Урок русского языка на тему «Наречие в словосочетании. Примыкание»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 7

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новым для них видом подчинительной связи – примыканием;
  • познакомить учащихся с употреблением наречий в словосочетании;
  • развивать мышление, память, речь учащихся;
  • прививать интерес к изучению родного языка.

Оборудование:

  • Интерактивная доска.
  • Презентация “Наречие в словосочетании. Примыкание”.
  • Учебник “Русский язык. 7 класс”. Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова.

Ход урока

I. Организационный момент

Запишите в рабочей тетради число, классная работа.

II. Вступительное слово учителя

Узнаёте ли вы этот дом, стоящий на улице Чехова? Мы с вами бывали там не раз.

СЛАЙД “Историко-художественный музей”

Дом этот заслуживает особого внимания. Купчиха Анна Васильевна Мараева построила его для своей обширной коллекции произведений искусства в 1898 году по проекту известного московского архитектора Романа Клейна. С 25 декабря 1920 года в особняке открылся музей. В качестве же отправной точки служит вторая половина 1918 года, когда в особняке Мараевых и началось, собственно, формирование музейных коллекций. В связи с этим 12 декабря 2008 года СИХМ отпраздновал 90-летие.

Мы с вами совершим заочную экскурсию по музею.

СЛАЙДЫ “Залы историко-художественного музея”

Сегодня Серпуховский историко-художественный музей – один из богатейших в России. Он хранит в своём собрании замечательную коллекцию художественных произведений русских и западноевропейских мастеров. Иконы московской школы XVI-XVII веков, деревянные раскрашенные скульптуры, работы И.Айвазовского, В.Поленова, И.Шишкина, И.Левитана, А.Саврасова, В.Васнецова... Редкие ранние деревянные скульптуры из знаменитого старорусского цикла С.Конёнкова, уникальная коллекция станковой живописи западноевропейских мастеров, итальянская мраморная скульптура – вот неполный перечень сокровищ музея. Сегодня в его коллекции насчитывается 37 тысяч экспонатов.

Ежегодно музей посещает множество туристов. Зайдём и мы в этот старинный особняк.

СЛАЙД “Предложение”

III. Анализ языкового материала

  • Обратите внимание на следующее предложение.

Поднимаемся по мраморной лестнице, сворачиваем направо и попадаем в небольшую комнату.

Отсюда всегда начинается экскурсия по залам музея.

  • Поработаем со словосочетаниями из этого предложения.
  • Вспомните, что такое словосочетание?

(Словосочетание – это сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически).

  • Как связаны главное и зависимое слова в предложении?

(От главного можно задать вопрос к зависимому. С помощью средств грамматической связи: по смыслу, с помощью окончания, с помощью предлога и окончания).

  • Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании вы знаете?

(Согласование и управление).

  • Выпишите из этого предложения все словосочетания в столбик.
  • поднимаемся по лестнице (управление)
    по мраморной лестнице (согласование)
    сворачиваем направо ( ? )
    попадаем в комнату (управление)
    в небольшую комнату (согласование)

СЛАЙД “Словосочетания”

  • Определите главное слово и вид связи.

IV. Открытие новых знаний

  • Работа с каким словосочетанием вызвала у вас затруднение?
  • Определите главное слово в словосочетании сворачиваем направо, поставьте вопрос, определите, чем выражены главное и зависимые слова?
  • Предположите, какова же тема нашего урока?

(Наречие в словосочетании).

  • Основываясь на свои знания, расскажите об этом словосочетании.
  • Такой вид связи называется примыканием.
  • Запишите тему урока в тетрадь.

СЛАЙД “Тема урока”

  • Сформулируйте цели нашего урока.
  • Откройте определение в учебнике на странице 152.

V. Закрепление нового материала

  • Вернёмся в залы музея.

СЛАЙД “Деформированный текст”

  • Перед вами деформированный текст, нарушена последовательность предложений в тексте. Прочитайте его про себя.

Но особенно часто посетители останавливаются перед картиной В.Васнецова “Витязь на распутье”. Здесь можно полюбоваться работами художников-маринистов Ивана Айвазовского и Льва Лагорио. А впереди нас ждёт комната-шкатулка, в которой собраны пейзажи Василия Поленова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина. Сначала мы, как и все посетители, знакомимся с коллекцией портретов. Из гостиной переходим в столовую с огромными живописными полотнами Алексея Боголюбова и Константина Маковского на стенах. Затем попадаем в красивейшую гостиную.

  • Восстановите деформированный текст, то есть поставьте предложения в нужном порядке.

Сначала мы, как и все посетители, знакомимся с коллекцией портретов. Затем попадаем в красивейшую гостиную. Здесь можно полюбоваться работами художников-маринистов Ивана Айвазовского и Льва Лагорио. Из гостиной переходим в столовую с огромными живописными полотнами Алексея Боголюбова и Константина Маковского на стенах. А впереди нас ждёт комната-шкатулка, в которой собраны пейзажи Василия Поленова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина. Но особенно часто посетители останавливаются перед картиной В.Васнецова “Витязь на распутье”.

СЛАЙД “Восстановленный текст”

  • Какова тема текста?

(Залы Серпуховского историко-художественного музея).

  • Какова основная мысль текста?

(Богатство и разнообразие экспозиции музея).

  • Выпишите из текста словосочетания, в состав которых входят наречия.
    сначала знакомимся
    затем переходим
    здесь можно полюбоваться
    впереди ждёт
    особенно часто

СЛАЙД “Словосочетания из текста”

  • Выделите главное слово, покажите синтаксическую связь наречий в словосочетаниях, поставьте вопрос.
  • Какой это вид связи?

(Примыкание)

СЛАЙД ПУСТОЙ

VI. Игра “Третий лишний”

  • Среди словосочетаний найдите лишнее, обоснуйте свой ответ. По ходу игры выписывайте те словосочетания, которые считаете лишними.

СЛАЙДЫ “Игра “Третий лишний”

1) древние иконы, неизвестный художник, очень мрачно

2) лазурное море, кованые доспехи, усеянное костями

3) разбросаны везде, мрачные оттенки, древний камень

4) убранство зала, виднеются вдали, русское искусство

5) склонилась над водой, печально смотрит, портреты полководцев

6) избушка лесника, приготовление к свадьбе, низко склонённая

7) мраморные скульптуры, держит копьё, героическое прошлое

СЛАЙД “Лишние словосочетания”

  • очень мрачно
  • усеянное костями
  • разбросаны везде
  • виднеются вдали
  • печально смотрит
  • низко склонённая
  • держит копьё

Определите главное слово, поставьте вопрос, укажите вид связи.

VII. Творческое задание

СЛАЙД “Картина В.Васнецова “Витязь на распутье””

  • Вспомните известную картину Виктора Васнецова “Витязь на распутье”, хранящуюся в нашем музее. Вашим заданием будет описать картину, используя словосочетания, которые оказались у нас лишними. Составьте небольшой текст из 5-6 предложений.
  • Прочитайте свои работы (3–4 человека).

СЛАЙД ПУСТОЙ

VIII. Итог урока

  • Какова тема сегодняшнего урока?

(Наречие в словосочетании. Примыкание).

СЛАЙД “Тема урока”

  • Какой вид связи называется примыканием?
  • Назовите ключевые слова урока.
    • наречие в словосочетании
    • подчинительная связь
    • главное и зависимое слова
    • согласование
    • управление
    • примыкание

СЛАЙД “Ключевые слова урока”

IX. Домашнее задание

  • Учебник параграф 32,
  • № 249 стр. 153.