Изучение горных пород своей местности

Разделы: География


Дидактическая цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Горные породы своей местности. Определение горных пород по образцам, выявление способов их использования в хозяйстве»

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

  • Предметные: (знания, умения, представления) давать определение понятиям литосфера, горные породы и минералы, их происхождение: осадочные – органические, осадочные - обломочные, осадочные - химические, определять горные породы по образцам; объяснять основные принципы размещения горных пород и их использование в хозяйстве.
  • Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствование рефлексивных умений учащихся.
  • Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров; воспитание гражданственности.

Образовательные цели:

  • дать представление о горных породах и минералах Кировской области, их свойствах и использовании людьми;
  • научить распознавать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами области;
  • уметь давать описание горных пород и минералов.

Развивающие цели:

  • продолжить развитие умения работать с текстом учебника;
  • способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород;
  • развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;
  • развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся.

Воспитательные цели:

  • способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, патриотических чувств к своей малой Родине;
  • развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).

Методы обучения: частично-поисковый (по степени познавательной самостоятельности), наглядный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: текст учебника географии 5 класс, коллекции минералов и горных пород, карточки с заданиями для работы в парах, тексты с незаконченными предложениями для рефлексивного осмысления материала урока, мультимедийная презентация, проектор.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Определяет готовность учащихся к работе, создает ситуацию успеха (изучаемый на уроке материал дает возможность получить каждому хорошую оценку).

Проверяют свое рабочее место, слушают учителя.

Личностные:

самоопределение

 

2

Целеполагание

и мотивация

 

  • Предлагает вспомнить основные понятия, которые были определены при изучении темы «Литосфера»
  • Обращает внимание на вопрос: чем сложена литосфера?
  • выбрать из списка горные породы

(на слайде) глина, стекло, песок, глинистый сланец, бетон, мел, слюда, каменный уголь, пластмасса, гранит, кварц, торф, кирпич, полевой шпат…

Предлагает определить ответить на вопрос: Что отнесём к горным породам? а что нет.

– Почему?

На все эти вопросы мы сможем найти ответы сегодня на уроке.

Акцентирует внимание: тема урока…предлагает определить цели урока.

Вспоминают понятия

Высказывают свое мнение, формулируют тему и цели урока

Регулятивные:

  • самостоятельно ставить учебные цели и задачи

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами

3

Актуализация знаний и умений

 

  • Предлагает вспомнить, что вы уже знаете о горных породах?

На какие вопросы хотелось бы найти ответы (диалог, учителя и уч-ся, побуждающий к составлению плана.)

Вспоминают

  1. Что такое горные породы? Минералы? В чём их отличие?
  2. Названия горных пород.
  3. Как образуются?
  4. Свойства.
  5. Использование горных пород человеком.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение
  • владеть устной речью

Познавательные:

  • выбор критериев для сравнения объектов

4

Изучение нового материала

а) Первичное усвоение учебного материала

 

  • Предлагает ответить на вопрос: Почему горные породы называют полезными ископаемыми?
  • Организует индивидуальную работу, предлагая выполнить задание.
  • Организует обсуждение результатов работы.

 

 

 

Из следующего списка подчеркните те горные породы и минералы, которые по вашему мнению встречаются в нашей местности и запишите в рабочую тетрадь - нефть, мрамор, уголь, гранит, базальт, глина, песок, торф, фосфориты, известняк, волконскоит

Обсуждают результаты (в парах). Просматривают слайды (горные породы Кировской области)

 

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации
  • осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Личностные (когнитивный компонент):

  • Знание природных ресурсов своего края

б) Осознание и осмысление учебного материала

(практическая часть)

Предлагает выполнить задание в парах, познакомиться с коллекцией горных пород и минералов (на столах) разделить их по составу и происхождению на группы.

  • Организует обсуждение результатов самостоятельной работы, уточняет понятия и процесс образования горных пород: осадочные, обломочные, органические, химические… (с опорой на текст учебника)
  • На карте Кировской области показывает районы и населённые пункты, где были собраны ребятами образцы горных пород (можно прикрепить таблички с названием горных пород. Торф, глина, известняк и т.д.)
  • После коллективного обсуждения результатов работы правильный вариант выполнения задания демонстрируется на слайде, и учитель демонстрирует образцы горных пород (из коллекции)

Выполняют работу, раскладывая горные породы в группы по происхождению: осадочные-обломочные, осадочные химические, осадочные органические…

 

 

Ребята так же используют образцы горных пород, которые они собрали во время летних каникул (после 4 класса было дано опережающее задание на летние каникулы) с указанием даты и места, где собран образец..район..вблизи населённого пункта.

  • Уточняют результаты работы в парах, уточняют правильность своих предположений.

 

 

 

 

 

Познавательные:

  • осуществлять сравнение
  • определение понятия
  • строить логическое рассуждение

Личностные (когнитивный компонент):

  •  называть территории (районы) Кировской области

(ценностный и эмоциональный компонент)

  • воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
  • осуществлять коррекцию и оценку действий партнёра

 

 

5

Закрепление и применение знаний

  • Предлагает выполнить задание (заполнить таблицу)
  • «Определение свойств горных пород по образцам»

Сделать вывод о том, какие горные породы больше распространены в Кировской области и почему?

Их происхождение и использование человеком.

  • Внимательно слушают, работают с коллекциями
  • Заполняют таблицу и делают выводы.

Образец таблицы см. ниже

Затем обмениваются тетрадями (смотрят на слайд, где представлен правильный вариант работы)

 

Коммуникативные:

  • аргументировать свою точку зрения

Познавательные:

  • структурировать знания, анализировать объекты

Регулятивные:

  • Определяют уровень успешности

6

Подведение итогов урока. Рефлексия

  • Предлагает учащимся закончить ряд предложений:
    • Сегодня на уроке я узнал.….
    • Меня удивило…
    • Хотелось бы побольше узнать о…
  • Предлагает уч-ся поделиться своими мыслями.
  • Благодарит за работу,
  • Домашнее задание (внимательно перечитать записи в рабочей тетради)

Желающие озвучивают свои варианты.

 

 

Записывают задание в дневник.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей

 

Образец выполнения практической работы (с коллекцией горных пород Кировской области)

План описания горных пород Торф Глина Известняк Гравий
1. Структура (плотная, рыхлая, сыпучая) рыхлая плотная плотная плотный
2. Вес лёгкая ср. тяжёлая ср. тяжёлая тяжёлая
3. Цвет бурый, коричневый, оттенки красноватого цвета белый, слегка желтоватый оттенок коричневый, разных оттенков
4. Твёрдость мягкий ср. твёрдости твёрдый твёрдый
5. Происхождение осадочная органическая осадочная обломочная осадочная органическая осадочная, обломочная
6. Использование человеком чаще, как удобрение на поля в строительстве, кирпичное производство в строительстве при строительстве дорог