тетради взаимосвязи специалистов);

- организации режимных моментов по самообслуживанию, в трудовой деятельности, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях, в ходе подвижных и сюжетно-ролевых игр с речевым сопровождением: “Светофор”, “Что утащил Кощей?” “Раз, два, три, ну-ка назови!” и т.д. (их желательно проводить на заключительных этапах автоматизации звуков).

Музыкальный руководитель организует деятельность воспитанников по автоматизации звуков во время НОД, индивидуальной деятельности и кружковых занятий.

Для этого используется: логоритмика, распевки-чистоговорки, фонетические попевки, которые способствуют более быстрой автоматизации звуков у детей.

На всех этапах взаимодействия участников предполагается вариативность видов деятельности. Для координации такой работы была разработана проектная карта. Ведь, чем больше задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат коррекционной работы.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организация которых обеспечивается педагогами Дни недели
Пн Вт Ср Чет Пят
Непосредственно образовательная деятельность Л,В,М Л,В Л,В Л,В,М Л,В
Образовательная деятельность в режимных моментах В В В В В
Индивидуальная образовательная деятельность
Позновательно - исследовательская Л,В Л,В В Л,В В
Продуктивная деятельность Л,В В   Л,В В
Театрализованная деятельность   Л,М В   Л,М
Двигательная деятельность Л,В Л,В В, Л Л,В В, Л
Игровая деятельность Л,В,М Л,В, Л,В,М Л,В Л,В
Коммуникативная Л,В Л,В Л,В Л,В Л,В

Условные обозначения: Учитель-логопед - Л, Воспитатель - В, Музыкальный руководитель - М.

Чтобы сделать родителей активными участниками коррекционно-образовательного процесса, с ними была проведена следующая работа:

- анкетирование родителей с целью выявления, уровня подготовки ведения коррекционной работы;

- организованы и проведены индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, обучающие семинары по интересующим темам;

- проведено обучение родителей игровым упражнениям;

- проведены открытые логопедические мероприятия;

- создана подборка игр для дома на автоматизацию звуков “Играем на кухне”;

- совместные праздники и развлечения;

- организованы для родителей мини-библиотеки и информационные стенды, папки-передвижки со сменной тематикой.

Дома родители занимались с детьми по индивидуально разработанному материалу на автоматизацию звуков, последовательно для каждого этапа. Это различные карточки: речевые лабиринты, звукотаблицы, нарисуй и повтори и многие другие. На заключительных этапах автоматизации активно были использованы малые формы фольклора: поговорки, загадки, так же мнемосхемы и мнемотаблицы готовые и составленные детьми вместе с родителями. В помощь родителям были разработаны компьютерные игры на автоматизацию звуков: “В гостях у звука”, “Пройди и повтори”, “Слоги собери”, “ Говори правильно”. Основной смысл такой работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь и довести правильное произношение звука до автоматических движений. Разработаны рекомендации родителям по автоматизации (закреплению правильного произношения) поставленных звуков.

1. Домашнее задание даётся для повторения и закрепления пройденного материала на занятиях;

2. Ребенок выполняет его под руководством взрослого;

3. Весь словесный материал проговаривается;

4. Упражнения по мелкой моторике выполняется в специальной тетради.

Проведенные промежуточные мониторинги по подведению итогов реализации проекта показали, что у детей проектной группы коррекция звукопроизношения улучшалась намного быстрее, чем в обычной подгруппе.

Сопоставление данных, полученных экспериментально, с результатами по традиционной методике, высветило его преимущества: сокращение сроков коррекционной работы, снижение энергетических затрат воспитанника.

Итоговые сравнительные результаты логопедического обследования подгрупп детей показали:

- положительную динамику в овладении правильным звукопроизношением (у проектной группы на 40 % выше);

- ускорился срок автоматизации звуков (у проектной группы на 50 % выше);

- заметно повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшилось распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность (у проектной группы на 56 % выше).

Параллельно с коррекцией нарушений звукопроизношения развивались все компоненты речевой системы.

Это дало детям с отклонениями в речевом развитии равные стартовые возможности при переходе к школьному обучению.

Проект способствует:

1. Развитию коммуникативной функции речи.

2. Преодолению речевого негативизма.

3. Активизации словарного запаса детей.

4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.

5. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

6. Развитию личности в целом.

Материально-техническое обеспечение:

1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД-диски.

2. Наглядный, речевой, картинный материал.

Методическое обеспечение:

1. Мультимедийная презентация.

2. Упражнения и дидактические игры для автоматизации звуков.

3. Разработка карточек для домашних заданий на автоматизацию звуков.

4. Оформление мнемотаблиц и мини-сказок на автоматизацию звука.

5. Подборка речевых, подвижных и пальчиковых игр, логопедических распевок, составленная в соответствии с этапами автоматизации звуков.

Данный проект может быть реализован в ДОУ.

Список использованной литературы

Алябьева Е.А. “Логопедические упражнения без музыкального сопровождения”. М., 2006.

Волкова Г.А. “Логопедическая ритмика”. М.,Л. Баряева, И. Вечканова, Е.

Л.С.Выготский “Воображение и творчество в детском возрасте”, М.: Просвещение, 1991 г.

Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие /Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей: комплект из четырёх альбомов/Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. – М.: изд. ГНОМ Д, 2001. – 136 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для педагогов. – М.: изд. ГНОМ Д, 2007. – 216 с.

Кузнецова Е.В. “Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи”. М.: 2004.

Картюшина М.Ю. “Логоритмические занятия в детском саду”. М.: 2005.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. “Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников”. СПб., 1999.

Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 112 с.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ.сред. пед. учеб. заведений /Т.В. Волосовец. – М.: “Академия”, 2000. – 200 с.

Пожиленко Е. А Методические рекомендации по постановке звуков стр. 25-30.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим надоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения (старшая группа). – М.: Школьная Пресса, 2002.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение”. М.: “Гном и Д”, 2000.