Урок-путешествие по стране Лексика. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


6 класс.

Урок № 30 (по планированию на 204 часа).

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык. 6 класс», М., Просвещение, 2010 год.

Тип урока. Комплексное применение знаний и умений (урок обобщения).

Форма урока: урок-путешествие.

Метод: комбинированный, игровой.

Межпредметные связи: русский язык – литература – музыка

Цель: обобщить и повторить весь изученный материал по теме «Лексика».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. формировать умение применять на практике полученные знания;
  2. обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  1. развитие критического мышления;
  2. развитие внимания;
  3. формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  4. развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  5. формирование логических умений;
  6. развитие умения работы в парах и группах;
  7. развивать умение давать характеристику слову с точки зрения его значения, происхождения и употребления.

Воспитательные:

  1. воспитание интереса и уважения к родному языку, изучаемому предмету;
  2. воспитывать интерес к изучению творчества М.Ю. Лермонтова;
  3. воспитание ценностного отношения к слову;
  4. развитие коммуникативных УУД:
  5. создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  6. взаимодействие учащихся в парной и групповой работах: развитие уважения друг к другу.

Структура урока

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания).
  5. Физ. минутка.
  6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
  7. Контроль усвоения, коррекция
  8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
  9. Информация о домашнем задании (комментирование).

Оборудование: компьютер, проектор, словари Ожегова С.И., Ушакова Д.И., Даля В.И., карточки-задания.

Технологическая карта урока

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Планируемый результат

1. Организационный этап.

(0,5 мин.)

(Слайд 1 у автора)

– Здравствуйте, ребята!

– Любите ли вы путешествовать?

– А можно ли путешествовать на уроке?

– Как вы думаете, что необходимо иметь при себе, отправляясь в путешествие на уроке?

Проверьте, все ли у вас есть на партах, а староста класса нам сообщит, все ли учащиеся сегодня будут путешествовать или кто-то отсутствует.

Ответы учащихся:

 

– Да, любим.

– Конечно, можно.

– Учебник, ручку, тетрадь, дневник.

(староста называет отсутствующих)

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Создание положительной мотивации

2. Мотивация

(3 мин.)

Постановка проблемы (слайд 2):

– «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, 
в этом нет никакого сомнения».
(Виссарион Григорьевич Белинский – литературный критик, публицист).

– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Сформулируем цели и задачи урока (Чему хочу научиться? Что для этого надо сделать?).

(Слайд 3) (Просмотр видеоклипа «Парус» (в исполнении О. Погудина)).

– Вы, конечно, узнали знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Оно прозвучало не случайно. Именно произведения этого поэта помогут нам сегодня на уроке. И путешествовать мы с вами будем по стране Лексика вместе с М.Ю.Л ермонтовым.

Учитель пишет тему на доске, а ученики в тетрадях.(слайд 3а)

Перед вами карта, которая укажет нам путь к сокровищам. Каким? Вы узнаете после того, как откроете все тайники.

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока

Ученики рассуждают, чему они должны научиться и что для этого надо сделать.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы

Сформулировать диагностические цели урока. Формирование ожиданий ученика.

3. Актуализация знаний.

(5 мин.)

– Итак, мы отправляемся за сокровищами. Первая станция «Теория» (слайд 3, гиперссылка на слове Теория). Прошу вас вспомнить все, что мы изучали по теме «Лексика»:

– что такое лексика?

– назовите слова с точки зрения количества значений.

– назовите слова с точки зрения происхождения.

– назовите слова с точки зрения употребления.

– назовите слова с точки зрения пассивного и активного запаса. (слайд 4, возврат на слайд 3 по стрелке)

Отвечают на поставленные вопросы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:повторение изученного по теме «Лексика»

Наладить учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, актуализация знаний.

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания)

(7 мин.)

– Следующая станция «Потеряйка» (слайд 3, гиперссылка на слове Станция). Перед вами стихотворения (карточки-задания № 1) М.Ю.Лермонтова. В них пропущены слова. которые вам нужно вставить. Найдите среди них:

1 группа: однозначные слова, докажите правильность своего выбора.

(На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет).

2 группа: найдите профессионализмы, определите, к какой профессии они относятся

(Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус).

(слайд 5,6, переход на слайд 3 по стрелке)

Примечание: при затруднении можно пользоваться словарями.

Письменная групповая работа по заданию согласно алгоритму действий, самопроверка по эталону.

 

На вершине, сосна, дремлет, снегом, сыпучим, снится, в пустыне, восход, грустна, на утесе, пальма

 

 

 

 

Лафет, бивак, кивер, штык

 

 

 

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные:
общеучебные – отработка навыков, закрепление известного способа действий, рефлексия способов и условий действия.

Личностные: формирование интереса и уважения к культуре своего народа.

Сформированность готовности применить знания и умения в знакомой ситуации.

5. Физкультми-нутка (1,5 мин.)

– (Слайд 3, гиперссылка на спортсмена) Ой, ребята, это кто? Штангист? Спортсмен? Зачем он появился на нашем пути? Правильно, он приглашает нас на физкультминутку.

Выполняют действия в соответствии с действиями, показанными в клипе

 

Смена видов деятельности, переключение внимания, увеличение двигательной активности учащихся 

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

(12 мин.)

(слайд 3, гиперссылка на слове Ошибочка). Станция Ошибочка: карточки-задания № 2 со строчками из стихотворений Лермонтова. Вы работаете самостоятельно, а затем проверяете у своего соседа правильность выполнения задания. Итак, найдите в тексте 5 ошибок по определению групп слов, сверьте с эталоном.

(«Его булат (диалектизм) блестит, как жар».
«Но талисман пустынного лобзанья (историзм)
Уводит сердца темные мечтанья».
«Не гнутся высокие мачты (исконно русское),
На них флюгера не шумят,
И молча в открытые люки
Чугунные пушки глядят»).
«Чу! в арьергард (диалект.) орудья просят;
Вот ружья из кустов [вы]носят».
«Уланы (архаизм) с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут».

(слайд 7, переход на слайд 3 по стрелке)

Попробуйте ответить на вопрос: какая лексика преобладает в лирике Лермонтова?

Поиск ошибок в паре, отработка навыков применения правила согласно алгоритму, сверка с эталоном.

Архаизм

 Архаизм

Заимствованное

Профессионализм (военный термин)

Историзм

В лирике Лермонтова очень часто используются устаревшие слова (архаизмы и историзмы)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

 

Сформированность умения применять знания и умения в новой ситуации

6. Контроль усвоения, коррекция.

(10 мин.)

Последняя станция Грамотеи (слайд 3, гиперссылка на слове Грамотеи). Самостоятельная работа «Пишем на 5+». Списать отрывок из стихотворения Лермонтова, вставить пропущенные буквы и запятые. Указать группы слов:

Г..рят очи его с..к..линые,
На оприч(?)ника смотрит пристально.
Супротив него он становит(?)ся
Боевые рукавицы натягивает
Могучие плечи распрямливает.

Самостоятельно выполняют работу с дальнейшей самопроверкой.

Горят очи (архаизм) его соколиные,
На опричника (историзм) смотрит пристально.
Супротив (архаизм) него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могучие плечи распрямливает.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение

Самоопределение и самокоррекция.

7. Рефлексия. (5 мин.)

Организует рефлексию

(Слайд 3, сундук)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

– Достигли ли вы её? Почему?

– Кто доволен своей работой на уроке?

– Что было самым интересным на уроке?

– Что было наиболее трудным?

– Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

– Вот и добрались мы до цели, ребята. Смотрите, какие сокровища вы открыли.

Выставление оценок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование.

 

Осознание успешности восприятия и осмысления объектов изучения

8. Домашнее задание (1 мин.)

(слайд 3, гиперссылка на сундук). Выучить стихотворение «Родина», отметить в нем профессионализмы, многозначные слова, устаревшие слова.

Слушание, постановка вопросов.

Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность

Осмысление домашнего задания.

Использованные ресурсы:

I. Стихотворения М.Ю.Лермонтова:

  1. Парус.
  2. На севере диком стоит одиноко…
  3. Баллада
  4. Венеция.
  5. Воздушный корабль.
  6. Валерик.
  7. Бородино.
  8. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

II. www.proshkolu.ru/user/Shatskaya8767/file/3640414/