Занятие по рисованию «Весенний лес»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: уточнить и обобщить знания детей о весеннем пейзаже, создание коллективной композиции «Весенний лес» в технике рисования по ткани.

Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать умения изображать весенний пейзаж в подобранной цветовой гамме;
    • формировать умения рисования акварелью в новой технике.
  • Развивающие:
    • развивать фантазию и творческие способности, восприятие;
    • развивать умения в согласовании действий при коллективном творчестве;
    • развивать умения детей в построении композиции при изображении пейзажа.
  • Воспитательные:
    • вызвать эмоциональный отклик при рассматривании весенних пейзажей в репродукциях произведений художников и детских рисунках;
    • вызвать желание выражать свои эмоции изобразительными средствами.

Материалы:

  • акварель, кисти, сангина, пастель, ткань на подрамниках;
  • коллективные детские рисунки по теме, репродукции произведений художников, стихи о весне, аудиозаписи;
  • игра «Цветные капельки», формы в виде палитры из плотного картона или пластика, кусочки голубого прозрачного пластика, карандаши для разогрева рук на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие, установление контакта с детьми.

– Ребята, скажите, какое сейчас время года?.. Месяц?.. Правильно.

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.

                                                                  Ф. Тютчев

– Скажите, а вы заметили уже первые шаги весны  в природе?.. Значит вы очень наблюдательные. Сегодня я приглашаю вас на небольшую выставку, проходите, посмотрите на рисунки, здесь потрудились не только взрослые художники, но и такие же дети, как вы.

Детям предлагается рассмотреть весенние пейзажи на небольшой выставке.

– Какое время года здесь изображено?.. Что вы видите в рисунках?.. (Выделение объектов пейзажа)
– Ребята, а вы знаете, как называют художники картины с изображением природы? (Сделать вывод, что это пейзаж). Мне кажется, что мы очутились в весеннем лесу... (можно включить тихий музыкальный фон, использовать отрывки из стихов).
– Посмотрите, ребята, на этот весенний пейзаж. (Обратить внимание детей на репродукцию произведения «Март» И. Левитана).

– На Руси март называли капельником, утром года. Ребята, а еще про весну часто говорят – «голубая весна», как вы думаете, почему?.. (Высказывания детей).
– В весенних пейзажах много синеватых и голубых оттенков!.. Что художники изобразили с помощью этих оттенков?.. (небо, воду, тени...) Какие еще оттенки и цвета помогли художникам изобразить весеннее небо?.. (Можно обратить внимание на соотношение «небо – земля» в разных пейзажах).
– А теперь эти оттенки найдите среди разноцветных капелек и закрепите на палитре (элемент игры «Цветные капельки»).

Сделать вывод, что это оттенки весеннего неба.

Если за окном пасмурная погода, то можно предложить детям превратить серое небо в голубое с помощью кусочков голубого прозрачного пластика – посмотреть сквозь волшебное стекло.

– Ребята, что еще изобразили художники в весенних пейзажах?.. (Обратить внимание детей на деревья, кусты, их породу, форму, величину). Посмотрим, какие оттенки использовали художники при изображении деревьев?.. (Дети подбирают и закрепляют на второй палитре цвета для изображения деревьев).

Рассмотреть в пейзажах оттенки на снегу (тени, проталины, лужи), отметить, что выполнены они мазками.

– А сейчас я покажу вам еще один весенний пейзаж (демонстрируется коллективный рисунок детей в технике «батик»), его рисовали ребята из нашего детского сада, они теперь школьники, а рисунок оставили нам на память. Он необычный: деревья стоят словно в легкой туманной дымке, кажется, что в воздухе много влаги, оттенки в этом пейзаже плавно смешиваются друг с другом...

– Может кто-то из вас догадался – как дети смогли нарисовать этот весенний лес?..  Обратите внимание –  на чем он нарисован?.. (Предположения детей).  Какие краски помогли передать легкость, воздушность, весеннюю прозрачность – акварель или гуашь?..  Да, ребята, акварель, она, как и сама весна, любит воду. Рисунок очень большой, посмотрите, как просвечивает небо сквозь высокие деревья... И еще один секрет этого рисунка – его рисовал не один художник, а сразу несколько: все вместе дружно нарисовали весеннее небо, а потом каждый изобразил проталины, лужи, деревья и кустарники.
– А как вы думаете, какое настроение видно во всех весенних пейзажах?.. (Радостное...) Наверное, потому, что все художники были рады приходу весны! А вы рады?..
– Вы хотели бы порисовать на ткани?.. Тогда давайте тоже нарисуем весенний лес.

Затем детям предлагается рассмотреть карточки с правилами (подсказками), которые помогут в процессе коллективного творчества:

 1) рисовать в группе дружно,
2) акварель смочить водой,
3) оттенки на палитрах для изображения весеннего неба,
4) оттенки для изображения деревьев в лесу.

Дети готовят  все для рисования, делятся на группы по 2-3 человека, разогревают руки, прокатывая ребристый карандаш между ладоней. Во время рисования, если дети затрудняются можно провести индивидуальный показ приема рисования по ткани.

В процессе завершения работы можно предложить поэкспериментировать – подчеркнуть стволы деревьев, проталины пастелью или сангиной, показав, как легко они рисуют по влажной ткани.

Можно использовать музыкальный фон.

В конце занятия проводится путешествие по пейзажам – рассматривание рисунков, оценка цветовой гаммы, композиции, важно отметить коллективное творчество, предложить использовать эти пейзажи для украшения детского сада или группы.

–  Рисование по ткани художники называют необычным словом «батик», мы с вами тоже попробовали эту технику, надеюсь, что вам  понравилось.

Для активизации творческого процесса в свободной деятельности, нацеливания на продолжение творчества можно показать детям батик с изображением цветов. Предложить попробовать изобразить красивые цветы новым способом.