Правописание -тся и -ться на конце глаголов

Разделы: Логопедия


Коррекция аграмматической дисграфии предполагает сочетать логопедическую работу с закреплением знаний, полученных детьми на уроках русского языка. В связи с этим хороший результат дают бинарные уроки и интегрированные занятия.

Данный урок является пропедевтическим к теме «-тся и -ться в конце глаголов», учит детей дифференцировать части речи, выделять грамматические отличия в их написании.

Может быть использован учителями-логопедами, работающими с детьми, имеющими логопедическое заключение «ОНР III уровня», а также учителями начальных классов.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность уч-ся УУД

1. Оргмомент

Сядет тот ряд, который посчитает слова в предложении:

Здравствуйте, дорогие гости! Второму ряду назвать второе слово.

Запись числа, кл. работы.

2. О чем нам может рассказать эта картина? Составьте небольшой рассказ.

Что такое рассказ? Что такое предложение?

3. Зад. 1. При записи рассказа Антон растерял некоторые слова ( х*лодная, л*стопад, ос*нь, кр*соте). Прочитайте его рассказ. Все ли слова вам знакомы? (дивятся) Вставьте нужные, выбрав с доски, объясните орфограммы.

4. Работа в парах: Запишите слова в правильном порядке и подумайте, какое слово можно назвать лишним? Почему? Обозначьте части речи.

5. Зад. 2. Прочитайте слова с выделенными звуками на конце. Что в них общего? (в конце [ца]). Можем ли мы записать буквами конец слов? Почему?

6. Посмотрите на картинки. Составьте нераспространенное предложение. (Какое ?)

Что общего у подлежащего и сказуемого в звучании? (в конце [ца]) Чем они отличаются?

Что вы знаете о существительных, оканчивающихся на [ца]? Что вы знаете о глаголах, оканчивающихся на [ца]?

7. Как вы думаете, что мы можем узнать на уроке?

8. Зад 3. Чем различаются глаголы купаться и купается? (вопросом) Можем ли мы правильно написать конец слов? Почему?

9. Физминутка:

Вот мы пришли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали: это деревья в лесу.
Руки согнули, ими взмахнули – гроздья рябины трясу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят…
Как они плавно садятся, покажем – крылья положим вот так!

10. Прокомментируйте еще два глагола, опираясь на картинки. Можете написать конец слов? (нет)

11. Как вы думаете, чего нам не хватает? (орфографического правила)

12. Давайте попробуем сами его выявить и сформулировать.

Посмотрите на правильное написание этих слов. Какой вывод сделаем?

13. Что помогает определить, как пишется: –тся или –ться?

14. Так чему нужно учиться, чтобы правильно писать –тся и –ться? (задавать вопрос)

15. Групповая работа: Допишите еще по три слова: 1 группа – в 1 столбик, 2 группа – во второй столбик.

Проверяем: 2 группа заполняет 1 столбик, 1 группа – второй столбик.

16. А теперь вспомните, какой рассказ мы составили в начале урока? Попробуйте правильно определить написание глаголов. (устно)

17. Проверка знаний. Найдите ошибку!

18. Скажите, как действовать, чтобы не ошибиться в написании –тся или ться? (задаём вопрос, смотрим, есть ли в нём мягкий знак. Если есть – пишем -ться с мягким знаком, если нет – пишем -тся без мягкого знака.)

19. Зад. 4. Вставьте в предложение правильное написание. Объясни свой ответ.

20. Зад. 5. Работа в парах. Чтобы легче запомнить алгоритм, постарайтесь выучить рифмы:

Прежде, чем глагол писать, не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе – будешь в –ться его писать!

21. Пора подвести итог. Какое орфографическое правило мы узнали сегодня? Как определить, когда –тся пишется с мягким знаком, а когда – без?

22. Зад. 6. Вернемся к рассказу об осени. Теперь вы сможете записать его правильно?

Допишите правильно пропущенные слова. Что вам поможет это сделать? (вопрос) Как?

23. Проверьте.

24. Прочитайте дописанные слова. Какое можно назвать лишним? Почему?

25. Скажите, как пишутся существительные, оканчивающиеся на звуки [ца]?

Глаголы?

26. Зад. 7. Сравните слова деви’ца и дивиться по написанию, по звучанию. На что нужно опираться, чтобы определить часть речи? (на смысл предложения) Как вы понимаете эти слова?

Домашнее задание: звукобуквенный разбор слов девица, дивиться, составить предложения с этими словами. Выучить правило урока.

27. Оцените себя. Если вы всё поняли на уроке и легко можете определить, как пишем глаголы, поднимите красный листок. Если у вас были трудности, но вы справились, все исправили и поняли – поднимите желтый лист. Кто не понял, кому нужно еще раз разбираться по теме – поднимите зеленый лист.

28. Скажите, как показать листопад на картине?

На обратной стороне листа вы найдете желтую полоску. Её нужно аккуратно оторвать и на скотч, который спрятан под ней, приклеить лист на нашу картину. В какую часть картинки будете клеить? Почему?

Вы молодцы, ребята! Спасибо за работу на уроке!

Развитие языкового анализа;

 

 

Синтез слов в предложении;

Зрительный анализ и выделение главных признаков;

Анализ смыслового содержания текста;

Словарная работа

Отработка порядковых отношений;

Формирование навыка обобщения;

Формирование зрительного и фонематического анализа;

Развитие языкового анализа;

Формирование навыка обобщения;

Актуализация знаний;

Навык постановки цели;

Анализ и сравнение имеющихся и необходимых знаний;

Развитие моторики и умения сочетать движение с речью;

 

 

 

Формирование навыка зрительного анализа и обобщения;

Смысловое осознание орфографического правила;

Навык определения задач, ведущих к цели;

Умение работать в группе;

Умение презентовать свои результаты;

Тренировка памяти;

Актуализация знаний;

Развитие навыка зрительного анализа;

Знакомство с новыми пословицами;

Закрепление изученного правила и алгоритма его применения;

Развитие памяти;

Формирование умения делать вывод;

Применение полученных знаний;

Формирование зрительного анализа;

Формирование операций обобщения;

Формирование зрительного и слухового анализа;

 

Формирование навыка самооценки;

 

 

Формирование пространственной ориентации;

Развитие мелкой моторики;

 

 

Анализировать состав слов в предложении;

 

анализировать рисунок, выбирая главное;

самостоятельно составлять предложения;

применять орфографические правила;

подбирать слова, ориентируясь на смысл; разбирать значение незнакомых слов;

соблюдать порядок;

определять части речи;

объединять в группы;

анализировать;

определять части речи;

определять границы знаний;

определять члены предложения;

анализировать звуковой состав слов, выделять нужные звуки;

определять части речи;

ставить цель;

развивать моторику;

сочетать речь с движением;

уметь видеть проблему;

сравнивать написание; обобщать результат сравнения;

делать вывод;

запоминать алгоритм применения правила;

намечать задачу;

учиться сотрудничеству;

задавать вопрос;

применять имеющиеся знания;

пополнять словарный запас;

уметь действовать по алгоритму;

 

 

анализировать готовый текст;

проверять запись;

обобщать;

 

 

 

 

 пополнять словарный запас;

 

 

анализировать;

 критически относиться к своей работе;

оценивать себя;

ориентироваться на рабочей поверхности;

развивать мелкую моторику;

Приложения.