Комнатные растения

Разделы: Начальная школа


Тип урока: первичное представление новых знаний.

Цели урока

Образовательные.

Создать у младших школьников целостную картину окружающего мира; расширять представления детей о многообразии культурных растений; раскрыть их значение для человека.

Способствовать развитию связной речи, зрительной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Формировать УУД

Предметные: 

Знания: узнают о комнатных растениях.

Умения: научатся отличать комнатные растения.

Навыки: составлять устные высказывания.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

I. Организационный момент

Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок!

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

II. Стадия вызова

Актуализация знаний

1. Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока нам предстоит преодолеть несколько испытаний.

Первое испытание: отгадайте загадки и скажите, что это?

Обучающая структура

РАУНД ТЭЙБЛ

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнёру по плечу. Затем эту половинку разделите пополам и половину отдайте партнёру по лицу.

Задание: Запишите отгадки на листочке.

1. Что за куст – ни с кем не знается,
Не собачка, а кусается? (Крапива)

2. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? (Подсолнух)

3. Он никогда и никого
Не обижал на свете,
Что же плачут от него
Взрослые и дети? (Лук)

4. Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)

5. На сучках висят шары –
Посинели от жары! (Слива)

Участники под № 3, столы 2, 4, 6 зачитывают свои ответы.

2. Составление кластера

Приложение 1

Учитель: Как назвать, одним словом все эти предметы?

Обучающая структура

ФИНК - РАЙТ - РАУНД - РОБИН

Участники обсуждают в команде.

Участники под № 2, столы 3, 5, 7 отвечают на вопрос. (Растения)

Учитель: Какую роль играют растения в жизни человека? (Ответы детей)

Учитель: На какие две группы можно разделить эти растения? (Дикорастущие и культурные растения)

Обучающая структура

ТАЙМД ПЭА ШЭА

Партнёры по плечу делятся развёрнутыми ответами в течение 1 минуты.

Учитель: Какие растения мы называем дикорастущими?

- Как ответил твой партнёр?

Участники под № 1, 4, стол 1 отвечают на вопрос.

Учитель: Какие из этих растений относятся к дикорастущим? (Крапива). Где можно встретить эти растения?

Обучающая структура

ТАЙМД ПЭА ШЭА

Партнёры по лицу делятся развёрнутыми ответами в течение 1 минуты.

Учитель: Какие растения мы называем культурными?

- Как ответил твой партнёр?

Участники под № 2, 3, стол 5 отвечают на вопрос. (Растения, которые выращивают люди и ухаживают за ними)

Учитель: Какие из этих растений относятся к культурным? (Подсолнух, лук, малина, слива). Где можно встретить эти растения?

Крапива

Дикорастущие

Растения

Культурные

Подсолнух, лук, малина, слива

3. Физкультминутка

Каждый бутончик
(Ладони соединить и руки поднять вверх над головой, держать осанку)
Склониться бы рад
Влево и вправо,
(Наклоны влево - вправо, руки за голову.)
Вперед и назад
(Наклоны вперед – назад.)
От ветра и зноя
(Круговое движение туловищем вправо, руки за головой.)
Бутончики эти
(Круговое движение туловищем влево, руки за головой.)
Спрятались живо
В цветочном букете.
(Руки вниз, держать осанку.)

4. Второе испытание: послушайте четверостишие.

На моем окошке настоящий сад!
Крупные сережки фуксии висят…
Вспыхнул “угольками” скромный огонек.
Весь под волосками кактуса пенек.

Учитель: Названия, каких растений вы услышали в данном четверостишие?

Фуксии, фиалка, алоэ, кактус, роза.

Обучающая структура

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН

Ответ “да” - встать, ответ “нет” - сидят на месте.

Учитель: Догадались ли вы, о каких растениях идет речь?

- О растениях, которые растут дома.

Учитель: Как мы их называем?

- Комнатные растения.

Учитель: Определите тему урока.

- “Комнатные растения”

Учитель: Что вы о них знаете?

Обучающая структура

СИНГЛ РАУНД РОБИН

Участники проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

Участники под № 1, 4, столы 2, 4, 6 отвечают на вопрос

Ответы детей.

Работа по учебнику: стр. 12.

Учитель: Рассмотрите фотографии, чем привлекательно каждое из этих растений. Какие из них есть в твоём классе? Что растёт у тебя дома?

Ответы детей

5. Физкультминутка

Во дворе растет подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.

(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.

(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперед,
А потом наоборот.

(Вращение прямых рук вперед и назад.)

Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
А теперь давай, дружок,
Посмотри на потолок.

(Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам.

(Дети садятся за парты.)

III. Стадия осмысления.

Изучение и первичное закрепление изученного материала.

1. Прием “Инсерт”

Самостоятельная работа.

Учитель: Прочитайте текст. Во время чтения отметьте для себя значками.

V – уже знал

+ - новое

– - думал иначе

За окном – зима, а на подоконнике – лето. Здесь растения чувствуют себя хорошо. Эти растения называются – комнатные. Например, фуксии любят воду, а кактус может обойтись без нее много дней. Герань светолюбивая, а кактус не любит прямых солнечных лучей.

Учитель: Вернитесь к своим предположениям, что вы знали или предполагали? Что нового вы узнали?

(Ответы детей)

Учитель: Какие вопросы у вас возникли? Оправдались ли ваши предположения?

(Ответы детей)

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Детям необходимо отметить комнатное растение и объяснить свой выбор.

Ответы детей.

3. Физкультминутка

Каждый бутончик
(Ладони соединить и руки поднять вверх над головой, держать осанку)
Склониться бы рад
Влево и вправо,
(Наклоны влево - вправо, руки за голову.)
Вперед и назад
(Наклоны вперед – назад.)
От ветра и зноя
(Круговое движение туловищем вправо, руки за головой.)
Бутончики эти
(Круговое движение туловищем влево, руки за головой.)
Спрятались живо
В цветочном букете.
(Руки вниз, держать осанку.)

IV. Рефлексия

1. Учитель: Наше путешествие в страну растений заканчивается, но прежде чем мы с вами подведем итоги, нам нужно закончить наш кластер. Узнав о комнатных растениях, как вы думаете, к какой группе можно их отнести? Почему вы так думаете?

Обучающая структура

РАУНД ТЭЙБЛ

Участники выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги.

Ответы детей.

Крапива

Дикорастущие

Растения

Культурные ——> Комнатные

Подсолнух, лук, малина, слива

2. Подведение итогов

Учитель:

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали о растениях?

- Как вы думаете, кто сегодня работал хорошо?

- Дайте самооценку своей работы на уроке.

- Поднимите руку те, кто понял весь материал.

- Поднимите руку те. Кому было трудно на уроке.

- Посмотрите, пожалуйста, на страницу учебника 13 и подумайте, на какой вопрос мы сегодня не ответили и какой будет тема нашего следующего урока?

(Ответы детей)

Учитель: Наш урок заканчивается. Всем большое спасибо за работу.

Информационные ресурсы

  1. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. Учеб. Для 1 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч.2. / Поглазова О.Т., Шилин В.Д.: Ассоциация XXI век, 2012.
  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения/Сост. Ряхов П.Р.; Под общ. ред. Хинн О.Г. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
  3. Дусавицкий А.К.: “Урок в начальной школе”. Издательство “Вита пресс”, 2012.
  4. Соловейчик М.В.: “Я иду на урок в начальную школу”. Москва “Первое сентября”, 2002.