Урок-турнир «По страницам прочитанных книг». 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

- проверить качество усвоения учащимися программного материала по литературе;

- обогатить представление о взаимодействии литературы с другими видами искусства;

- развивать сценические способности;

- формировать умение коллективного обсуждения и индивидуального принятия решения в экстремальной  ситуации;

- воспитывать любовь к чтению и литературе как к учебному предмету.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята!

Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная. А.С.Пушкин.

Ребята, надеюсь, многие из вас любят читать, а кто-то, быть может, без книги и жить не может. Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы выяснить, кто же самые внимательные, самые сообразительные, ну и, конечно, самые начитанные. Для начала позвольте представить наше многоуважаемое жюри.

Сегодня соревнуются команды 5А и 5Б классов. Представьте названия своих команд, а также своих капитанов.

Я желаю обеим командам удачи!

Каждый тур игры посвящён тому или иному литературному явлению.

Тур первый

Жанр – вид художественного произведения, например, басня, лирическое стихотворение, повесть. (Слайд №2)

Задание  №1.

Прослушав отрывок из произведения, вы должны вспомнить его автора, название, а также жанр данного произведения.

1. Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

(И.А.Крылов “Свинья под дубом”, басня)

2. Они были “дальние”, рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, ещё более плодородных, чем наши. (И.А.Бунин “Косцы”, рассказ)

3. Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

(Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится”, стихотворение)

4. Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали…Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. (Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”)

5. Грибная пора отойти не успела,
Гляди – уж чернёхоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!

(Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”, стихотворение)

Задание №2.

 

Установи соответствие.

“Царевна-лягушка” - повесть

“Муму” - стихотворение

“Чёрная курица, или Подземные жители” - русская народная сказка

“Бородино” - басня

“В дурном обществе” - рассказ

“Волк на псарне” - литературная сказка

Игра со зрителями

Вопросы зрителям

1. Назовите имя великого русского поэта, родиной которого является село Константиново Рязанской области. (Сергей Александрович Есенин)

2. Кто из писателей подписывал свои рассказы псевдонимами Человек без селезёнки, Брат моего брата? (Антон Павлович Чехов)

3. Каково полное название “Сказки о царе Салтане” А.С.Пушкина? (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”)

Тур второй

Литературный герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения. (Слайд №3)

Задание №1.

По описанию (портрету) определить, из какого произведения герой, назвать его.

1. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.

(Царевна-Лебедь “Сказка о Царе Салтане”А.С.Пушкин)

2. Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва.
Нраву кроткого такого.

(Царевна молодая, А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

3. В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени…, которому тогда было не более девяти или десяти лет. … был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе… (Алёша, Антоний Погорельский “Чёрная курица, или Подземные жители”)

4. …хоть не велик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина. (Жилин, Л.Н.Толстой “Кавказский пленник”)

5. Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные и курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами. (Валек, В.Г.Короленко “В дурном обществе”)

6. Коса ссизачёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. … Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит. (Хозяйка медной горы. П.П.Бажов “Медной горы хозяйка”.)

Задание №2

Домашнее задание: презентация любого литературного героя.

Тур третий

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу. (Слайд №4)

Задание: восстановить последовательность событий. (В.Г.Короленко “В дурном обществе”)

1. Изгнание жильцов старого замка.

2. Вася знакомится с Валеком и Марусей.

3. Встреча Васи с Тыбурцием в подземелье.

4. Болезнь Маруси.

5. Примирение отца с сыном.

6. Исчезновение Тыбурция и Валека.

Игра со зрителями

Просмотрев фрагмент фильма, назвать произведение, по мотивам которого снят данный фильм.

Тур четвертый

Эпизод – часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. (Слайд №5)

Задание №1: Посовещавшись, каждая команда должна вспомнить самый запомнившийся им эпизод любого произведения, затем сделать к нему иллюстрацию. После объяснить, почему они выбрали именно этот эпизод. Из какого он произведения, кто его автор?

А теперь вспомним наши любимые сказки А.С.Пушкина.

Задание №2

Конкурс капитанов: Изобразить отрывок из сказки без слов.

1.       Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка.
Вышибло ум у старика.

2. На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком – то как прихлопнет!..

Тур пятый

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. (Слайд №6)

Задание №1: определить вид рифмовки в предложенных

стихотворениях.

Задание №2: Придумать четверостишие в соответствии с предложенной рифмой.

1) ……………купил

……………подарил

……………непростая

…………….живая

2) ………….прибирайте

……………..забывайте

……………..найдёте

……………..прольёте

Презентация