Урок литературного чтения «С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации: учить анализировать сказку, работать с текстом; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к родителям; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Задачи урока:

  • Развивать умения читать вслух.
  • Воспринимать на слух художественное произведение.
  • Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
  • Учить анализировать художественный текст, выделение в нём основной мысли.
  • Формировать интерес к творчеству русского писателя С.Т.Аксакова.
  • Осмысление правил взаимодействия в группе.

Оборудование:

  • Проектор;
  • Компьютер;
  • Экран;
  • Конверты с заданиями;
  • Электронное приложение к учебнику, презентация к уроку.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок С.Т.Аксакова.

Презентация.

II. Речевая разминка.

- На доске пословица:

- “Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.” слайд 1

-Найдите в этой пословице все существительные.

- Определите склонение существительных.

- Объясните смысл этой пословицы.

- Вспомните пословицу с таким же смыслом. (Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)

- Кому принадлежат эти слова? (А.С.Пушкину)

-На какие две группы делятся все сказки? слайд 2

III. Работа по теме урока.

- К какой группе относится сказка Аксакова, почему?

А помните ли вы, что: слайд 3

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. (какой это век?) в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. Поссовету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок.

С.Т.Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука” вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. (какой это век?), и с тех пор стала у детей любимой сказкой.

- Ребята, а какой писатель сочинял сказки, вспоминая услышанные в детстве?

IV. Словарная работа.

-В сказке “Аленький цветочек” много устаревших слов, почему? (автор писал её в 19 веке, Аксаков старался передать народность сказки)

- Дома вы должны были найти эти слова и узнать их лексическое значение.

- Наша словарная работа пройдет необычно. Сегодня я буду называть устаревшие слова и выражения, а вы будете их объяснять.

  • Заморский - находящийся за морем. За границей.
  • Не ведаю - не знаю.
  • Самоцветный - драгоценные или полудрагоценные камни.
  • Сажень - старая русская мера длины. 2м.13см.
  • Торная - о дороге, гладкая ровная.
  • Чертог- пышное великолепное здание или дворец.
  • Паче зеницы ока - сохранять, беречь больше чем глаза.
  • Гвалт- крик, шум.
  • Пригорок мураватый- поросший мягкой травой.
  • Яства сахарные – вкусная еда.
  • Опочивать легла – легла спать.
  • Челядь дворовая – слуги.

V.Работа с текстом.

- А сейчас мы дочитаем сказку до конца.

VI. Физкультминутка

VII. Работа в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 4

1. Распределите роли в группе.

2. Внимательно прочитайте задание.

3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.

4. Не перебивай говорящего.

- У вас на столе конверты, (в конверте деформированный план сказки) Нужно восстановить правильный порядок событий и наклеить на лист А4   не забывайте пословицу “Семь раз отмерь, один раз отрежь”

Проверка по эталону слайд 5

1. Жил-был купец, и было у него три дочери.

2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки

3. Нашел купец подарки для старших дочерей.

4. Встреча купца с чудищем лесным.

5. Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.

6. Младшая дочь у чудища лесного.

7. Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.

8. Превращение чудища в принца.

VIII. Подведение итога урока.

- В чём заключается главная мысль сказки? (Нужно уметь держать своё слово. Удачливы добрые, справедливые, мужественные люди.)

- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Почему?

IX. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

- Что понравилось, запомнилось?

- Что бы ещё хотелось узнать?

X.Домашнее задание.

- Найдите сказку с похожим сюжетом и расскажите о ней.

1. Автор.

2. Название.

3. Страна происхождения.

4. Сюжет сказки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Жил-был купец, и было у него три дочери.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки
Нашел купец подарки для старших дочерей.
Встреча купца с чудищем лесным.
Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.
Младшая дочь у чудища лесного.
Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.
Превращение чудища в принца.