Тип урока – объяснение нового материала
Цели:
Образовательные:
- знакомить детей с зимующими птицами, учить различать их;
- познакомить с видами кормушек и научить подбирать корм для птиц.
Развивающие:
- Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
- Пополнять словарный запас детей.
Коррекционные:
- следить за произношением детей.
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к птицам.
Оборудование: презентация “ Как зимой помочь птицам?”, аудиозаписи.
Методы:
- Словесный ( рассказ учителя, беседа).
- Наглядный (показ слайдов).
Предварительная работа:
- На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц .
- На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему “Птицы”.
- Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения , узнавания и охраны птиц, живущих в данной местности.
- Заучивание стихотворения о птицах.
- Итогом данной работы - стенгазета “Птицы – наши друзья” и поделка кормушки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, определение готовности учащихся к уроку. Настрой на урок.
Прозвенел веселый звонок,
Начинается урок.
- Какой сейчас урок?
- Сейчас урок развития речи.
Что будем делать?
- Будем говорить, думать, писать.
II. Актуализация знаний.
- Сегодня к нам на урок пришла Мудрая Сова.
Она хочет поговорить о птицах.
-Каких птиц вы знаете?
- Закройте глазки и послушайте, что вы слышите?
(включается запись пения разных птиц)
- Птицы поют.
- Посмотрите как хорошо птицам летом в лесу.
- Какую пользу приносят птицы? ( Они приносят радость, уничтожают вредных насекомых, красиво поют)
- А вот какой лес зимой. (включается запись звука зимнего леса с карканьем вороны)
- Почему так тихо? Почему так мало птиц?
- Некоторые птицы улетели. Как они называются? (перелетные).
- Какие птицы остались зимовать?
Соберите разрезную картинку и назовите их. (раздаются разрезные картинки)
Как они называются?
- Зимующие птицы. (воробьи, голуби, вороны,....)
- А эти птицы прилетают к нам из леса. Они прилетают к нам за помощью.(учитель показывает картинки с изображением птиц: снегиря, синицы, свиристеля)
- Назовите этих птиц.
III. Тема нашего урока: “Как помочь птицам зимой?”
- Голодно птицам зимой. Многие из них питаются только насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся. А те птицы, которые питаются семенами, не могут добывать их из-под снега.
- У птиц зимой есть природные “столовые”.
- Как вы думаете, что это за столовые?
- Это рябина и калина, черемуха и дикие яблочки. Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. Но ягоды кончаются и тогда птицам совсем есть нечего.
-Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.
- А как им помочь, что же надо делать, чтобы птицам зимой легче было жить?
-Нужно делать кормушки.
- Правильно. Я вам сейчас покажу из чего их можно сделать. (Показ различных кормушек из пакетов, бутылок,....)
Посмотрите, какие бывают кормушки. (Дети рассматривают кормушки)
- Ребята, ваш одноклассник Ваня смастерил вместе с папой кормушку и повесил ее на дерево.
- Птицы сказали вам спасибо!
Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
IV. Физкультминутка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень
V. Речевая зарядка
- Нам встретиться трудное слово ПОДКАРМЛИВАТЬ. Давайте научимся говорить его правильно.
ПОДКАРМЛИВАТЬ
А Т
ПОД ПОД
АРМ
КАРМ
КАРМЛИ
ПОДКАРМЛИВАТЬ
VI. Составление “Меню для птичьей столовой”
- Кто из вас хочет покормить птиц?
- Чем же можно подкармливать птиц?
- Какой корм будем подсыпать в кормушки?
VII. Практическая работа. Знакомство с кормом для птиц.
- Какая птица что любит??????
- Семечки – не жареные и не соленые - лучший корм для снегирей, синиц и воробьёв.
- Кусочки сала любят синички. Сало не должно быть солёным.
- Овёс охотно едят воробьи , голуби.
- Семена арбуза, тыквы любят снегири, вороны и дятлы.
- Хлебные крошки и пшено любят все птицы.
VIII. Игра: “Что нельзя класть в кормушку”. (на слайде разные картинки, дети называют правильные ответы)
- С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае.
- Молодцы!
IX. Письменная работа.
- Заполните карточки. Как называется птица, и какой корм она любит?
- Дятел любит клевать____________.
- Сало любит клевать __________________.
- Воробей любит клевать _______________.
- Семена арбуза очень любит _____________.
- Овес любит _____________ .
- Воробьи любят клевать ________.
- Сало любит клевать ___________ .
- Все птицы любят______________ .
- Семена тыквы очень любит_________
- Овес любит _____________ .
X. Итог урока.
- Я довольна вами, вы порадовали своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что нужно зимой подкармливать птиц.
- Я понял, что нужно делать кормушки.
- Я буду всегда кормить птиц.
- Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.
XI. – Ульяна и Ваня, выучили стихотворение. Сейчас они его расскажут нам.
А.Яшин “ Покормите птиц зимой”
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
XII. Домашнее задание.
Мудрая Сова предлагает вам отгадать загадки и нарисовать отгадки.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!
(Воробей)
Засвистели: “Сври-свир!”
На рябину налетели
Дружной стаей...
(Свиристели)