Урок музыки на тему «Форма – это красота». 7-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 7


Цели:

  • изучение строения сонатно-симфонической формы с использованием одного из литературных жанров (сказки);
  • определение построения произведения, характера образов, драматического развития;
  • осмысление жизненных противоречий в сонатной форме.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, стимулирующие методы, показ, метод музыкального обобщения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

– Темой нашего урока стали слова М.И.Глинки «Форма – это красота».
Форма – (от лат. forma) – вид, облик, образ, наружность, красота.
Разговор пойдёт о сонатной форме. В её основе лежит принцип конфликтного развития, возникающего из столкновения противоречивых образов.

Сонатная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция с тональными (и, возможно, иными) изменениями. Кода в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения.

Так выглядит схема построения сонатной формы:

Сонатная форма
1 Экспозиция
вступление
главная тема
связующая тема
побочная тема
заключительная тема
2 Разработка
3 Реприза
4 Кода (финал)

– Кто сможет повторить строение сонатной формы с первого раза? (Ответы учащихся)

– Для лучшего усвоения представим её в виде сказки Ш.Перро «Красная Шапочка».

Экспозиция

Вступление.

Жила-была в одной деревушке девочка красоты невиданной: мать от неё без ума была, и бабушка её тоже любила.

Главная тема.

Эта добрая старушка купила ей красную шапочку, которая так девочке к лицу пристала, что от шапочки ей и кличка пошла,  везде её звали Красной Шапочкой.

Связующая тема.

Раз мать вынула из печи пироги и говорит ей:
– Сходи-ка к бабушке понаведаться; сказывают, она нездорова. Да снеси ей пирожок и горшочек масла. Красная Шапочка и отправилась к бабушке, которая жила в другой деревне, а дорога шла через лес.

Побочная тема.

В лесу жил злой и голодный волк. Встретил он на тропинке Красную Шапочку и хотел было её съесть, да не посмел, потому что поблизости были дровосеки слышны.

Заключительная тема.

Вот он и спрашивает:

Разработка.

– Куда ты идёшь?
– Иду к бабушке, несу ей от матушки пирожок да горшочек масла.
– А далеко живёт твоя бабушка? – спрашивает волк.
– О, далеко! – отвечает Красная Шапочка. – За той мельницей, что вон-вон виднеется впереди, а там будет первыё дом, как войдёшь в деревню.
– Знаешь что, – говорит ей волк, – пойду-ка и я к бабушке. Я пойду этой дорогой, а ты ступай той: посмотрим, кто из нас скорее дойдёт.

Реприза.

Но Красная Шапочка была доброй и доверчивой девочкой. Она не знала, что с волками опасно останавливаться и разговаривать.
А злой и кровожадный волк бросился изо всех сил бежать по самой короткой дороге к дому бабушки. Он бросился на старушку и разом проглотил её, потому что более трёх дней ничего не ел. Затем, притворившись бабушкой, съел и Красную Шапочку.

Кода.

Мимо проходили дровосеки, услышали шум в доме, зашли и убили волка. Вспороли ему живот. Оттуда вышли бабушка и Красная Шапочка живые и невредимые.

3. Слушание и определение построения увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки

4. Тренинг на проверку памяти и внимания

5. Задание по группам

Выбрать из предложенного списка сказку, подходящую по строению  одной из музыкальных форм и рассказать её.

«Золушка»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Цветик-семицветик»
«Три орешка для Золушки»
«Колобок»
«Репка»

1 группа – трёхчастная форма (А Б А).
2 группа – форма рондо (А Б А С А Д А)
3 группа – форма вариаций (А А1 А2 А3 А4)

6. Рефлексия

Выбрать из предложенных героев сказок того, кто в данную минуту соответствует вашему настроению, и отметить любым знаком на лепестках цветика-семицветика, каждый лепесток которого соответствует одному герою.