Урок-игра «Математические старты». 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Ход игры

I. Старт.

Сегодня на уроке мы проведём игру «Математические старты». Это аналог игры «Весёлые старты». Но мы будем соревноваться между собой (вы разделены на 3 команды) не только в силе, ловкости, но и в умственных способностях, умении чётко ответить на вопрос, умении мыслить, рассуждать, умении применить знания, полученные на уроках математики. Соревноваться вы будете между собой на 8 различных этапах (показать на карте). Та команда, которая покажет слаженную, чёткую работу на этапе и верно справится с заданием, получает право поставить свой флажок на этапе. На финише подведём итоги, и победит та команда, чьих флажков будет больше.

Помогать мне будут…

Ну, что начинаем. На старт, внимание, марш…

II. 1 этап.

На данном этапе мы посмотрим, как вы помните признаки делимости чисел. По одному человеку от команды (но не капитаны, для них будет другой конкурс) подходят и вытягивают карточку с признаком делимости на 3, 5, 9. В течение минуты надо называть числа, кратные 3, 5, 9 и при этом чеканить мячик теннисной ракеткой. (помощники считают числа)

Побеждает та команда, которая назвала больше правильных чисел.

(Поставить флажок на карту)

III. 2 этап.

Поиграем в футбол. Я бросаю мяч по очереди и называю обыкновенную дробь. Тот, кому я кинула, должен перевести её в десятичную. Если «вратарь» справится сам, то ему засчитываются 2 очка, если с помощью команды, то – одно.

Побеждает та команда, которая заработает больше очков. (помощники считают)

1 команде: =… 0,5 1=…1,6 =…2,25

2 команде: =…0,25 1=…1,5 =…2,5

3 команде: =…0,75 1=… 1,4 =…3,5

IV. 3 этап.

Поиграем в баскетбол. По 5 человек от каждой команды выстраиваются в колонну по одному друг за другом. Ребята, стоящие первыми, с зажатым между ног мячом прыгают к доске, решают пример, возвращаются назад (также с мячом), передают мяч следующему и т.д.

Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее и, естественно, решит все примеры правильно.

1 команда 2 команда 3 команда
 +  =…  +  =…  +  =…
2 -  =…1 2 -  =…1 2 -  =…
3 * 1,6 =… 4,8 1,4 * 3 =… 4,2 1,3*3 =… 3,9
*  =…  *  =…  *  =…
:  =… 3 :  =… :  =…

(помощники проверяют, подсчитывают верные ответы)

V. 4 этап.

А сейчас будем играть в боулинг. По одному представителю от команды (по очереди) выбивают кеглю с номером, получают карточку с двумя уравнениями. (Одна из кегль с анаграммами). Все вместе решают. Побеждает та команда, члены которой решили все уравнения и сделали это правильно и быстро. Можно помогать друг другу. 

1 команда 2 команда 3 команда
x + x = 2 x - x = 2,4 x - x = 3,6
x =3,5 x = 6,4 x = 8,1
 
y :  =  : y:  = : y: = :
y = y = y =

Подведение итогов этого этапа. 

VI. 5 этап.

Немного отдохнём от физкультуры. На доске записана задача. К ней составлена краткая запись и приведено решение. Вы должны найти ошибки. Работаете всей командой. Отвечает кто-то один после обсуждения. Побеждает та команда, которая сделает это быстро, правильно и дисциплинировано.

Задача: 24 человека за 6 дней пропололи участок клубники. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с такой же производительностью?

24 ч. - 6 дн. Прямая пропорциональная зависимость.

36 ч. - ? (Обратная пропорциональная зависимость)

24\36 = 6\х 24 ч. - 6 дн.
36*х = 6*24 36 ч. - ?
х = 6*24: 36 24\36 = х\6
х = 144 х = 24*6: 36
Значит,… х = 4
Ответ: за 144 дня. Ответ: за 4 дня.

VII. 6 этап.

Конкурс капитанов. Капитаны выходят к доске и по очереди прыгают с места. Тот, кто прыгнет дальше, получает для своей команды более легкое задание – задание со спичками.

1 команда: спичечный рак ползёт вверх. Переложить три спички так, чтобы он пополз вниз.

  

2 команда: флюгер составлен из 10 спичек. Переложить четыре спички так, чтобы получился дом.

3 команда: 2 рюмки составлены из 10 спичек. Переложить 6 спичек так, чтобы получился дом.

Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее. (помощники проверяют).

VIII. 7 этап.

Рыбалка. По 3 человека от команды выходят к доске, вылавливают шараду (по очереди) и тут же с помощью команды отгадывают.

Шарады:

  1. Какая мера длины определяется двумя нотами? (Миля)
  2. Какая ягода образуется при попадании в праздничный напиток для взрослых твердых атмосферных осадков? (Виноград)
  3. Что может вырасти на лице, если в сосновом лесу читать хвалебное стихотворение? (Борода)
  4. Какое получится ядовитое вещество, если длиннохвостая грызунья встретит длинношерстного быка? (Мышьяк)
  5. Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева? (Пудель)
  6. Какое появляется кусачее насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м2 . (Комар)
  7. Какой получится струнный инструмент, если на участке в 100 м2. (Арфа)
  8. РО100 К (РОСТОК)
  9. ИН3ГА (ИНТРИГА) 

IX. 8 этап.

На данном этапе будем проверять вашу меткость. Члены команд будут по очереди метать дротик в круг. При попадании шарика ближе к 10 команда получает более лёгкий вопрос. Ну а те, кто будет менее меток, получает вопрос сложнее. За каждый верный ответ – очко. Отвечать может не только метавший, но и члены его команды.

Вопросы:

  1. Шестью шесть… (36)
  2. Самая любимая оценка школьника… (5)
  3. Сколько музыкантов в квартете? (4)
  4. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя… (правильная)
  5. Сотая часть числа… (процент)
  6. Треугольник, у которого есть прямой угол… (прямоугольный)
  7. Третий месяц летних каникул… (август)
  8. К натуральному числу справа приписали 2 нуля. Во сколько раз увеличилось число? (в 100 раз)
  9. Как называется число, делящееся без остатка на 2? (чётное)
  10. Каким словом обозначался миллион в древней Руси? (тьма)
  11. Пропорцией называется… (равенство двух отношений)
  12. Древнегреческий учёный, изучавший вопрос о делимости чисел? (Пифагор)
  13. Как найти неизвестный множитель? (надо произведение разделить на известный множитель)
  14. Разделите 100 на половину. Сколько получится? (100: 0,5 = 200)
  15. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на 2-х ногах? (3 кг)
  16. Назовите наименьшее натуральное число. (1)
  17. Торговка, сидя на рынке, соображала: «…если бы к моим яблокам прибавить половину их да ещё десяток, то у меня была бы целая сотня.» Сколько яблок у неё было? (60)
  18. Брат и сестра получили от родителей 90 рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 рублей, то брат окажется вдвое богаче своей сестры. Сколько денег досталось брату и сколько сестре? (50 и 40 рублей)
  19. Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай весом в 3 центнера. Две трети веса урожая приходится на корешки, а остальное – на вершки. Сколько центнеров урожая достанется медведю, если давно известно, что ему по договору причитаются все вершки? (1 центнер)
  20. Длина крышки парты 110 см, а ширина – 50 см. Сколько пронзённых стрелами сердец вырезал на своей парте курносый Серёга, если известно, что он заполнил сердцами всю крышку парты и каждое сердце поместил на отдельных 20см2? (275) 

X. Финиш.

Подведение итогов. Награждение.