Урок окружающего мира «Сколько живут растения?» 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи деятельности учителя: способствовать выяснению признаков однолетних, двулетних и многолетних растений; создать условия для развития умения определять возраст растений.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся определять возраст растений, выяснять признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий УУД).

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, вступать в беседу на уроке.

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность знаний о возрасте растений.

К уроку: учебник “Окружающий мир” 2 класс, 1 часть О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, тетрадь для самостоятельной работы №1 2 класс, О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, интерактивная доска, компьютер, презентация, смайлики, листы для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

- Отгадайте названия деревьев и найдите слова – отгадки на картинках. Слайд 1

1.

В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы. (Берёза)

2.

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт.
А в иголках круглый год. (Ель)

4.

С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают: шкуру тонкую сдирают. (Липа)

5.

Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

6.

У родственницы ёлки неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки, опадают те иголки. (Лиственница)

7.

В сенокос горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина)

II. Формирование новых знаний.

1. Беседа по теме урока.

- Сколько лет живут растения? (Все живут разное количество времени.)

- Непохожи растения друг на друга и по сроку жизни. Такое растение, как дуб, живёт более тысячи лет. В то же время рожь и яровая пшеница живут меньше года. А вот капуста может жить два года. Именно по продолжительности жизни растения можно разделить на многолетние, однолетние и двулетние.

Многолетними называют растения, которые живут много лет. К ним относятся все деревья и кустарники, многие культурные и дикорастущие травянистые растения. Например, много лет живут одуванчик, крапива, ирисы, пионы. Слайд 2

Их надземные органы к зиме засыхают и отмирают. А весной эти растения

развиваются вновь. Это происходит потому, что в почве под снегом в течение всей зимы у этих растений сохраняются корни или другие подземные органы с почками. Весной из почек развиваются новые побеги, цветки. Образуются плоды с семенами.

Однолетними называются растения, живущие одно лето. К однолетним относятся как дикорастущие (лебеда), так и культурные (Овёс, редис, гречиха) растения. Весной они появляются из семян, затем зацветают, образуя плоды с семенами, после этого погибают. После их отмирания остаются лишь семена, из которых при благоприятных условиях вырастают новые растения. Слайд 3

К двулетним относятся растения, живущие два года. Из культурных это свёкла и редька, капуста и морковь. В первый год у них развиваются только корни, стебли и листья. На второй год они зацветают, дают плоды с семенами и затем погибают. Слайд 4

- Есть ли в нашем крае деревья – долгожители? Долгожителями в основном бывают деревья, редко кустарники. Например, некоторые ели вырастают до 40 метров высоту и живут более 1000 лет. Из хвойных наиболее многочисленны представители рода сосна. Сосны живут в среднем 500 – 600 лет. Один вид – сосна остистая – относится к наиболее долгоживущим деревьям. К хвойным относится и кедр ливанский, произрастающий в Ливане, Израиле, Сирии, Турции, Северной Африке. Живёт он более 1000 лет. К настоящему времени кедр ливанский почти полностью уничтожен людьми и сохранился главным образом в культурных посадках как декоративное растение. Он занесён в Красную книгу. Слайд 5

2. Работа по учебнику.

с. 102-104

III. Физкультминутка.

IV. Применение новых знаний.

1. Самостоятельная работа. Составление таблицы и заполнение её. (На листах распечатана таблица.)

Сколько живут растения? Названия растений
однолетние огурец, укроп, редис, горох, томаты
двулетние морковь, свёкла, капуста
многолетние дуб, берёза, кедр

2. Проверка самостоятельной работы. Слайд 6

- Какие растения называют многолетними? (Которые живут много лет.)

- Назовите многолетние растения. (Дуб, берёза, кедр.)

- Какие растения относятся к двулетним? (Это растения, которые на второй год дают семена и умирают.)

- Назовите двулетние растения. (Морковь, свёкла, капуста.)

- Назовите однолетние растения. (Огурец, укроп, редис, горох, томаты.)

- Почему их называют однолетними? (Своё развитие от семени до семени они проходят за один сезон и умирают.)

- А сейчас решим небольшие задачки.

1) Баобаб живёт 4000 лет, а лиственница – 400 лет. Во сколько раз баобаб живёт дольше лиственницы? (В 10 раз.)

2) Сосна может прожить 600 лет, ель – вдвое больше, чем сосна, а дуб – на 800 лет больше ели. Сколько лет может прожить дуб? (2000 лет.)

3) Ель может жить 1200 лет, сосна – половину этого возраста, а рябина – на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живёт рябина? (80 лет.)

4) Берёза прожила 50 лет, что составило 1/5 часть продолжительности её жизни. Какова продолжительность жизни берёзы? (250 лет.)

V. Задание на дом.

Тетрадь с. 45, з. 62,63

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Зачем нужно знать, какие растения называются однолетними, двулетними и многолетними?

- С каким настроением вы уходите с урока? (Выберите и покажите смайлик)

- Какие задания вам понравились? Почему?