Предисловие.
Уважаемые коллеги, эта разработка урока геометрии для 8 класса. Конспект представлен в классическом варианте, но если вы имеете возможность использовать мультимедийную систему и/или интерактивную доску, то в проведении урока вам поможет Презентация. Желаю вам творческих успехов!
Цели:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания о четырёхугольниках;
- повторить определения, свойства и признаки, связанные с четырёхугольниками;
- применять эти знания для решения задач.
Развивающие:
- развивать у учащихся умения классифицировать по данному признаку;
- развивать умение логически мыслить;
- развивать абстрактное и наглядно-образное мышление;
- развивать творческие способности;
- развивать умение обобщать и систематизировать полученные знания.
Воспитательные:
- формировать навыки контроля и самоконтроля;
- формировать навыки сотрудничества при поиски решения задачи;
- формировать навык аккуратности при выполнении чертежей в задачах.
Метод: урок-игра.
Оборудование:
- Магнитная доска.
- Разноцветные карточки в форме фигур четырёхугольников.
- Карточки с высказываниями истинными и ложными (признаки, свойства, определения – всё о четырёхугольниках).
- Фигуры из картона: квадрат, прямоугольник, ромб и параллелограмм, пронумерованные 1,2,3,4 соответственно.
- Магниты.
- Карточки с задачами для игры “Кто быстрее?” < Рисунок 1> 3шт.
Методы контроля учебной деятельности на уроке:
- Устный.
- Фронтальный, групповой и индивидуальный.
- Итоговый.
Структура урока
- Организационный момент 2 мин.
- Актуализация знаний 10 мин.
- Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа учащихся с проверкой 10 мин.
- Решение задач. Индивидуально-групповая работа. 15 мин.
- Обобщение по теме: “Четырёхугольники” 5 мин.
- Подведение итогов урока и постановка домашнего задания 3 мин.
Подготовка классной комнаты к уроку:
- На одной части доски изображён ряд фигур: квадрат, трапеция, параллелограмм, прямоугольник, ромб, четырёхугольник, прямоугольная трапеция.
- На второй части доски (которая будет закрыта) заготовлены задачи с решениями для игры “Кто быстрее?” < Рисунок 2>.
- На третьей части доски (которая будет закрыта) изображены две трапеции:
- одна произвольная, вторая равнобедренная.
- На партах разложены разноцветные карточки в форме фигур четырёхугольников и карточки с высказываниями (признаки, свойства, определения – всё о четырёхугольниках). См. далее Карточка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. (Приветствие гостей на уроке.)
У:- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что мы с вами отправляемся в путешествие. Вы в течение четверти изучали большую тему: “Четырёхугольники”, и одна из целей нашего сегодняшнего занятия повторить и обобщить пройденный материал.
Итак, путешествие начинается.
2. Актуализация знаний.
У: - Отправляемся мы в страну ГЕОМЕТРИЮ, в город ...Скажите как вы думаете, как называется этот город? В этом вам помогут фигуры, изображённые на доске.
На доске изображены фигуры: квадрат, трапеция, параллелограмм, прямоугольник, ромб, четырёхугольник, прямоугольная трапеция.
У:- Как вы думаете в город каких фигур мы попали?
Д:- Четырёхугольники.
У:- Верно. А сам город называется ЧЕТЫРЁХГРАД.
У: - Назовите фигуры, которые вы видите на доске?
Д:- Квадрат, трапеция, параллелограмм, прямоугольник, ромб, четырёхугольник, прямоугольная трапеция.
У:- Сделайте классификацию данных фигур, т.е. разбейте фигуры на группы по основным признакам.
Могут классифицировать по количеству пар параллельных сторон, по наличию прямых углов и т. п.
У:- Для того, чтобы попасть в чужую страну, нам нужны документы: загранпаспорта и визы. Они есть у вас?
Ребята показывают разноцветные карточки в форме фигур четырёхугольников.
У:- Проверим, не фальшивые ли они?
Устно (фронтальный опрос) дети вспоминают по одному геометрическому высказыванию из темы “Четырёхугольники”.
У:- Молодцы! Ваши документы в порядке!
3. Повторение теоретического материала. Самостоятельная работа учащихся с проверкой.
У:- Познакомимся с достопримечательностями Четырёхграда.
Первое здание – это ДОМ ОБМАНЩИКОВ.
На партах у вас лежат карточки с высказываниями. Вам надо определить истинные они или ложные. Работаем самостоятельно прямо на карточках.
Карточка: 4 мин.
- У параллелограмма противоположные углы равны.
- В параллелограмме сумма любых двух последовательных углов равна 1800.
- Диагонали равны только у прямоугольника.
- В ромбе диагонали равны.
- Квадрат можно назвать ромбом.
- В квадрате диагонали при пересечении образуют прямые углы.
- В ромбе все углы и стороны равны.
- Диагонали прямоугольника делят его углы пополам.
Проверка. 1 мин. Один ребёнок зачитывает свой вариант ответа. Все остальные исправляют ошибки. Учитель оценивает ответ.
У:- Второе здание, которые мы посетим в Четырёхграде, ОБЩЕЖИТИЕ.
Учитель вывешивает на доску фигуры из картона: квадрат, прямоугольник, ромб и параллелограмм, пронумерованные 1,2,3,4 соответственно.
У:- Какое общее слово объединяет все эти фигуры?
Д:- Параллелограмм.
У:- Верно! Сейчас у нас геометрический диктант. (4 мин.) Запишите номера фигур, у которых:
- стороны попарно равны и параллельны; 1234
- противолежащие углы равны; 1234
- все стороны равны; 13
- все углы равны; 12
- диагонали равны; 12
- диагонали перпендикулярны. 13
Проверка – обмен листочками. (1 мин.) Комментирует один ребёнок. Все остальные исправляют ошибки. Учитель предлагает оценить работы, исходя из следующих параметров: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2-3 ошибки– “3”, более 3 “2”. Те, кто хочет получить оценку в журнал, сдают учителю работы. Учитель оценивает ученика, комментировавшего это задание.
4. Решение задач. Индивидуально-групповая работа.
У:- А теперь нас ждёт ещё одна достопримечательность Четырёхграда- это СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС. Там мы с вами проведём командную игру “Кто быстрее?” Но для этого нам надо размяться. Предлагаю вам сыграть в другую игру “Вспомни всё...” Вспомните всё, что связано в геометрии со 1800. (2 мин.)
Дети вспомнят о сумме углов треугольника, о сумме односторонних углов при параллельных прямых, о развёрнутом угле, о сумме смежных углов.
У: - А теперь “Кто быстрее?”. (10 мин.) Я вам сейчас выдам карточки, на них представлены 4 задачи на готовых чертежах. Такую карточку получит каждый ряд. Вы должны сработать как единая команда. Ребята, чей ряд победит, получат 5. Для победы надо решить все задачи правильно и быстрее других. Каждая задача содержит несколько вопросов, один человек отвечает на один вопрос и передаёт карточку соседу и так с парты на парту. Если вы не можете решить свою задачу, не тяните время передавайте карточку дальше. Работаете прямо на этих карточках.
Учитель кладёт карточки с заданиями < Рисунок 1> на первые парты каждого ряда, и по сигналу дети приступают к решению. Игра закончена, когда все ряды выполнили задания. Учитель открывает доску с заготовленными задачами с решениями и все проверяют. Отметку выставляем тому ряду, который решил все задачи правильно и быстрее других.
Рисунок 1
Рисунок 2
У:- А вот и ещё одна фигура!
Д:- Трапеция.
У:- Вот вам задачи на трапецию.
Работает третья часть доски с изображёнными трапециями. К доске вызывается ученик, и учитель, зачитывая условия задачи вслух, просит ученика выставить всё на чертеже и решить задачу. Потом вызываем другого ученика для решения второй задачи. Ответы оцениваем отметками.
Задача 1: Дана трапеция FGHP, тупой угол которой равен 1700, а противолежащий острый ему угол равен 400. Найдите остальные углы трапеции.
Задача 2: В равнобедренной трапеции ABCD угол при основании равен 450, меньшее основание BC=5см, BK перпендикулярна AD, BK=4см. Найдите большее основание AD.
5. Обобщение по теме: “Четырёхугольники”.
У: - И вот мы с вами добрались до окраины города Четырёхграда. Предлагаю на память для жителей этого города нарисовать картину. Но не обычную - это портрет всего семейства четырёхугольников с указаниями родства.
Ребята выполняют свои варианты портрета в тетрадях. Пару вариантов можно вынести на доску. Можно это назвать иерархией четырёхугольников. Можно использовать круги Эйлера.
6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Подводим итоги урока, выставляем отметки.
У:- Домашнее задание. Первое, придумайте загадку про любой четырёхугольник. И второе, определить какие четырёхугольники являются симметричными фигурами (центральная и осевая симметрии). Изобразите в тетради центр и ось симметрии в таких четырёхугольниках.