2013/14 учебный год прошёл в методическом объединении учителей-логопедов ДОУ Советского территориального управления департамента образования г. Волгограда под знаком «года молодого специалиста». Наши юные коллеги Наталья Бокова, Светлана Зонова, Назгуль Кадешова, делились планами по развитию своей исследовательской, творческой компетентности, рассказывали о первых шагах в овладении компетентностью в сфере трансляции собственного опыта. Итогом этого плодотворного года стала победа команды нашего МО во Всероссийском Фестивале проектов «Педагог будущего» (1 место).
2014/15 учебный год объявлен в нашем МО годом зрелого, опытного учителя-логопеда. 6 ноября успешно прошло традиционное открытое районное логопедическое собрание «Психолого-медико-педагогический консилиум как ресурс развития профессиональной компетентности специалистов сопровождения». Запланированы мастер-класс «Секреты мастерства. Линия логопедическая. Страшнее страшного: «ИНСУЛЬТ. АФАЗИЯ» Татьяны Григорьевны Пастуховой; педагогическая лаборатория «Скрининг – диагностика как современное средство повышения педагогической компетентности родителей, имеющих детей группы риска» Ольги Фёдоровны Никулиной; творческая мастерская «Коррекционный потенциал инновационных педагогических технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» Зинаиды Петровны Лефаровой, презентация электронного пособия Ольги Владимировны Епифановой «Согласные и гласные – похожие, но разные. Задания, упражнения, игры / Учитель, Волгоград, 2014 г». Мероприятия учителей-логопедов, чей стаж плодотворной педагогической работы в данной должности превысил 30 лет…
Организация Объединённых Наций утверждает, что именно пожилым принадлежит будущее планеты. По данным доклада Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA) «Старение в 21 веке: триумф и вызов», подготовленного совместно с неправительственной организацией «Help Age International», уже к середине века численность пожилых людей на планете может превысить количество несовершеннолетних. Особую актуальность для зрелых специалистов, профессионалов приобретает акмеологическая компетентность. Акмеология (от древнегреческого akme – вершина, logos – учение) – раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. «Компетентность акмеологическая» – категория, предложенная А.К. Марковой, в общем виде представляет собой когнитивный компонент системы профессионализма и включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития личности в профессии. С точки зрения структурного анализа акмеологической компетентности в профессионально-педагогической деятельности в качестве ее основных компонентов выделяются мотивационный, инструментально-операциональный, перцептивно-регулятивный, рефлексивно-оценочный компоненты.
Рассмотрим формирование акмеологической компетентности, во взаимосвязи всех компонентов её составляющих, на примере профессиональной деятельности моих давних коллег: Татьяны Пастуховой, Ольги Никулиной, Зинаиды Лефаровой, учителей-логопедов высшей квалификационной категории г. Волгограда.
Мотивационный структурный компонент акмеологической компетентности
Знакомьтесь: учитель-логопед высшей квалификационной категории Татьяна Григорьевна Пастухова (1949 г.р.). Татьяна Григорьевна работает в должности учителя-логопеда 34 года. Как в молодости, она энергична, нацелена на результат, ей дорог престиж профессии учителя-логопеда. Урождённая Орехова, Татьяна Пастухова росла в семье военнослужащего, капитана Орехова Г.С. Юные годы провела в г. Фрунзе. Начинала свою трудовую деятельность в г. Иваново в 1968 г. в качестве воспитателя – методиста детского сада. Окончила факультет дошкольной педагогики Киргизского женского педагогического институт им. Маяковского. В 1979 г. переехала с семьёй в город-герой Волгоград и приступила к работе в открывшемся почти на берегу Волги, детском саду № 334. Уже через год училась на втором курсе дефектологического факультета Московского Государственного заочного педагогического института. В 80-е годы Пастухова Т.Г. являлась членом областной медико-педагогической комиссии, «колесила» по Волгоградской области. Долгие годы совмещала основную работу в логопедической группе детского сада с работой в должности логопеда поликлиники № 4 Ворошиловского района г. Волгограда. Посвящала много сил взрослым, имеющим непростые диагнозы «заикание» и «афазия». Без устали вникала в тонкости «взрослой» логопедии, протягивала руку помощи своим, совсем беспомощным подчас, пациентам. Во многих семьях Волгограда, столкнувшихся со страшными последствиями инсульта, до сих пор с благодарностью вспоминают милую, сердечную женщину, вдумчивого логопеда Татьяну Григорьевну, не заставляющую себя долго ждать, когда в дом приходила беда.
В начале 2000-х Т.Г. Пастухова, уже старший методист Советского отделения психолого – социального отдела Центра повышения квалификации г. Волгограда, в качестве наставника, помогала специалистам сопровождения: учителям-логопедам, социальным педагогам и педагогам-психологам образовательных учреждений Советского района, кому – в постижении азов, кому – в достижении новых профессиональных высот.
Инструментально-операциональный структурный компонент акмеологической компетентности
Перед вами учитель-логопед высшей квалификационной категории Ольга Фёдоровна Никулина (1955 г.р.). В 1977 году Ольга Никулина окончила факультет иностранных языков Волгоградского государственного педагогического института. Прекрасно владея английским и немецким языками, пользуясь заслуженным авторитетом среди коллег, учеников и их родителей, Ольга не остановилась на достигнутом. Повышение общей эрудиции, расширение кругозора, получение новых знаний, освоение новых предметных областей – характерная черта Волгоградской педагогической династии Никулиных, полноправным представителем которой является Ольга Фёдоровна. Начало 80-х годов прошлого века было ознаменовано для неё поступлением на дефектологический факультет Московского государственного заочного педагогического института, вступлением в мир дефектологии. Яркие воспоминания московского периода о лекциях корифеев мира логопедии, о личных встречах с Е.Ф. Архиповой, В.К. Воробьёвой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной зажгли в сердце Ольги Фёдоровны светоч служения детям с ограниченными возможностями здоровья. Вот уже 32 года учит она своих воспитанников не только правильно и красиво говорить, но и думать, мечтать. О.Ф. Никулина – профессионал, являющийся примером открытости, целеустремленности. Ресурсом успеха равноправного взаимодействия с воспитанниками и их родителями стал её анимационный фильм «На беседу к логопеду». Ольга Фёдоровна интересуется всеми новинками организации коррекционного процесса. Практическую ценность для коллег представляют её изыскания на стыке мира логопедии с медициной, психологией, лингвистикой.
Перцептивно-регулятивный структурный компонент акмеологической компетентности
Встречайте: учитель-логопед высшей квалификационной категории Зинаида Петровна Лефарова (1962 г.р.). По первой специальности филолог, Зинаида Лефарова работает учителем-логопедом 28 лет. В городском округе Михайловка Волгоградской области помнят этого замечательного человека и прекрасного специалиста. Индивидуальный стиль деятельности и способность к профессиональному творчеству, умение сбалансировать межличностные отношения, полнее включиться в жизнь организации, заслужить признание и доверие коллег, сформировать команду единомышленников – все эти качества Зинаиды Петровны ценят и в г. Волгограде, в ГДОУ детский сад №2 воинской части 22220, где она трудится 10 лет. Ведомственная принадлежность этого замечательного учреждения предоставила З.П. Лефаровой уникальную возможность раздвинуть рамки профессионального общения, познакомиться с коллегами из детских садов Южного Федерального округа России. Передовой педагогический опыт волгоградского учителя-логопеда «Комплексное взаимодействие специалистов ДОУ по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста» был по достоинству оценен на семинаре-практикуме в г. Ростов-на-Дону (2005г.). В 2006 году творческая мастерская ГДОУ детского сада №2 «Система работы руководителя по созданию здоровьесберегающего пространства в ДОУ» гостеприимно распахнула свои двери для гостей из ведомственных садов ЮФО РФ.
Высокий уровень эмпатии Зинаиды Петровны помогает ей завоевать доверие воспитанников и тактично формировать мир их интересов и возможностей. На протяжении ряда лет Лефарова З.П. является наставником детей – победителей конкурса «Лучики надежды». Хорошим стимулом для качественных преобразований и творческих находок стали для Зинаиды Петровны смотры-конкурсы на лучшую организацию предметно-развивающей среды логопедического кабинета. 1 место во Всероссийском конкурсе «Лучший кабинет педагога-дефектолога» (номинация «Группа для детей с ЗПР»), победы в конкурсах Ворошиловского территориального управления администрации г. Волгограда «Игрушка, игровое пособие».
Совершенствовать педагогическое мастерство, улучшить качество обучения, интегрировать отдельные образовательные области работы с дошкольниками позволяет Лефаровой Зинаиде Петровне работа в Волгоградской общественной организации «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов», полноправным членом которой она является с февраля 2012 года. В апреле 2012 года на базе МОУ детского сада № 302 Ворошиловского района г. Волгограда прошёл региональный семинар – практикум «Организационно-педагогические условия преодоления ЗПР у дошкольников». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Путешествие в Вообразилию» и выступление «Проблемы и перспективы социализации детей с ЗПР в условиях коррекционной группы ДОУ» были с интересом встречены коллегами.
Рефлексивно-оценочный структурный компонент акмеологической компетентности
Позволю представиться: я, Ольга Владимировна Епифанова (1962 г.р.), учитель-логопед высшей квалификационной категории. Думаю, что частичная реорганизация логопедической службы района в конце прошлого века вывела мою деятельность и деятельность моих коллег на новый уровень, заставила мыслить инновационно, в режиме развития. Вопросы организации логопедического воздействия, в свете соотношения диагнозов клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций современной логопедии, при разных формах организации работы стали приоритетными в нашей работе в 90-е годы. В 1998г. в журнале «Обруч» появилась маленькая заметка из моего опыта. В настоящее время насчитываю 225 публикаций. «ИКТ в работе учителя-логопеда», «Педагогическая рефлексия участников образовательного процесса», «Жизнетворчество как ресурс психологического комфорта личности и её окружения», «Управленческая, коммуникативная, тьюторская компетенции учителя-логопеда», «Горизонтальная карьера педагога» – такова их тематика. Мне приятно быть в центре творческой атмосферы, сложившейся в МОУ детском саду № 21, где я тружусь два десятилетия и в нашем районном методическом объединении учителей-логопедов ДОУ, которым я руковожу с 1995 года. Ярким событием этого лета стало для нас всех участие в новом конкурсе дигитальных историй, являющихся инновационной системой образовательных и психосоциальных воздействий, связанных с использованием современной цифровой техники, активизацией познавательных процессов и творческих ресурсов личности. В июле – августе обучающиеся, их родители, друзья, знакомые и незнакомые мне люди, поставили высокую оценку нашему клипу «Истории успеха» на сайте «Психологической газеты». Мы победили! Спасибо всем! За победу в конкурсе мне было предоставлено обучение по дистанционной программе «Фототерапия. Использование фотографии в психологическом консультировании и психотерапии». Спасибо за интересный курс доктору медицинских наук, руководителю программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе» Института практической психологии «Иматон», Александру Ивановичу Копытину.
В заключение районного логопедического собрания «Мы вместе! Вариативность, целостность и открытость логопедического взаимодействия» в октябре 2013г. прозвучала притча о «Трёх каменотёсах». Помните, один из них воспринимал свою работу как тяжёлую, непосильную ношу, приносящую жалкие гроши; другой понимал её как выполнение долга, дающее материальное обеспечение семье; а третий отвечал с достоинством не раба, не исполнителя, но творца: «Разве вы не видите, я строю храм!»
Разные люди, мы разными дорогами шли к своему «храму». Вело нас стремление к постоянному самосовершенствованию, к «новым вершинам», к делам на благо подрастающего поколения России.