Данный мастер-класс проводится психологом в рамках подготовки участников муниципального этапа Всероссийского конкурса “Учитель года”.
Цели:
- предварительное знакомство конкурсантов друг с другом;
- формирование навыков публичной самопрезентации;
- снятие личностной тревожности;
- формирование положительного эмоционального фона.
Материалы к занятию:
бейджики (по количеству участников);
массажные мячики – 3 (разного размера и жесткости);
мячик;
железная монета (10 руб.);
песочные часы на 1 мин.;
листы бумаги;
маркеры.
Продолжительность: 1 час.
Добрый день всем участникам конкурса!
Добрый день!
А что это значит -
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день будет прожит по-доброму.
И добро наше счастье умножит.
I часть. “Шапочное” знакомство.
Упражнение “Позвольте, представиться...”
Всем участникам предлагается образовать круг и поочередно представиться: назвать свое имя, отчество, образовательное учреждение, должность и стаж работы.
Упражнение “Оригинальная цепочка”
Участникам предлагается на начальную букву своего имени назвать черту своего характера, еду (продукт, овощ, фрукт), город.
Например:
Ирина - инициативная, икра, Ижевск; Надежда - независимая, нутелла, Норильск; Екатерина- естественная, ежевика, Екатеринбург.
Если участник испытывает затруднения, то необходимо обратиться за помощью к другим членам группы: “Выручите, пожалуйста, меня...”.
Работа с массажными мячиками. Снятие напряжения, тревожности, сокращение личностной дистанции
По кругу передаются массажные мячики (1 мячик большой мягкий, 2 мячик - средней величины, но жесткий, 3 мячик - маленький и средней жесткости), необходимо поочередно прокатать по ладоням каждый мячик, постараться сохранить равномерность движения этих мячиков по кругу и не уронить их.
Затем предлагается оставить только самый жесткий мячик и передавать его таким образом, чтобы он находился за спинами участников. Для правильного выполнения данного задания участникам приходится сокращать свою личностную дистанцию.
Упражнение “Передай монетку”
Монетка передается таким же образом, как и жесткий массажный мячик. Для эффективного выполнения данного задания участникам приходится вплотную встать друг к другу, что практически сокращает личностную дистанцию.
II часть. Личностное знакомство. Мы такие разные, но имеем много общего...
Упражнение “ Стреляем глазами”
Необходимо выбрать себе напарника, контакт устанавливается с помощью глаз: по вашему взгляду участник должен догадаться, что вы хотите с ним сотрудничать.
Упражнение “Интервью”
В образованной паре участники должны распределить роли “слушающий” и “рассказывающий”.
По команде ведущего в течение 1 минуты “рассказывающий” сообщает “слушающему” любую информацию о себе, какую посчитает нужной и интересной. По истечении отведенного времени, ведущий предлагает “слушающим” пересказать полученную информацию от своего партнера. “Рассказывающие” не должны поправлять партнеров, даже если они воспроизвели какую-то информацию неправильно, неточно. Лишь после того, как “слушающий” выступит, ведущий спрашивает: “Все ли точно было передано?”. Только после этого “рассказывающий” может поправить своего партнера.
Если время занятия жестко не регламентировано, то можно поменяться ролями и продолжить работу в паре.
Упражнение “ Сходства”
Ведущий предлагает участникам найти себе новую пару по какому-либо признаку: по цвету волос, по прическе, по одинаковому цвету одежды и т.д.
Вновь образованной паре предлагается в течение 2-х минут найти не менее 10 сходств.
После выполнения упражнения, один из участников каждой пары называет общие сходства.
Например:
1. Образование: высшее, педагогическое.
2. Семейное положение: замужем.
3. Дети: у обоих сыновья.
4. Черты характера: дружелюбные, активные, оптимистки, общительные.
5. Дни рождения: весной.
6. Гороскоп: тельцы.
7. Любимый цвет: зеленый.
8. Увлечения: вязание, чтение книг.
9. Домашние животные: кошки.
10. Любимое блюдо: пельмени.
Упражнение “Необычное построение”
По команде ведущего участникам необходимо построиться: в алфавитном порядке по именам, по дням рождения, начиная с зимних именинников, образовать фигуру треугольник. При этом соблюдается условие: все общение происходит на невербальном уровне, т.е. с помощью мимики, жестов.
III часть. Наши личностные ресурсы.
Упражнение “Что значит для меня участие в конкурсе?”
Участники бросают друг другу мячик и называют свои варианты ответов.
Например: профессиональный рост, доверие коллектива, администрации школы, самоанализ профессиональной деятельности, получение жизненного опыта, знакомство с новыми людьми, обмен опытом, получение новых знаний, преодоление трудностей.
Упражнение “На конкурс с собой я возьму...”
Упражнение выполняется по типу упражнения “снежный ком”. Причем, если конкурсант забыл что-то из уже перечисленного, то участники ему помогают.
Упражнение “Катушка”
По желанию среди участников выбирается “стержень” катушки, остальные конкурсанты будут выступать в роли “нитки”. Называются имена участников, они берутся за руки и постепенно “наматываются” на катушку. В итоге образуется большая “катушка”. Главное условие: “нить” должна быть натянута равномерно, и всем участникам должно быть комфортно.
Упражнение “Пожелания”
Участники по кругу высказывают пожелания друг другу.
Например: поменьше волноваться, быть уверенными в себе, оказывать друг другу моральную поддержку, творчества, вдохновения, удачи, везения, справедливого жюри, творческих активных детей на уроках т.д.