Сценарий конкурса чтецов, посвященного Году литературы

Разделы: Внеклассная работа


12 июня 2014 года Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в России в 2015 году Года русской литературы. По все стране пройдут масштабные мероприятия в рамках этой инициативы. Это и проекты, и творческие встречи писателей и поэтов с читателями, и конкурсы. В нашей школе пройдет открытие Года русской литературы. Мы решили провести открытие в форме конкурса чтецов. Данный сценарий поможет начать данный конкурс.

Ход мероприятия

Оформление зала: на журнальном столике – портреты поэтов (Пушкин, Маяковский, Ахматова, Есенин, Некрасов), свеча, на занавесе – рисунки-символы: терновый венок, женский профиль, мальчик с котомкой, плакаты Маяковского.

Учитель и ученица идут по авансцене. (слайд 1 у автора)

Учитель. Так, Наташа, 2015 год – год русской литературы, нужно сочинить стихотворение, посвященное этой дате.

Ученица. Легко.

Учитель (внимательно смотрит на ученицу). Ты уверена? Может быть, кого-нибудь еще попросить?

Ученица. Ну что вы, Марина Викторовна. Мне это ничего не стоит.

Учитель. Хорошо, тогда завтра и принесешь хотя бы наброски того, что у тебя получится.

Учитель уходит.(слайд 2). Наташа заходит в свою комнату. Садится за столик, берет ручку и начинает что-то писать, перечитывает, комкает бумагу, бросает на пол, снова пишет, сова читает, снова комкает. Вскакивает с места, начинает нервно ходить взад и вперед.

Наташа. (бормочет слова) культура – литература, поэт – ответ. (подбегает к столу, быстро пишет)

Не может быть у нас культуры
Без знания литературы,
Литературы ж назначенье
В души прекрасной становленье.

(чуть не плачет). Какая-то чепуха получается…. Что же делать? Я же пообещала завтра принести стихотворение… (подходит к книжной полке, берет томик стихов Ахматовой, садится за стол, начинает читать первую строфу, потом засыпает, за нее продолжает Ахматова, которая входит в комнату, берет свой томик стихов, становится за спиной Наташи и дочитывает стих, грустно улыбаясь)(слайд 3).

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Ахматова.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

(слайд 4). В комнату быстрыми шагами входит Маяковский, за ним Есенин, Некрасов, Пушкин.

Пушкин. Добрый день, господа. Здравствуйте, Анна Андреевна. Очень рад видеть всех вместе.

Маяковский. (берет листок Наташи, читает, тут же бросает на стол, гневно читает). Не может быть у нас культуры без знания литературы…

Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
набравши в рот —
кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки —
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина —
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н...».

Пушкин. Успокойтесь, Владимир Владимирович, ведь девочка только начала писать, конечно, ей сложно. У каждого свой подход, каждый писатель, поэт имеет свой способ сочинять свои произведения…

Некрасов. Да, я с Вами полностью согласен, Александр Сергеевич. Например,

Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс.

Маяковский. А я уверен, что…

Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так,—
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.

(поэты по-разному реагируют на его стихи: Пушкин слегка улыбается, Есенин хмурится, Некрасов задумчиво почесывает кончик носа, Ахматова отстраненно смотрит вдаль)

В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
но грозное оружие.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.

(поэты, кроме Ахматовой, становятся плечом к плечу, строго смотрят в зал, Анна Андреевна стоит в пол-оборота).

Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных
зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего
род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.

Ахматова (подходит к поэтам, качает головой). Нет, друзья мои, стихи – это…

Это – выжимки бессонниц,
Это – свеч кривых нагар,
Это – сотен белых звонниц
Первый утренний удар...
Это – тёплый подоконник
Под черниговской луной,
Это – пчёлы, это – донник,
Это – пыль, и мрак, и зной.

Есенин. А для меня

Мои мечты стремятся вдаль,
Где слышны вопли и рыданья,
Чужую разделить печаль
И муки тяжкого страданья.

Я там могу найти себе
Отраду в жизни, упоенье,
И там, наперекор судьбе,
Искать я буду вдохновенья.

Некрасов. (восклицает). Это все она – Муза!

Маяковский пожимает плечами, что-то хочет сказать, но Пушкин останавливает его жестом.

Пушкин.

В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила;
Она внимала мне с улыбкой, и слегка
По звонким скважинам пустого тростника
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной;
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Да, господа, мы разные, но нас любят, (показывает на портреты) нас читают, (берет в руку сборник стихов) нас помнят (гладит Наташу по голове). Давайте прекратим этот спор. Нужно помочь этой прекрасной девушке.

Наташа (сквозь сон)

И, если хочешь мир познать,
Придется классиков читать.

Поэты улыбаются. Звучит музыка. (гиперссылка на звездочку). Вальс. Пушкин берет Наташу за руку и начинает кружить ее в вальсе. В ритме вальса кружатся Некрасов и Ахматова. В это время за стол садится Маяковский и пишет несколько строк. Затем к столу подходит Есенин, Некрасов, Ахматова, потом Пушкин, каждый из них что-то пишет, встав из-за стола, уходит медленно за кулисы. Постепенно музыка становится тише, тише. Пушкин целует руку Наташе, уходит. Наташа просыпается, трет глаза.

Наташа. Какой удивительный сон мне приснился… вальс, Пушкин… Маяковский… Некрасов… Есенин…Ахматова… они что-то говорили, спорили…Что это? (ее взгляд останавливается на столе, она начинает читать)

Маяковкий. (слайд 5). Поэзия — производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство. Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.

Есенин (слайд 6). Тогда впервые С рифмой я схлестнулся. От сонма чувств Вскружилась голова. И я сказал: "Коль этот зуд проснулся, Всю душу выплещу в слова»…

Некрасов (слайд 7). Постойте... по жилам моим пробегает какой-то лихорадочный огонь... в голове вертятся какие-то идеи, которых я сам не понимаю, перед глазами какие-то образы, которых я сроду не видывал... что это? уж не вдохновение ли? Так точно, должно быть, вдохновение... Да, да... точно, вдохновение... уж позвольте, позвольте... перо, скорее перо!

Ахматова (слайд 8). „...стихи идут все время, я, как всегда, их гоню, пока не услышу настоящую строку“.

Пушкин (слайд 9).

Я мирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел,
И лира стала мой удел.

Наташа. (слайд 10). Так это был не сон?..( смотрит на портреты поэтов). Спасибо вам, мои любимые, мои дорогие поэты. Спасибо за урок. Я поняла, что творчество – это величайший труд. Теперь я знаю, что делать…

Наташа и учитель (слайд 11).

Наташа. Марина Викторовна, извините меня, пожалуйста, я не смогла написать стихотворение, посвященное году русской литературы. Но мне кажется, что стихотворение Некрасова будет очень кстати. Может быть, мы с него и начнем наш конкурс чтецов? (показывает стих учителю).

Учитель. Хорошо. Давай с него и начнем. Я думаю, что его очень хорошо прочитает Даша.

Уходят.

Даша.«Блажен незлобивый поэт…» Николай Некрасов (слайд 12)

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе -
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, -

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

Наташа и Никита. Добрый день!

Никита. (слайд 13). Владимир Владимирович Путин подписал 12 июня 2014 года Указ о проведении в России в 2015 году Года русской литературы. По всей стране пройдут масштабные мероприятия в рамках этой инициативы.

Наташа.(слайд 14) В рамках Года литературы уже запланированы Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь – 2015», проекты «Книги в больницы» и «”Лето с книгой”: дни чтения в летних лагерях», творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах Москвы и регионов РФ, пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России».

Никита. В 2015 году в нашей стране отмечается еще одно очень важное событие.

Наташа. (слайд 15). Ровно 70 лет назад Советский Союз победил фашистскую Германию, освободив мир от коричневой чумы.

Никита. Поэтому сегодня в нашей школе состоится открытие Года русской литературы. И пройдет он не совсем обычно.

Наташа. Мы начинаем конкурс чтецов, но чтецов необычных. Мы послушаем стихи поэтов других национальностей, которые в своих произведениях поведают о своем отношении к нашим русским поэтам: Пушкину, Лермонтову, Некрасову и многим другим писателям и поэтам.

Никита. И конечно же мы сегодня услышим стихи о Победе русского народа над фашизмом.

Наташа. А открыла наш конкурс чтецов ученица 11А класса Панинская Дарья, которая прочитала стихотворение Н.А.Некрасова «Блажен незлобимый поэт…».

Никита. Но прежде чем мы пригласим следующего участника, позвольте представить наше компетентное жюри…

Дальше проходит конкурс чтецов, затем подведение итогов и награждение.