Развитие навыков сюжетосложения как способа построения игры

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Работа с родителями


Технологическая карта занятия

Цель занятия используя интерактивные технологии, создавать условия для овладения основами сюжетосложения как способа организации сюжетно-ролевой игрой
Образовательные Продолжать знакомить студентов со способами организации и  руководства сюжетно-ролевой игрой, обратить внимание на сюжетосложение как способ организации сюжетно-ролевой игры
Развивающие Развивать умения составлять сюжеты на основе алгоритма (схемы) в соответствии с установкой и собственного опыта.
Воспитательные Способствовать проявлению устойчивого интереса к профессиональной педагогической деятельности при организации игр детей, умению взаимодействовать в команде
Тип занятия Комбинированный
Форма занятия Лекция с элементами практической работы (репродуктивный уровень усвоения)
Опорные понятия, термины Игра, сюжетно-ролевая игра, приемы руководство игрой,
Новые понятия Сюжетосложение, карты Проппа
Формы контроля Сопровождающее оценивание, оценка выполненных работ, рефлексия

 

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые ОК, ПК

Оргмомент Подготовить обучающихся к работе на занятии:
  • настрой на работу,
  • организация внимания;
  • проверка готовности к занятию (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
  • погружение в проблему
Погружение в проблему
Любят ли дети играть?  Конечно.  Положительно ответить на этот вопрос любой человек, в том числе и ребенок.
Давайте понаблюдаем за игрой детей (видео сюжетно-ролевой игры).
Началась ли у них игра? Почему воспитатель вступила в игру через вопрос?
Но когда мы наблюдаем за детьми, видим, что у них игра не  получаются или очень быстро заканчивается. Почему? Действительно, почему? Очень часто ребенок идет по инерции, по привычным схемам.
Он не может развернуть сюжет!
К сожалению, и взрослые не всегда им могут помочь, потому что тоже не могут  придумывать сюжеты, т.е. выстраивать отдельные действия в целостное событие
А именно воспитателю, человеку, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо «включаться» в процесс игры, в воображаемое пространство и воображаемую ситуацию, помогать детям придумывать сюжеты.
Вы согласны со мной?  А что для этого надо?
Цель нашей работы – овладеть приемами сюжетосложения как способа построения игры детей.
Ваша цель и моя цель совпадают
А для достижения цели мы будем работать индивидуально, в парах, все вместе. Нужно помнить о том, что во время работы мы слушаем друг друга, говорим  полным, развернутым предложением (наличие события, действия), и не забываем о том, что воспитателю всегда нужно суметь встать на позицию ребенка
взаимное приветствие

 

 

 

настрой внимания;

 

подготовленное рабочее место

Мультимедийная презентация (Приложение 2) ОК. 2. Организовывать собственную деятельность определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Подготовка к усвоению нового материала Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы Отвечают на вопросы, смотря видео, формулируют тему занятия и свою цель

 

Варианты ответа

Проблемные вопросы, видео
Формулирование общей цели
Индивидуальная, коллективная, фронтальная, по подгруппам
Мультимедийная презентация
Выполнение практических заданий по заранее известному образцу или  при помощи инструкции
ОК. 1. осознание социальной роли педагога в современном обществе;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Сообщение нового материала и его первичное закрепление дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе;
закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации
Лучше всего для нашей работы сегодня подойдут сказки, потому что в них  прослеживается четкость и структурированность сказочного сюжета. А еще потому что деятельность ребенка по восприятию сказки по своей психологической природе очень близка игре.
Давайте вспомним сказки: в чем их особенность?
В них есть зачин, развитие событий, кульминация, завершение событий
Т.Е. отдельные элементы выстраиваются в целостное событие, сюжет
В арсенале педагога есть приемы, способствующие формированию навыка сюжетосложения

Прием первый «Перевирание сказки»
Смысл этого приема заключается в том, что вы рассказываете ребенку знакомую сказку, но при этом чуть-чуть изменяете героев, события.
Например, жила-была Синяя шапочка …
Предлагаю поработать в парах. Расскажите друг другу сказку (курочка ряба, перевирая, т.е. чуть-чуть ее изменяя). Получилось?
Спасибо
Прием «Что было потом». Давайте подумаем, что было потом с туфелькой Золушки.
сказка «Золушка (Индивидуальная работа)
Очень интересно, замечательно, очень необычно
Чтобы познакомиться с еще одним приемом, предлагаю вспомнить народные волшебные  сказки. Что объединяет эти сказки? Они построены по общей сюжетной схеме
Подробное описание сюжетной схемы можно найти в книге Владимира Яковлевича Проппа «Морфология сказки» или у Джанни Родари «Грамматика фантазии».
Мы же воспользуемся сокращенной схемой, предложенной Нинель Яковлевной Михайленко
У вас эта схема есть в раздаточном материале. Я буду вам рассказывать кратко сказку, а вы попытайтесь ее отгадать
Сюжетная схема
1. Обнаруживается  желание иметь какой-то объект (или его пропажа), герой отсылается (уходит сам) за ним.
2. Герой встречается с «дарителем» (обладателем) волшебного средства, первичное испытание героя (на доброту, смелость)
3. Герой получает волшебное средство (волшебного помощника) и достигает искомый объект
4. герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, происходит основное испытание героя
5. герой побеждает противника и получает искомый объект
6. Герой возвращается домой и получает заслуженную награду
Если подставить в эту схему конкретных персонажей и описать их конкретные действия, получится новая, придуманная нами сказка.
Давайте попробуем использовать прием салат сказок. Для этого вспомним героев сказок. Можно сегодня Я предложу вам героев?3 поросенка, колобок, лиса и заяц, красная шапочка, теремок У нас получился салат из сказок.
Предлагаю подставить персонажи в схему  и получить новую сказку Мы будем работать в 2 подгруппах (конечно, хотелось бы работать в 3, даже в 4 подгруппах, но из-за ограниченного времени ). У вас в каждой подгруппе одинаковый набор героев, но вы можете взять от 5 до 7 героев и придумать историю. Используйте полные, развернутые предложения. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец".  Через 10 минут эту сказку нужно будет показать, используя героев и ватман. У вас также есть фломастеры, чтобы украсить ватман.
Раздать и придумать в подгруппах,

Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец"

постарайтесь, чтобы все студенты были задействованы: Кто –то готовит ватман, кто-то придумывает, кто-то записывает
Сегодня мы познакомились  и попробовали применить лишь несколько приемов сюжетосложения, которые способствуют построению и развитию сюжетно-ролевой игры.
Если осталось время, обратить внимание на раздаточный материал: с детьми можно поиграть в игры-придумки,  используя последовательность:

  • совместное вспоминание «волшебной сказки»;
  • частичное ее преобразование;
  • придумывание новой сказки;
  • развертывание нового сюжета с разнотекстовыми ролями;
  • придумывание новых историй на основе реалистических событий.

 Карты Проппа

Отвечают на вопросы, работают в парах, индивидуально, сотрудничают  в подгруппах, представляют результаты взаимодействия

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступления
студентов

Рассказ, беседа, обсуждение, творческие задания, слайдовая презентация ПК 2.
Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной
деятельности.

ОК 2. Выбор оптимальных методов для решения профессиональных задач

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Подведение итогов, рефлексия Сделать вывод и подвести итог, как работали выяснить, что нового узнали Цель нашей работы – овладеть приемами сюжетосложения как способа построения игры детей
Давайте оценим нашу совместную работу:
Заинтересовал ли вас такой способ  организации игры?
Использовали ли вы раньше такие приемы?
Удалось ли вам овладеть данными приемами сюжетосложения?
Хотите ли вы продолжить изучение этой темы?
Будете ли вы использовать и далее в своей работе?
Мне очень понравились ваши высказывания и ваша работа.
Процитируем высказывание  ДЖ. Родари:
Если мы хотим научиться думать,
то прежде всего мы должны научиться придумывать

При подготовке занятия использовались идеи:
Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Г.С. Альтшуллером , В.Я. Проппом, Дж. Родари,
М.А. Страунингом.
Пожелание успехов. Спасибо, и помните, что без вашей помощи современным детям очень сложно овладеть приемами сюжетосложения
Отвечают на вопросы выводы вопросы на понимание изученного материала; оценка работы учащихся ОК. 2.
Организовывать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Приложение 1

Использованная литература

  1. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение/ Сост. Селюцкий А. Б.  — Петрозаводск, 1991.
  2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.  — Мн.: Университетское, 2000.
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.- М. – 1990.
  4. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Лабиринт. – 2000.
  5. Родари Дж. Грамматика фантазии.  — М.: Прогресс, 1978
  6. Страунинг А. М., Страунинг М. А. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии».  — Ростов-на-Дону, 1993.