Особенности творчества великих мастеров Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти

Разделы: МХК и ИЗО


Тема урока по программе: «Художники Высокого Возрождения».

Тема проекта: «Особенности творчества великих мастеров Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти».

Время работы над проектом – 2 недели. 

Дидактическая цель: создать условия для осмысления и освоения учебной информации, проверки уровня освоения знаний и умений.

Цели по содержанию:

  • образовательная: изучить особенности творчества и стилей великих мастеров Высокого Возрождения;
  • развивающая: учить работать с дополнительной научно-познавательной литературой, продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;
  • воспитательная: формировать научное мировоззрение, учить работать в команде, толерантно относиться к чужим мнениям и позициям, грамотно выражать и отстаивать свою позицию.

Ход урока

Этапы работы над проектом

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 урок

Запуск проекта

1. Погружение в проект

Актуализация знаний, актуализация интереса

Не сообщает тему урока, предлагает картины, нужно провести между ними аналогию. («Мона Лиза», «Мадонна Бенуа», «Дама с горностаем»)

– Что связывает эти картины?

– Что нового появилось в живописи Леонардо да Винчи по сравнению с работами художников Раннего Возрождения?

– Как вы думаете, почему период с конца XV до начала XVI в. назовут Высоким Возрождением или Золотым Возрождением?

– Какие особенности эпохи способствовали дальнейшему развитию живописи?

Проводят аналогию:

Эти картины принадлежат кисти художника итальянского Возрождения Леонардо да Винчи

 

Очерчивание проблемного поля.

– Посмотрите внимательно на эту картину («Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти)

– Могла ли эта картина принадлежать кисти великого Леонардо да Винчи?

Эта картина принадлежит кисти великого мастера Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти.

– А эта картина? («Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти)

Похожа ли она по технике исполнения на предыдущую картину?

Эта замечательная картина принадлежит кисти великого мастера Золотого Возрождения Рафаэль Санти.

Анализируют, отвечают на вопросы, высказывают предположения.

 

Формулировка проблемы

Эпоха Возрождения подарила нам имена замечательных художников Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти. Прошло более 500 лет, а мы говорим об их работах. Ведь были и другие художники в то время, но их творчество забыто. В чем особенность творчества Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти? Почему их имена прошли сквозь века? – на этот вопрос вам предстоит ответить.

Анализируют, отвечают на вопросы, высказывают предположения

 

Формулирование темы и цели проекта.

Итак, мы будем в течение недели работать над проектом «Особенности творчества великих мастеров Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти»

Цель нашего проекта, выяснить, в чём же заключаются особенности их творчества и стиля.

 

2. Организация деятельности

Организация детей в группы.

Планирование работы по решению задач проекта, обсуждение способов оформления результатов.

Распределение ролей в группе.

Предлагает распределиться на 4 группы.

Предлагает выбрать задания по группам.

Обходит каждую группу.

Помогает разрешить спорные вопросы

Делятся на группы, выбирают тему проекта, формулируют тему проекта, распределяют роли, определяют форму проекта, обсуждают, где будут искать необходимую информацию, как подготовить презентацию.

3. Установление критериев оценивания

Выбор критериев оценивания работы.

Обобщает, систематизирует, предлагает:

  • соответствие содержания теме, логичность, информативность,
  • наличие иллюстративного материала,
  • анализ художественных произведений,
  • оригинальность,
  • регламент.

Анализируют, обсуждают в группе, представляют.

Внеурочная деятельность

Сбор информации

 

Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует их, предлагает дополнительные источники информации.

Знакомятся с дополнительной литературой, отбирают необходимую информацию.

Структурирование информации

 

Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает оформить предварительный результат.

Анализируют подобранную информацию, предлагают варианты решения проблем.

Оформление результатов

 

Корректирует работу учащихся, советует, как подготовиться к творческой защите проекта.

Каждая группа оформляет свой проект, упражняется в приемах защиты.

2 урок

Защита проектов

Выступление групп с проектами, заполнение таблиц, ответы на вопросы.

Эпоха Возрождения подарила нам имена замечательных художников Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти. Прошло более 500 лет, а мы говорим об их работах. Ведь были и другие художники в то время, но их творчество забыто. «В чем особенность творчества Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти? Почему их имена прошли сквозь века?» на этот вопрос вам предстоит ответить сегодня.

Каждая группа выступит с защитой своего проекта. Вам нужно внимательно слушать друг друга, чтобы ответить на вопрос, поставленный на первом уроке. По ходу выступления групп вам предлагается заполнить таблицу.

(приложение 1)

После выступления первой и второй групп задает вопросы:

  • Почему в скульптурной композиции «Пьета» Микеланджело изображает Марию юной?
  • Почему для своих работ Микеланджело берет очень часто библейские сюжеты?

После выступления третей группы задает вопрос:

  • Схожи ли ощущения от работ Микеланджело и Рафаэля Санти?
  • Что общего заметили?

 1 группа: представляет мультимедийную презентацию «Микеланджело – скульптор»

2 группа: представляет мультимедийную презентацию «Микеланджело – великий художник»

Остальные учащиеся заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы. Делают вывод, отвечая на вопрос урока:

Главная тема работ Микеланджело борьба духа и материи. В своих работах он соединил идеал телесной и духовной красоты, показал мощь тела и духа.

3 группа представляет мультимедийную презентацию «Творчество Рафаэля Санти»

Остальные учащиеся заполняют таблицу. Отвечают на вопросы. Делают вывод, отвечая на вопрос урока:

Рафаэль Санти стал создателем простого стиля, основой которого стало идеальное совершенство формы, гармонии тела и духа.

Общее для творчества художников – стремление показать идеал человека. Эта тема вечная для искусства.

Рефлексия

Оценивание работ и рефлексия.

Учитель просит оценить проекты каждой группы, используя таблицу. (приложение 2)

Предлагает ребятам озвучить результаты. Сделать анализ проделанной работы с опорой на вопросы. (приложение 3)

Ребята оценивают результаты работы по предложенным критериям, высказывают свои пожелания.

Руководитель группы оценивает каждого участника проекта своей группы.

Приложения.