УМК системы Л.В. Занкова как средство развития и сохранения мотивации к обучению русскому языку

Разделы: Начальная школа


Введение

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. В качестве одного от таких средств, следует рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации. Психологами установлено, что если какая-либо деятельность мотивирована, то она протекает более успешно. Поэтому в обучении нужно создавать такие условия, при которых активность обучаемых может быть высокой.

Практическое значение исследования данной проблемы определяется, в первую очередь, необходимостью поисков путей и средств формирования адекватных устойчивых мотивов учения у учащихся, что в конечном итоге способствует эффективности учебной деятельности детей в целом.

Основная часть

Под мотивацией понимается система осознанных побуждений к выполнению определённой деятельности. Мотивы как система осознанных побуждений к учебной деятельности играют важную роль в обучении.

Мотивационная сфера учения у школьников определяет и побуждает их учебную активность.

Способы формирования мотивации я рассматриваю в рамках системно-деятельностного подхода. Какие приёмы мотивации я использую в своей практике в рамках системно-деятельностного подхода?

Главным для учения является участие ребенка в активной деятельности: именно в ней решаются задачи развития личности данного ученика. Эта деятельность должна осуществляться способами, усвоенными данным учеником, доступными ему. Именно это реализуется в условиях деятельностного подхода, который предполагает усвоение знаний, которые он добывает в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Что же понимается под деятельностным методом?

Занков писал: "Не сообщать детям в готовом виде то, к чему дети могут прийти путем собственных внутренних усилий".

В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

УМК Л.В. Занкова реализует принципы деятельностного подхода: через:

  • наличие познавательного мотива;
  • наличие проблемных заданий, требующих от ученика самостоятельной поисковой деятельности;
  • выполнение и освоение способа действий для осознанного применения знаний.

Уже с первых дней ребёнка в школе я организую их собственную активную познавательную деятельность. Так на уроке обучения грамоте при изучении темы «Звук [ж] всегда твёрдый. Слог ЖИ» мы организовали исследование слога ЖИ.

Учитель: Сегодня мы будем играть в игру «Исследователь» и откроем одну из тайн русского языка.

Учитель: С чего начнём исследование слога жи?

Ученик: Узнаем, из каких звуков он состоит.

Анализ слога жи.

Учитель: Произнесите слог ЖИ.

Учитель: Что заметили?

Ученик: После звука Ж слышится звук Ы.

Ученик: Звук Ж – твёрдый.

Учитель: Продолжим наше исследование: всегда ли после ж пишется и?

Учитель: Какие источники можем использовать для исследования?

Ученик: Азбуку и словари.

Работа с учебником. Орфографический словарь.(Составитель Л.С. Васильева, Саратов: «Лицей», 2001)

Учитель: Начинаем исследование. Ребята, у которых орфографические словари исследуют слова на букву ж: всегда ли после ж пишется и?

Учитель: А остальные ребята будут исследовать страницу 53 в Азбуке.

Учитель: Исследуйте верхнюю часть страницы Азбуки. Почему автор поместил эти рисунки на странице?

Ученик: В этих словах есть слог жи.

Учитель: Назовите эти слова.

Ученик: Ежи, ужи, стрижи, жираф.

Учитель: Как написан слог жи?

Ученик: Слог ЖИ написан с гласной буквой И.

Учитель: Ребята, которые исследовали слова из словаря, встретились ли вам слова, в которых после ж пишется ы?

Ученик: Таких слов нет.

Учитель: Какие слова со слогом жи вы нашли?

Ученик: Животное, жизненный, жизнь, жилище, жить, жираф

Учитель: Продолжим исследование.

Чтение столбиков слов в Азбуке. (хоровое чтение)

Жил   жив
Жила   живы
Жили   живой

Учитель: Как написан слог жи?

Ученик: Слог ЖИ написан с гласной буквой И.

Чтение слов цепочкой. (слабо читающие дети)

Учитель: Какой вывод о написании слога ЖИ можно сделать?

Ученик: Слог ЖИ всегда пишется с гласной И.

Учитель: Дополните слова из столбиков до предложений, используя рисунки со страницы учебника.

Ученики: Жил жираф. Жил морж. Жила снежинка. Жили ежи. Жили ужи. Жили стрижи.

Ученикам было интересно содержание урока, интересным стали результаты собственной деятельности. Полученные знания на последующих уроках были перенесены на изучение тем «Слоги ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».

Руководствуясь данными психологов о том, что на характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность класса, что при работе малыми группами сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, я систематически провожу на уроке парно-групповую работу. Организовать такую работу помогает УМК Л.В. Занкова. В учебниках заложены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности. Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Так с первых дней ребёнка в школе на уроке мы организуем парную работу. Такая работа позволяет включить всех учащихся в активную учебную работу, так как только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Организация таких групповых форм обучения втягивает в активную работу даже "глухих" учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.

Формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся. На каждой странице «Азбуки» Н.В. Нечаевой, К.С. Белорусец есть виды заданий, которые удивляют ребят, вызывают желание читать, разгадывать, творить и сочинять. Именно на это нацелены задания рубрик «Так, да не так», «Чепуха», «Путаницы». Так, работая на стр. 92 «Азбуки», читая путаницы, которые сочинили их сверстники, мои ученики задались вопросом: «А мы сможем так?» Дети так увлеклись этой идеей, что результатом нашей работы стала книга, которую мы создали на уроках обучения грамоте. Дети сочинили путаницы, небылицы, «чепуху» и проиллюстрировали их содержание. Над книгой с интересом работали все дети класса. Эта деятельность способствовала развитию творческого воображения. Она сплачивала детей, развивала коммуникативные качества, повышала мотивацию к учению. Вот какие путаницы получились:

Жили-были две сороки.
И одна сказала вдруг:
«Очень вкусные ватрушки
На нашем дереве растут!»
Диана Белова, 7 лет
Снег, сугробы и трамплины...
В Африке живут пингвины.
Лев, жираф и бегемот
Отмечают Новый год!
Ольга Золкина, 6 лет
А у нас сегодня дома
Была рыжая корова.
Замяукала она,
Попросила молока.
Вика Заглядова, 6 лет

Познавательные игры, ситуация спора и дискуссии также способствуют развитию и сохранению учебной мотивации. Овладевая тем или иным предметным содержанием, учащиеся вступают в споры. В каждом споре выкристаллизовывается точка зрения каждого ученика. Возражая собеседникам, ученик создает свой вариант ответа на вопросы, обсуждаемые на уроке. Диалог способствует воспитанию коммуникабельности, воспитывает навыки культурного содержательного общения. Я использую учебник «Азбука» Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусец, которая даёт огромные возможности для организации диалога. Диалог я использую как средство активизации познавательной активности учащихся. Вот как мы организовали диалог на уроке по странице 36.

Учитель: Что могут обозначать эти слова? (На доске слова ЛИМОННЫЙ МАЛИНОВЫЙ)

(Дети предлагают разные варианты: пирог, сок, цвет, компот)

Учитель: Кто сможет прочитать название следующего текста? (Последнее слово записано в виде схемы) Жужжащее чтение. Дети читают: Лимонный или малиновый сок.

Учитель: Почему сок?

Ученик: Потому что здесь буква О.

Учитель: Тогда может быть и пирог?

Ученик: Нет, потому что здесь схема, а в ней 3 звука, а в слове пирог звуков больше.

– В слове пирог 5 звуков, а должно быть три. (Чтение текста по предложениям)

Учитель: Как вы думаете, Рома и Марина взрослые или дети? Попробуйте подтвердить свой ответ предложением из текста.

Ученики высказали разные предположения:

– Рома – взрослый, он художник, а Марина ещё в школе, она делает уроки.

– Это дети, потому что у них есть мама.

– Это дети, потому что они не могли себе сами налить сок, им помогала мама.

Для развития мотивации показываю нужность, важность и значимость учебного материала. Так на уроке письма при обучении написанию заглавных букв М, Л, возникает диалог:

Учитель: Какую цель перед собой вы можете сегодня поставить?

Ученик: Научиться писать заглавные буквы Л и М.

Учитель: А зачем нужно уметь писать заглавные буквы Л и М?

Ученик: С заглавных букв пишутся названия городов, имена, фамилии, начало предложений.

Дети привели примеры названий городов, имён, фамилий.

Поддерживает развитие мотивации и изучение материала в виде проблемной (эвристической) беседы, опирающейся на имеющиеся знания обучаемых. Такая беседа возникает, например, при изучении темы «Понятие «слог». Деление слов на слоги».

Учитель: А зачем нам слог?

Ученик: Затруднение с ответом.

Учитель предлагает на узкой полоске бумаги написать слово «барабан».

Ученик: Затруднение: слово не умещается.

Учитель: Как же быть? Какая тема нашего урока?

Ученик: Деление слов на слоги.

Учитель: Эти знания могут нам помочь?

Ученик: Предлагаюразделить слово на слоги.

Учитель: Попробуйте теперь записать это слово на полоске бумаги.

Ученик: Задание выполнено!

Учитель: Зачем же нам уметь делить слова на слоги?

Дети в практической деятельности получили новые знания и убедились в их необходимости. Чтобы дети включились в учебную работу, был создан стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, и явилась созданная учебно-проблемная ситуация.

Считаю, что эффективно начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. Практическая работа приводит, как правило, к постановке проблемных вопросов детьми самостоятельно или с помощью учителя. Такая проблемная ситуация, несомненно, является мощным толчком к началу интенсивного мышления. Таким образом, проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.

Основатель русской педагогики К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться. Учитывая это, создаю такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; своевременно помогаю ребёнку добиваться успеха в учебной деятельности. Помощь оказываю только тогда, когда ребёнок отказывается от самостоятельных попыток двигаться дальше. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса. Создаю такую ситуацию, чтобы ребёнок стремился выполнить задание самостоятельно и не сразу обращался за помощью. Так создаётся ситуация успеха. Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной личностью.

Урок обучения грамоте по теме: «Такой – другой, такой – такой же. Нахождение предложения по схеме. Практическое пользование при чтении всеми изученными буквами. Звуковой и звуко-буквенный анализ». (стр.36)

Фрагмент № 1. На наборном полотне буквы: М о И Л э р й Р

Учитель: На какие группы можно разделить буквы?

Ученик: Буквы можно разделить на гласные и согласные.

– Большие и маленькие буквы.

– Я не согласен. Они называются прописные и строчные.

Учитель: Распределите эти буквы на заглавные и строчные. ( 1– группа букв: М, И, Л, Р. 2-я группа букв: о, э, р, й.

Ребята оценивают его работу: – Я согласна с работой Вики. Она всё сделала правильно.

Учитель: Для чего нужны заглавные буквы?

Ученик: Писать имена и фамилии людей.

– Ещё с заглавной буквы можно начинать записывать предложение.

– Я согласна с Катей. А ещё можно написать название городов, стран.

– А я хочу добавить, что с большой буквы пишут клички животных.

Учитель: Подберите имена, начинающиеся с этих заглавных букв.

Дети подбирают: Марина, Ирина, Лена, Рома, Максим и другие.

Учитель: Я предлагаю вам составить схему слова Марина.

К доске выходят два ученика и работают у доски. Дети составляют схему слова, но не используют обозначение заглавной буквы.

Ребятам предлагается оценить работу товарищей. Никто не заметил ошибку.

Учитель: Что вы делали?

Ученик: Мы составляли схему слова «Марина».

Учитель: Что означает слово «Марина»?

Ученик: Это имя девочки.

Учитель: А что вы говорили в начале урока о написании имён?

Ученик: А, я понял, в схеме надо было использовать знак заглавной буквы.

Учитель: Назовите мягкие согласные. Объясните.

Ученик: Этот звук произносится мягко. Мягкость обозначает гласный звук «и».

Учитель: Как превратить имя девочки в название ягоды?

Ученик: Надо заменить звук [р,] на звук [л,] (Дети заменяют и получают новое слово – малина).

В начале урока дети решали ряд последовательно возникающих задач. Я стремилась не столько актуализировать знания, сколько вовлечь в активную речевую деятельность всех учащихся, вызвать интерес к собеседнику, поделиться своими мыслями, чувствами. Дети работали на разных уровнях мыслительной деятельности. Информация давалась по нескольким каналам восприятия. Реализация типических свойств дидактической системы процессуальности, коллизии, вариантности и дидактических принципов способствовали созданию ситуации успеха каждому ребёнку. Высокая активность детей – показатель их благополучия и успешности на уроке.

Важную роль в формировании мотивации играет содержание учебного материала УМК Л.В. Занкова. Оно доступно учащимся, исходит из имеющихся у них знаний и опирается на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал может быть достаточно сложным и трудным. Совершенно очевидно, что информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности. Изучение облегченного материала становится для учащихся скучным и тягостным делом (скука – тоже эмоция), которое не способствует становлению мотивации учебной деятельности, а, наоборот, убивает всякий интерес к ней. Важно, чтобы каждый ученик ощутил счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы. Первоначальное предъявление задания на самом высоком уровне трудности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику, причём, не только к слабым, но и к сильным, активизируя их познавательную деятельность. Для сильных учеников важен именно высокий уровень трудности, чтобы обеспечить им условия для интенсивной умственной работы, а слабые должны испытать затруднение, прежде чем будет дана подсказка. Задания в УМК ориентированы на разных учащихся. Чередуется работа на развитие образных представлений, абстрактного и логического мышления. Например, на странице 22 «Азбуки» изображены предметы: стол, стул, ласты, листы, сок, сук, дом, дым. Рядом с картинками написаны названия этих предметов с пропусками известных детям букв. Предлагается задание: «Вставь пропущенные буквы. Понаблюдай, как буква меняет слово». Ребенок от узнавания наглядного образа предмета переходит к анализу его названия. Фонетический анализ слов подскажет, какие буквы необходимо вписать. Далее дети сравнивают пары слов и делают вывод, что слова состоят из одинакового количества буки, а также о количестве гласных и согласных. Затем возвращаются к рисункам, чтобы рассказать все, что они знают о предметах. Приходят к выводу о том, что фонема (звук) может изменять значение слова. В этом случае многоаспектность анализа, обеспеченная богатым и разнообразным содержанием, позволяет сочетать доступный уровень выполнения задания с возможностью каждому ребенку работать на высоком уровне трудности, поднимаясь до словесно-логического мышления. На этом этапе урока ученик осуществляет систематизацию слов и переключается на другой аспект анализа — на анализ свойстви качеств предмета, который называется этим словом.

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений. В упражнении на закрепление адекватной самооценки учу школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.

             Система описанной работы даёт положительные результаты. Так в сентябре 2010 – 2011 учебного года психологом Шумилиной Е.Е. проводилась диагностика первоклассников «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н. Лускановой». Результаты исследования показали уровни школьной мотивации, учебной активности. В феврале 2012 – 2013 учебного года была проведена повторная диагностика третьеклассников «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н. Лускановой». Данные диагностики приведены в таблице:

Уровень школьной мотивации Сентябрь 2010–2011, (чел.) Февраль 2012–2013, (чел.)
Высокий 11 17
Средний 6 7
Низкий 9 2

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о положительной динамике мотивации школьников. Увеличилось количество детей, у которых есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Эти ученики добросовестны и ответственны, они успешно справляются с учебной деятельностью. Проведенные мониторинговые исследования показывают высокую эффективность системы Л.В. Занкова для развития всех детей.

Заключение

Основой для развития и сохранения мотивации к обучению является использование УМК «Система Л.В. Занкова». Кроме того, для формирования мотивации немаловажное значение имеют принципы деятельностного подхода, которые эффективно реализуются в учебниках системы Л.В. Занкова.

Обеспечивают формирование устойчивых мотивов:

  • Наличие в заданиях УМК поисковых элементов, предполагающие организацию исследовательско-поисковой деятельности, в процессе которой каждый ученик найдёт свою «нишу» и будет успешным;
  • Сочетание в заданиях вопросов, требующих их решения на разных уровнях познавательной деятельности, что позволяет сочетать доступный уровень выполнения задания с возможностью каждому ребёнку работать на высоком уровне трудности, поднимаясь до словесно-логического мышления;
  • Изучение нового материала в виде проблемной (эвристической) беседы, опирающейся на имеющиеся знания обучаемых.
  • Указание на нужность, важность и значимость учебного материала.
  • Создание ситуации успеха в обучении, постоянно знакомить обучающихся с критериями оценок за учебную деятельность для стимулирования осознанного стремления к достижению высоких показателей.
  • Поощрение выполнения заданий повышенной сложности и многократные попытки решать трудные задачи.
  • Создание интереса и занимательности в содержании учебного материала.
  • Создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса.
  • Создание ситуации для каждого учащегося, в которой он сможет проявить себя (парно-групповая, групповая работа)

Литература:

  1. ФГОС начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова.– Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  3. Вьюнкова Ю.Н. Мастерство и педагогическая техника учителя в системе развивающего обучения. / «Новое время – новая дидактика». – М., 2001.
  4. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах. – М., 2000.
  5. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. За системой Л.В. Занкова – настоящее и будущее. //– Практика образования, 2006. № 1,2.
  6. Нечаева Н.В. Белорусец К.С. Азбука – Самара: «Учебная литература», 2011.
  7. Нечаева Н.В. Новое поколение занковских учебников. // Занковские чтения. – Самара: «Фёдоров», 2005.
  8. Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2004.
  9. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. – Волгоград, 1992.