Интегрированное занятие внеурочной деятельности (математика + информатика) «Площадь. Работа с текстом и рисунками». 5-й класс

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 5


Подготовительный этап

Для проведения мероприятия необходимо:
– создать презентацию (Приложение 1);
– группе обучающихся (2-3 человека) дать задание выполнить проектную работу по теме «Старинные меры пощади» (Приложение 2).

Тип: отработка умений и рефлексия.

Цель: закрепление, осмысление и коррекция понятия площади, работы с текстом и рисунками и их практико-ориентированное назначение.

Задачи:

  • закрепить понятие площади и навыки работы с текстами и рисунками;
  • создать (обеспечить) условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости, уважения к традициям;
  • способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, делать необходимые выводы, содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных ситуациях, овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и развитию творческого отношения к учебной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

– развивать положительную мотивацию учебной деятельности через игровые моменты и использование ИКТ;
– уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
– развивать активность и находчивость при решении задач;
– ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
– увидеть роль и место нахождения площади и периметра прямоугольника в окружающей жизни, увидеть связь между школьными предметами – информатика и математика (осознавать целостность мира)
1. Коммуникативные:
– грамотно излагать свое мнение и аргументировать его;
– умение общаться в группе, коллективе.
2. Регулятивные:
– определять цель учебной деятельности, искать средства ее достижения.
3. Познавательные:
– анализировать, сравнивать;
– классифицировать;
– преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Ученик научится
– читать и записывать формулу площади и периметра прямоугольника, вычислять площадь и периметр прямоугольника, решать задачи разными способами;
– работать с разными единицами измерения площади прямоугольника;
– создавать, редактировать текстовые документы;
– работать с рисунками и их фрагментами;
– создавать и копировать файлы и папки;
– использовать возможности локальной сети.

Основные понятия, используемые на занятии:

Длина, ширина, площадь.  Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площади. Текст, фрагмент текста, таблица, рисунок, объект.

Оборудование: компьютеры, лазерный проектор, ЛС.

ЭОР: презентации.

Этап

УУД

Деятельность

Оборудование и ЭОР

Время

Учителя

Обучающегося

1. Организационный (самоопределение к деятельности)
Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на занятии.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Приветствует учащихся, организует начало занятия.
Девизом сегодняшнего занятия будут слова «С малой удачи начинается большой успех»
– Как Вы понимаете смысл этой фразы?
– Прежде, чем мы начнём работать, мне хочется узнать, а каким бы вы хотели видеть наше занятие?
– Какие качества вам нужно проявить, чтобы получилось такое занятие?
– Я согласен с вашим мнением. Действительно, давайте постараемся, чтобы у нас такое занятие получилось.
Приветствуют учителя, настраиваются на занятие, отвечают на вопросы. Презентация
(Приложение 1. Слайд 1)
3 мин.
2. Мотивация и актуализация знаний Регулятивные:
– определить цель и проблему.
Коммуникативные:
– Излагать свое мнение устно и письменно и аргументировать его
– организовать работу в группе
Познавательные:
– анализ информации
– классификация информации
– устанавливать причинно-следственные связи
– преобразовывать информацию из одного вида в другой
1. Организует игровой момент. Делит класс на 4 группы, предлагает отгадать кроссворд и определить, о чем пойдет речь на занятии.
(площадь) На сегодняшнем занятии для решения задач будем использовать компьютер. Знание каких программ потребуется? (текстовый и графические редакторы)

2.  Объясните,  что вы понимаете под словом «площадь»?

3. Обобщим значение слова площадь (если учащиеся предложили не все варианты – предлагает прочитать с экрана оставшиеся варианты).

4. Задает вопросы:
– что называют периметром прямоугольника?
– где в повседневной жизни нам может пригодиться умение вычислять периметр прямоугольника?
– формула периметра прямоугольника?
– формула площади прямоугольника?
– формула периметра квадрата и площади квадрата?
– какие свойства площадей вы знаете?

Отгадывают кроссворд, используя компьютер, и по ключевому слову делают вывод, что речь пойдет о площади (время работы за компьютером – 5 мин).

Формулируют и записывают в тетради тему занятия.

Отвечают на вопросы.
Предлагают варианты:

а) площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе, от которого расходятся в разные стороны улицы;
б) площадь – это пространство, помещение, предназначенное для  какой-нибудь цели;
в) площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией.

 

Приложение 1. Слайды 2, 3

 

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5,  6

7 мин.
3. Систематизация знаний
Цель: организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных  и измененных ситуациях.
Регулятивные:
Выдвигать гипотезы (версии) и выбирать средства достижения цели в группе
Личностные:
– положительная мотивация учебной деятельности;
– осознавать потребность и готовность к самообразованию;
– осознавать целостность мира.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера
1. Организует решение задач:

– какие формулы записаны? (поставить в соответствие цифры и буквы)
– как найти ширину прямоугольника? (на слайде обозначена а)
– как найти длину? (на слайде –в)
– заполнить таблицу на компьютере;
– организует работу в группах по решению задачи: две группы решают задачу – «два равных по площади прямоугольника» – слайд 11 (можно взять задания из методического пособия «Дидактические материалы по математике для 5 класса» Чеснокова А.С., н-р: зад.2 стр.60 или зад.7 стр.62); две другие группы выполняют практическое задание – измеряют площади предметов в классе (н-р: столы и входная дверь, полки в шкафу и доска).

2. Организует  физкультминутку.

3. Организует выступление учащихся с проектной работой.

4. Организует работу в группах.

Задание «Построим дом». Учащимся предлагается из прямоугольников и квадратов «построить» дом и найти общую площадь полученной фигуры (можно взять задания из методического пособия «Дидактические материалы по математике для 5 класса» Чеснокова А.С., н-р: зад.5 стр.61)

Отвечают:
– равные фигуры имеют равные площади;
– площадь фигуры равна сумме площадей ее частей;
– площадь квадрата равна квадрату его стороны.

Выполняют задание – набирают ответы в текстовом редакторе на компьютере (время работы за компьютером – 3 мин.).

Решают в тетрадях,
заполняют таблицу в компьютере (время работы за компьютером –3 мин) (самопроверка с экрана).

Вычисления записывают в тетради.

2. Выполняют упражнения.

3. Группа учащихся выступает с проектной работой, остальные слушают.

4. Выполняют задание в компьютере.  Вычисления записывают в тетради
(время работы за компьютером – 4 мин.).

 

Слайд 7

 

 

Слайд 8

 

Слайд 9

 

Слайд 10

 

Слайды 11-12

 

Слайд 13

Слайд 14 и презентация учащихся (Приложение 2)

Слайд 15

25 мин.
4. Самооценка   Задает учащимся вопросы
1. В чем заключалось задание? Какая была цель?
2. Удалось получить результат? Найдено решение?
3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
Отвечают на вопросы
(1-2 обучающихся проговаривают полностью, остальным задаются вопросы – отвечают поднятием руки).
Слайд 16 5 мин.
5. Рефлексия Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Задает учащимся вопросы
1.На занятии я работал…
2.Своей работой на занятии я…
3.Занятие для меня показалось…
4.Мое настроение…
5.Материал занятия мне был…
6. На занятии мне понравилось больше всего …
Отвечают на вопросы
(дают самооценку учебной деятельности, понимают причины успеха).
Слайд 17 3 мин.
6. Домашнее задание   Творческое задание (сосчитать, сколько рулонов обоев стандартных размеров нужно купить, чтобы оклеить стены своей комнаты).   Слайд 18 2 мин.