Клуб для родителей «Уроки домашней логопедии»

Разделы: Логопедия


Цель: повышение педагогической грамотности родителей по речевому развитию детей.

Задачи: познакомить с простыми методами и приёмами развития речи:развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, грамматического строя речи, подготовка к обучению грамоте; активизировать и обобщать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Материал: индивидуальные зеркала, наглядный и раздаточный материал, используемый на занятиях по обучению грамоте, материал для развития мелкой моторики, мультимедиа, презентация.

Ход занятия

Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня на этой встрече мы поговорим о развитии речи детей, вы узнаете о приёмах проведения в домашних условиях с детьми упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений. Как вы считаете, хорошо ли развита речь детей? Какие трудности испытывают в речи ваши дети? Все мы понимаем, что необходимо развивать речь детей, но по одному с этой проблемой справиться непросто. Поэтому давайте вместе объединим наши усилия в решении этой проблемы. Первое, что вы отмечаете это неправильное произношение звуков, их замена или отсутствие. Внятность и чистота произнесения звуков зависит от многих факторов.

Когда и почему возникают речевые проблемы? Как их избежать?

Что делать, если они всё же обозначились?

Проблемы с речью возникают в детстве. Вызвать их могут заболевания и травмы органов артикуляционного аппарата, головного мозга.

Спровоцировать возникновение речевых нарушений у детей может огромное количество факторов. К ним относятся:

Различные патологии беременности: токсикоз, перенесённые инфекционные заболевания, несовместимость крови матери и ребёнка.

Далеко не последнее место среди причин, вызывающих проблемы в речевом развитии ребёнка, занимают осложнения при родах. Среди них выделим родовые травмы и кислородное голодание клеток головного мозга.

Могут оставить свой роковой след и ранние /от 0 до 2-х лет/ заболевания центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, общий наркоз при оперативном вмешательстве, вирусные инфекции.

При некоторых речевых нарушениях специалисты выделяют наследственные формы. Например, при заикании, при нарушениях письма и чтения.

Достаточно часто встречаются врождённые аномалии артикуляционных органов: массивный или маленький язык, укороченная подъязычная связка (“уздечка”), нарушение строения зубного ряда, расщелины губы, твёрдого и мягкого нёба, неправильное строение твёрдого нёба.

Это, конечно же, не полный список возможных причин, вызывающих органические изменения в органах и тканях. Подчеркнём именно “возможных”, т.к. не всякое негативное воздействие повлечёт за собой возникновение проблемы речевого развития. Если у матери был токсикоз во время беременности, это не значит, что у ребёнка обязательно будет страдать речь. В историях болезни детей с серьёзными речевыми проблемами обычно фигурируют одновременно несколько факторов.

Формирование правильного произношения - сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, эти речевые органы состоят из мышц, следовательно, они поддаются тренировке, остальные – неподвижными. Главным органом артикуляции является язык.

Язык богат мышцами, делающими его подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Губы представляют собой подвижное образование. Активно участвуют и обеспечивают артикуляцию звуков, которым соответствуют тот или иной уклад языка. С помощью изменения размера и формы, губы активно обеспечивают артикуляцию гласных звуков. Все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляции (губ, языка, зубов), необходимых для правильного произношения звуков.

Сейчас вам будут представлены упражнения, направленных на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков речи.

Предлагаю родителям взять зеркала и попробовать сделать некоторые артикуляционные упражнения (презентация)

Предлагаемые упражнения могут использоваться, начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением (“каша во рту”) постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек, научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить напряженность органов артикуляции.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Некоторые упражнения ребёнок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев. Выработка определённого артикуляционного уклада порой требует сотни повторений и не следует думать, что предложенные комплексы упражнений будут освоены детьми за одно занятие.

Рекомендации к проведению упражнений: (на слайде)

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись чётко и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- удерживать нужную позу правильно в течение определённого времени;

- точно выполнять движения;

- желательно проводить каждый день, по 3-5 минут;

- обычно выполняют сидя, так как в этом положении тело не напряжено;

- дети должны хорошо видеть лицо взрослого;

- использовать игровые приёмы, картинки и хорошее настроение.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Рука имеет самое большое “представительство” в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика развивается, естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый “пинцетный захват” и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи.

Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи.

Для развития мелкой моторики мы используем следующие приемы: (некоторые приёмы проигрываю с родителями)

  • Игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика.
  • Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т.д.
  • Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
  • Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).
  • Вышивание.
  • Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.
  • Рисование по трафаретам. Штриховка. Вырезание.
  • Выкладывание рисунков из семян арбузов и огурцов.
  • Мозаика.
  • Раскраски.
  • Шнуровка.
    • упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)
    • упражнения с предметами (эспандер, прищепки, “ежики”, пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять, запоминать определённое положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем поможет овладеть ребёнку навыками письма. Пальчиковые игры – это веселое, увлекательное и полезное занятие. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Для овладения грамотой то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.

Фонематическое восприятие. Анализ и синтез.

- умение различать на слух слова близкие по звуковому составу (почка-бочка, мишка-миска, трава-дрова)

- умение выделять в слове заданный звук, определять место звука в слове

- умение определять количество звуков в слове

- количество слогов в слове

- количество слов в предложении

- различать на слух гласные и согласные звуки

Всё это говорит о способности ребёнка к звукобуквенному анализу и синтезу, что очень важно для успешного овладения письменной речью.

Предлагаю выполнить некоторые упражнения (раздаю схемы слова, фишки, картинки).

Грамматический строй речи (словообразование, словоизменение).

- образование существительных в уменьшительной форме

- образование существительных в единственном и множественном числе

- согласование прилагательных с сущ. в роде, числе

- образование качественных и относительных прилагательных

- согласование сущ. с местоимениями (притяжат. местоимения: мой, моя, моё)

Давайте с вами поиграем (на слайдах по теме “Дикие животные)

  • “Какой, какая?”,
  • “Назови ласково”,
  • “Один-много”,
  • “Посчитай”

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

  • Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!
  • Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!
  • Знакомьте ребенка с детской литературой!
  • Пользуйтесь наглядным материалом!
  • Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
  • Не употребляйте слово “неправильно”!

Мы с вами должны приложить все усилия для того, чтобы помочь детям преодолеть речевые нарушения. Должны объединиться для достижения лучших результатов. Терпения вам и уделяйте как можно больше времени своим детям.

Обратная связь с родителями в кругу: “Я задумалась...”, “ Теперь я решила, что...”, “ В следующий раз я хотела бы...”