Урок окружающего мира по теме «Семейный бюджет». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Программа: Школа России

Цели урока:

Предметные результаты

  • Иметь представление о понятии “семейный бюджет”; знать составные части семейных доходов и расходов;

Метапредметные результаты

  • Характеризовать составные части семейных доходов и расходов; определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности

Личностные результаты

  • Осознавать важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности

Программные средства: комплект методических пособий УМК “Школа России”. Окружающий мир: учебник А.А. Плешаков,Е.А.Крючкова. Окружающий мир: рабочая тетрадь А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова.

Форма урока: с использованием мультимедийных средств

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Наш урок я хочу начать вот с такого задания: расшифруйте слово (слайд) (бюджет).

- Что такое бюджет? (Это план доходов и расходов)

- С каким бюджетом познакомились на прошлом уроке? (Государственный бюджет)

- Разгадайте кроссворд. (слайд)

- Соотнесите термин с его определением (слайд)

- На что государство тратит деньги? (на образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, оплату труда учёных, пенсии, пособия)

III. Самоопределение к деятельности.

- Разгадайте ребус (слайд) (семья)

(слайд) – Что вы видите на этом рисунке? (семья и бюджет). Как вы думаете, между этими понятиями есть какая-то связь? Сформулируйте тему урока. (Бюджет семьи или семейный бюджет)(слайд)

- Как вы считаете, у отдельной семьи может быть свой бюджет? (ответы уч-ся)

- Да, бюджет составляет не только государство. Его составляют заводы, фабрики, различные фирмы и даже семьи.

- Порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах. Как вы думаете, почему так происходит? (Не умеют планировать свой бюджет)

- Прочитайте о какой ситуации рассказывает автор учебника на с. 75. (3-й абзац). Можно ли было избежать такой ситуации? Конечно, если бы Иван Петрович заранее обдумал и спланировал свои расходы.

- Чему вы хотели бы научится на сегодняшнем уроке? (Планировать бюджет семьи)

IV. Открытие нового знания.

1. Беседа

- Из чего складывается государственный бюджет? (слайд) (доходы и расходы). Останется ли такая схема в семье? (да)

- Каждая семья имеет доходы и расходы. На какой период может составляться бюджет семьи? Самый удобный срок – на месяц.

- Давайте выясним, какие доходы могут быть в семье. Как вы думаете, какой основной источник доходов в семьях? Это заработная плата.

- Если у человека фиксированная сумма оплаты труда (она называется оклад), то каждый месяц он будет получать одну и ту же сумму. Так выплачивается зарплата врачам, учителям, работникам библиотек. Работник может получать зарплату за сдельную работу. Например токарю надо выточить в месяц 1000 деталей. Если он их не сделает, то получит меньше денег. Если сделает больше деталей, то получит больше. Такая форма оплаты труда называется сдельной. Оплата может быть почасовой. Так, например работают охранники.

2. Работа с учебником.

- Это мы говорим о людях, которые каждый день ходят на работу на предприятия или в различные заведения. Но есть люди, получающие иные виды доходов. Прочитайте о них на с. 77 № 1 в учебнике. (самост. чтение)

- Что вы узнали? (Предприниматель получает прибыль. Писатель – гонорар)

- Гонорары получают так же композиторы, художники. Гонорар – вознаграждение за труд по договору. Между кем могут заключаться такие договоры? Писатель или поэт может работать дома. Они заключают договоры с издательством, которое выпускает их книги. Композиторы договариваются с исполнителями или музыкальными продюсерами. Художники договариваются с покупателями или владельцем художественного салона, который выкупит картину. Гонорары могут выплачиваться не каждый месяц. Ведь не так легко написать хорошую книгу.

- Какие ещё доходы могут поступать в семью? (Проценты за хранение своих сбережений в банке.)

- Если с вами живут бабушки или дедушки, то к семейному бюджету добавится их пенсия. Что такое пенсия? Это денежное обеспечение за выслугу лет (когда человек проработал определённое количество лет), по нетрудоспособности или инвалидности.

- Если один из членов семьи студент, то он получает стипендию. Стипендия – это постоянное денежное пособие, выдаваемое учащимся в учебном заведении.

- Если женщина находится дома в декретном отпуске, то она будет получать пособие – денежную помощь. Так же денежное пособие выплачивается тем, кто стоит на бирже труда и ищет работу.

- Если в семье есть ещё одна квартира, которую сдают в пользование другим людям за деньги, то такой доход буде называться рентой.

3. Практическая работа. (в парах)

- Работать будете в парах. Представьте, что вы – отдельная семья. Я не буду говорить о том, сколько денег предполагает бюджет семьи. Мы даже уберём из разговора слово “рубли”, вместо них у нас будут “школярики”.

- У вас на партах лежат листочки ... цвета. На них написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ещё ряд услуг, которыми вы пользуетесь каждый месяц. Их так же нужно отметить в вашем списке галочкой. (Работа в парах)

- А теперь возьмите листы ... цвета. На них проставлены цены рядом с выбранными вами товарами и услугами. Сложите все “Школярики”, которые вы запланировали.

- Какая сумма у вас получилась?

- А теперь я скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 “школяриков” в месяц. У кого сумма больше этой цифры? У вас образовался дефицит “школяриков”.

- У кого сумма меньше 100 “школяриков”? Что вы смогли сделать? (отложить сбережения)

- Какая ситуация может складываться в семейном бюджете? (слайд)

- Какая формула будет наилучшей? (ответы уч-ся)

- Конечно, мы работали с условными единицами. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?

- Можно ли сэкономить на квартплате? На какой её части? (Электроэнергия, вода) Как? Можно сэкономить на оплате электроэнергии. Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение. Часто бывает так, что вы ушли из комнаты, оставив там включёнными телевизор и свет. Пока вы пьёте чай на кухне, электричество расходуется зря. Выключая электроприборы перед уходом, вы экономите деньги. Сейчас в каждой квартире стоят приборы учёта потребления воды. Расходуя воду рационально, тоже можно сэкономить на оплате услуг.

- Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи фрукты, крупы, мясо, рыбу, молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, чупа-чупсов, печенья. Без этих продуктов мы вполне можем обойтись, если нет денег.

- Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, что надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за осень, потому, что вы порвали предыдущие, то о покупке новых кроссовок придётся забыть на долгое время.

V. Первичное закрепление.

Работа в тетради (№ 2 с.48-зел,). Взаимопроверка по эталону. Взаимооценка.

VI. Работа по новой теме.

1. Работа с учебником.

- Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте своих родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у мамы и папы нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб ещё каких-то покупок. А может быть родителям даже придётся занимать деньги. Поэтому, прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

- У нас с вами появился небольшой опыт составления семейного бюджета, поэтому закончим заполнение таблицы, внесём в неё все расходы.

- Могут ли в семье появиться доходы, которые не были запланированы? Рассмотрите рис. На с.77. Он вам подскажет один из таких доходов. (выигрыш в лотерею)

- Бывает очень приятно, когда на работе дают премию. За что ваши родители могут получить премию?

- Бывает, что на день рождения гости дарят человеку деньги. Это также является доходом.

- А какие могут возникнуть непредвиденные расходы? (болезнь)

2. Работа в парах

- Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения)

Готовый список советов по экономии семейного бюджета

Совет Ваш выбор
Планируй семейный бюджет исходя из доходов

Уходя из дома, выключайте свет

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику

Бережно относитесь к своим вещам

Чаще пользуйтесь услугами такси

После похода в магазин оставляйте сдачу себе

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

 

- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно... трудиться. Ведь недаром говорят “Без труда – не выловишь и рыбку из пруда”.

Сейчас вам предстоит выполнить тест. Обведите верный на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.

- Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (бюджет) Молодцы!

Итак, какой вывод мы сделаем? Для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.

Ученица читает стихотворение.

Больше работаешь – лучше живёшь,
Лучше живёшь – больше людям даёшь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.

VII. Рефлексия: зажмите руку в кулак и...

  • кому было интересно – разогните мизинец
  • кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
  • кто хорошо работал – средний
  • кто помогал работе в группе – указательный
  • кому урок понравился – большой

VIII. Подведение итогов.

Домашнее задание: прочитать с. 75–77, ответить на вопросы на с. 78, выполнить № 3, 5, 6. С. 49-50

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3