Федор Михайлович Достоевский – писатель и мыслитель

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • образовательные - дать личностный и творческий портрет Достоевского, показать его индивидуальность, выявить особенности мировоззрения на различных этапах жизненного пути, пробудить желание учащихся глубже познакомиться с жизнью и творчеством писателя;
  • развивающие - развивать умения сопоставлять, анализировать, синтезировать материал, структурировать знания, делать выводы, фиксировать выводы в таблице;
  • воспитывающие – прививать любовь к русской литературе и культуре.

Тип урока – лекция с элементами беседы.

Используемые технологии – технология проблемного обучения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Место Достоевского в русской и мировой литературе

2-я половина 19 века – это эпоха, породившая писателей-гигантов: Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Толстого. И среди них Ф.М. Достоевский не потерялся, а занял особое место. С 50-х годов 19 в. и до наших дней интерес к Достоевскому не угасает.

В декабре 2001 года в Московском Доме ученых состоялся международный юбилейный симпозиум “Достоевский в современном мире.1821-2001”, организованный Фондом Достоевского. Участники со всей России и порядка 20 стран мира, в том числе из Великобритании, Германии, Египта, Израиля, США, Японии и др., общим количеством свыше 200, приняли участие в работе симпозиума, посвященного 180-летию русского писателя. 2006 год объявлен ЮНЕСКО годом Ф.М. Достоевского. “Величайший из великих” - так оценивает Достоевского мировая критика. (Слайд 2-3)

2. Проблемный вопрос, организующий все последующие уроки

- Почему же интерес к творчеству Достоевского не угасает? На этот вопрос вы ответите после изучения творчества Достоевского. (Слайд 3)

3. Создание мотивация изучения личности и биографии писателя. (Слайд 4)

Н. А. Бердяев, религиозный и политический философ 19 в., говорил: “Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось раскрыть себя в своем творчестве. В творчестве его отразились все противоречия его духа, все бездонные его глубины...”

- В чем своеобразие творчества Ф. М. Достоевского, по мнению Бердяева?

- Что же необходимо понять, чтобы постичь творчество Достоевского? (Необходимо попытаться понять личность писателя, своеобразие его мировоззрения)

- Выявление своеобразия личности и мировоззрения Достоевского – цель сегодняшних уроков.

- Что влияет на формирование личности человека? (Семья, среда, время).

- Вспомним, в чем своеобразие эпохи, в которую жил Достоевский.

4. Своеобразие общественно - политическую атмосферы России 60-х годов

Неудачная Крымская война (1853-1856) обнажила бессилие самодержавно-крепостнического строя, всколыхнула народ и общественность. Усиливалась общественно-политическая борьба. Центральный вопрос крестьянский. Спор шёл о путях и средствах исторического движения России в будущее.

Центральные проблемы времени: “Каков путь гармонизации общества? Какова судьба народа? Кто герой времени?” В борьбу вступают консерваторы, либералы (западники, славянофилы, почвенники) и революционеры-демократы. (Слайд 5)

5. Постановка проблемного вопроса данной темы 2-х уроков

Русская писатели, верящие в преобразующую мир силу художественного слова, активно включились в борьбу. Достоевский был убежден в том, что “в поэзии нужна страсть, нужна ваша идея и, непременно, указующий перст, страстно поднятый”.

На какую идею, ведущую к гармонии, указывает перст Достоевского: на революцию, на Бога, на человека, на государство? (Слайд 6)

6. Работа с портретами писателя

Помогают понять личность писателя его портреты. (Слайды 7-8)

- Каким увидели художники Достоевского? Обратимся к портрету Ф. М. Достоевского, созданному В. Г. Перовым в 1872 г. Портрет рисовался с натуры. Вглядитесь в портрет... Что останавливает взгляд зрителя?

(Руки, сцепленные на коленях, образуют некое подобие круга, которым фигура замкнута. Мышцы лица натянуты, возле рта глубокие складки. Перед нами человек страдающий и страдавший. Взгляд углубленный в себя. Высокий лоб, нахмуренные брови передают духовное напряжение, все выражение лица говорит о непрерывной деятельности мысли и движении чувства. Достоевский на портрете Перова человек огромной внутренней энергии, удивительной воли и мысли)

- Рисунок "Федор Достоевский" написан И. С. Глазуновым в 1961 году. Обратите внимание на фон, композицию и размеры.

(Достоевский изображен на фоне Петербурга. Он вровень со зданиями, упирается в небо. Композиционный центр совпадает с центром картинной плоскости. Он максимально приближен к зрителям, что еще более усиливает мощь мысли, исходящей от образа писателя. Ему тесно на этой петербургской улице и в то же время одиноко. На рисунке Глазунова Достоевский – человек, снедаемой мыслью)

7. Воспоминание современников Достоевского.

Современники Достоевского оставили немало воспоминаний о его характере, привычках, внешнем облике.

- Какие особенности облика писателя отмечают современники?

Чтение отрывков из воспоминаний В. В. Тимофеевой, 1837 г. <1. Приложение>,

В. С. Соловьева, 1873 г. <2. Приложение>.

(Воспоминания поражают противоречием между внешней “обыкновенностью” и глубокой одухотворенностью облика Достоевского)

8. Биография Достоевского.

И жизнь писателя полна противоречий и контрастов. Её можно разделить на 2-а периода: до и после каторги.

- Чем же значителен каждый период?

Задание: составить таблицу “Биография Достоевского”.

1-й этап жизни и творчества. (Слайды 9-10)

Родился 30 октября (11 ноября н. с.) 1821 г. в семье врача Московской Мариинской больницы для бедных. Место рождения странным образом связывается в дальнейшем с творчеством Достоевского. Все его произведения в метафорическом смысле можно считать “больницей для бедных”. Родители дали имя Фёдор, что означает “дар божий”.

Отец будущего писателя, Михаил Андреевич, дворянин, отставной военный лекарь, участник Отечественной войны 1812 года. Мария Фёдоровна, из старомосковского купеческого рода. Всего в семье 7 детей. Но самыми близкими людьми всю жизнь оставались два старших брата, Михаил и Федор.

C 1834 по 1837 г. учеба в пансионе Л. И. Чермака. 1837 г. – трагический для Достоевского: умирает мать и погибает А.С. Пушкин, кумир будущего писателя. Гибель поэта юным Федором Михайловичем была воспринята как личное горе. Он говорил, что ежели бы в семье не было траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину. Сл. 11

Достоевский увлечен литературой, но по воле отца в 1838 г. едет в Санкт-Петербург, поступает в Военно-инженерном училище, которое заканчивает в 1843 г. По окончании

училища служит в чертежной инженерного департамента. В 1844 году выходит в отставку. Не военная служба влечет его, у него иная цель. (Слайд 12)

Еще во время учебы, в 1839 г., неожиданно погибает отец. Это известие потрясло Достоевского, тем более что упорно ходили слухи о том, что Михаила Андреевича за “донжуанство” убили собственные крестьяне в селе Даровое (Тульская губерния), купленном в 1831. Смерть отца спровоцировала тяжелый нервный припадок – предвестие будущей эпилепсии, которая преследовала Фёдора Михайловича до конца жизни, и повлияла на всю его дальнейшую духовную жизнь. Он пишет брату: “Человек есть тайна, её надо разгадать...я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком” (16 августа 1839 г.) (Слайд 13) Рассказать о тайне человека можно в литературе. И Достоевский начинает писать. В 1845 году написан роман "Бедные люди".

- По названию определите тему произведения. (Тема “маленького человека”)

- Кто из писателей и в каких произведениях обращался к этой теме? (К этой теме обращались А.С. Пушкин в “Станционном смотрителе”, герой Самсон Вырин, Н.В. Гоголь в “Шинели”, герой Акакий Акакиевич Башмачкин)

- Несмотря на то, что эта тема была не нова в литературе, первый успех “Бедных людей” был сенсационен. Достоевский передал рукопись Григоровичу, который показал её Н.А. Некрасову, а тот в свою очередь отнес произведение В.Г. Белинскому. "Новый Гоголь явился!" – закричал Некрасов, входя к критику с “Бедными людьми”. Виссарион Григорьевич прочитал рукопись, позвал к себе автора и сказал: "Да вы понимаете ли сами-то...что вы такое написали!.. Вам правда открыта ... досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!" (Слайды 14-15)

- Почему Белинский так высоко оценил первое произведение Достоевского?

Поможет ответить на этот вопрос воспоминание П. В. Анненкова относительно первого впечатления, произведенного на Белинского "Бедными людьми"<3.Приложение>. (Для Белинского Достоевский ценен, прежде всего, как продолжатель традиций Гоголя, как начинающий социальный писатель, изобразивший в произведении уничтожение человека обществом.)

А в 1848 г. Белинский пишет П.В. Анненкову: “Надулись же мы, друг мой, с Достоевским – гением”.

- Почему критик изменил мнение? (Слайд 15)

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, во-первых, что общего в изображении “маленького человека” у Гоголя и Достоевского и в чем проявляется новаторство, во-вторых, что не принял в творчестве Достоевского Белинский.

- Сопоставление “маленького человека” Гоголя и Достоевского. Выступление 2-х заранее подготовленных уч-ся. (Деятельность остальных уч-ся: слушают сообщения, делают записи в заранее разложенных на партах таблицах, затем в парах редактируют записи, в конце учитель проводит проверку)

Таблица <4. Приложение> (Слайды 16-18)

- Итак, в “Бедных людях” уже виден несколько иной взгляд Достоевского на человека. Дело в том, что ко времени написания романа “Бедные люди” Достоевский уже знаком с основами учения социал-утопистов Фурье, Сен-Симона. Его привлекает мысль о решительном переустройстве цивилизации, близка христианская окраска. Но зло мира, по его мнению, не исчерпывается экономическим неравенством. Существует “неравенство состояний”, которое пробуждает эгоистическую борьбу, уязвленная гордость эту борьбу питает. Следовательно, равенство материальное, изменение социальных условий привести к гармонии не сможет.

- В 1846 г. Достоевский пишет повесть “Двойник”, в которой исследует душу человека, его раздвоение. “Все ли в человеке зависит от социальной среды, от жизненных обстоятельств? Изменится ли человек с изменением общества?” ? эти вопросы волнуют Достоевского.

“Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находится в заведывании врачей, а не поэтов” – так оценил произведение В. Г. Белинский. (Слайд 19)

Вернемся к вопросу, поставленному ранее: “Почему Белинский изменил первоначальное мнение о писателе Достоевском, что не принял в его творчестве?”

(Надежды Белинского на Достоевского как социального писателя, обличителя общественного устройства, не оправдались. Достоевский пошел своим путем.)

- С 1847 г. Достоевский начинает посещать пятницы у Михаила Васильевича Петрашевского, где изучались труды социалистов – утопистов, обсуждались социально-экономические, литературные проблемы. На одной из "пятниц" читали знаменитое письмо Белинского к Гоголю с резкой критикой "Выбранных мест из переписки с друзьями". Петрашевцы решают напечатать письмо Белинского, завести тайную типографию. Деятельное участие принимает и Федор Михайлович. Однако в 1849 г. вместе с другими петрашевцами арестован и приговорен к смертной казни, расстрелу. (Слайд 20)

Итак, 1-й этап жизни завершился арестом. -Чем же значителен 1-й этап жизни Достоевского? (Достоевский начинает литературную деятельность как писатель-гуманист, сочувствующий “маленькому человеку”, и как писатель – психолог. Он отрицает существующее общество, но не знает путей его изменения. Понимает, что не все зависит от строя, много “болезней” в самом человеке. Человек ? загадка для себя и окружающих.) (Слайд 21)

- Проверка записей в тетради.

2-й урок

Второй период жизни и творчества

1. Инсценировка казни Достоевского. (Слайд 22)

- 22 декабря 1849 г. состоялась инсценировка казни (лично император Николай I приказал объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни). Достоевский же был уверен в неизбежности смерти. Выводили по трое. Достоевский был во второй тройке. Оставалось жить не более минуты. Но неожиданно для всех расстрел был заменен на 4 года каторги, а затем ссылку. О своих мыслях и чувствах в ту страшную минуту Достоевский рассказал брату в тот же день в письме. <5. Приложение>

2. Жизнь писателя в Омске, на каторге. Переосмысление взглядов

С этого момента начинается переосмысление взглядов писателя.

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов, Ж. А. Муравьёва, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина, подарили Достоевскому Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь как святыню. (Слайд 23)

О жизни в Омске, на каторге, Достоевский подробно поведал в книге “Записки из Мертвого дома”. Выдающийся ум вдруг оказался среди уголовников, насильников, грабителей. Тяжелый физический труд, драки среди арестантов, жестокость надсмотрщиков – все это тяжело переносил Федора Михайловича. Но еще тяжелее для него было осознание разрыва духовных основ “интеллигентского” и “народного” миросозерцания. Но вот однажды, когда Достоевский возвращался с работ с конвойным, к нему подошла женщина с девочкой лет десяти. Она шепнула что-то девочке на ухо, а та подошла к Достоевскому и, протягивая ручонку, сказала: “На, несчастный, возьми копеечку, Христа ради!” И вспомнилось детское. Березовый лес в Даровом. Крик: “Волк бежит!” И ласковый голос мужика Марея: “Ишь ведь, испужался... Полно, родный...

Христос с тобой...”, и его “материнская улыбка... и особенно ... запачканный в земле палец, которым он тихо и с робкою нежностью прикоснулся к вздрагивавшим губам” ребенка. И по-новому увидел Достоевский каторжан. <6. Приложение>

Рождается множество замыслов. По выходе из Омской каторги в 1854 году он еще не может приступить к их осуществлению. Его направляют в Семипалатинск. Здесь он

служит рядовым, потом получает офицерский чин и только в 1859 году возвращается в Петербург. (Слайды 24-25)

- Какие же наблюдения вынес Достоевский из сибирской жизни?

Задумываясь о смысле бытия, утверждается в выводе, что причины бед не во внешних обстоятельствах, а в самом человеке.

А. Концепция человека. (Слайд 26)

  1. Человек — существо иррациональное. Он сложен и противоречив: “ангел” и “дьявол” одновременно.
  2. Человеку свойственна антиномичность сознания, происходит борьба сознаний. Поэтому рядом с героем есть его двойник, карикатура, чёрт. Герой беседует с ним, спорит.
  3. В человеке заложена потребность в произволе, в безмерной свободе.

Своих героев Достоевский проверяет злом.

Б. С каторги Достоевский вынес новый “символ веры”, в основе которого оказалось народное чувство Христа. (Слайд 27-28)

“Этот символ веры очень прост,- говорил он,- верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа...”. По его мнению, человек идет по пути рассудочного постижения жизни. Но есть второй путь – путь веры, путь приближения к богочеловеческому совершенству. Идеал – Христос. Христос дал человеку свободу выбора, мог возлюбить человека как самого себя. Человеку же мешает эгоизм. Смысл жизни – жертвовать своим “Я”, освобождаться от эгоизма. Освобождение от эгоизма – процесс мучительный. Страдание приведёт к очищению, очищение – к воскрешению и красоте. Красота спасёт мир. Красота лика, духовного начала.

3. “Почвенничество” Достоевского. (Слайд 29)

Свои взгляды Достоевский излагал на страницах журнала “Время” (1861 – 1863), а после его запрещения - “Эпоха” (1864 -1865), которые издает вместе с братом Михаилом.

Эти журналы отражали точку зрения почвенничества <7. Приложение>. Достоевский, как и славянофилы, полагал, что русская национальность самобытна, у России свой путь развития. Свою задачу он видел в создании новой идеи, взятой из народных начал. По мнению писателя, именно тысячелетняя культура русского народа уберегла высокий христианский идеал. Поэтому необходим нравственный союз потерявшего веру “образованного большинства” с верой народа, с “народной почвой”.

4. Литературная деятельность Достоевского с 59 по 81 годы. (Слайд 30)

За 22-а года написаны повесть “Записки из подполья”, романы “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Игрок”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Подросток”, “Бесы”, фантастический рассказ “Бобок”. Писал быстро, рука не успевала за мыслью, поэтому нужна была стенографистка. И в жизнь Достоевского в1866 г. входит А. Г. Сниткина, которая впоследствии становится второй женой писателя.

Тихое пристанище, “почву” в жизни писателю дала Анна Григорьевна. Ко времени знакомства ей 20 лет, ему - 44. Она понимала, что живет с гениальным человеком, и терпела всё: и нужду, и лишения, и тяжелую болезнь, и долго мучающую Достоевского страсть к рулетке. Только благодаря жене Федор Михайлович победил эту пагубную страсть. Вдали от Анны Григорьевны и детей (2-е, дочь и сын) Достоевский “тоскует мучительно”. О силе чувств Достоевского говорят его письма жене: “Ты мое будущее все – и надежда, и вера, и счастие, и блаженство – всё” (9 декабря <18>66), “И вот я убедился, Аня, что я не только люблю тебя, но и влюблен в тебя и что ты единая моя госпожа, и это после 12-ти лет!” (4/16 августа <1879>). (Слайд 31)

5. “Пушкинская речь” Достоевского. (Слайд 32-33)

- Последним крупным событием в жизни и творчестве Достоевского стала его речь, произнесенная 8 июня 1880 года на втором заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника Пушкину в Москве.

Это выступление произвело настоящий фурор. <8. Приложение>. Чем же так потрясла речь слушателей? Пушкин для Достоевского не только единственное явление русского духа, как уже отмечал Гоголь, но и явление “пророческое”. Пушкин – высшее проявление сути русского человека, так как поэт был способен к “всемирной отзывчивости”, к “перевоплощению в чужую национальность”, “в дух чужих народов”. А именно во “всемирности” и “всечеловечности” заключается “сила духа русской народности”. Русская душа, по мнению Достоевского, универсальна, она способна принять и признать, извинить и оценить любую непохожесть. Стать “настоящим русским” - значит “...в конце концов, может быть, и изречь окончательно Слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону” (Ф.М, Достоевский. “Дневник писателя”, “Пушкин”, 1880)

Итак, по мнению Достоевского, единение всех людей на основе Христианства приведет к мировой гармонии и укажет этот путь русский народ.

После этого выступления, ночью, Фёдор Михайлович подъехал к только что открытому памятнику, положил венок к ногам своего великого учителя и поклонился ему до земли.

- Но есть ли Бог? (Слайд 34)

Достоевский – человек, который “весь борьба” (Л. Н. Толстой). Писатель не столько верит в Бога, сколько спорит с ним, да и существование его проблематично. Если есть Бог, то почему так неразумна жизнь. Если его нет, то с кем тогда спорить, Антиномичность сознания свойственна самого Достоевского.

- Откуда эта двойственность? Сам писатель ответит на этот вопрос так: “Я – дитя века, дитя неверия и сомнения... Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить...”

- В квартире Достоевского на стене висела копия картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна”, которая приводила его в умиление.

- Как вы думаете, почему Достоевский так любил эту картину?

(Возможно, она укрепляла его веру)

6. Ответ на проблемный вопрос: “На какую идею, ведущую к мировой гармонии, указывает перст Достоевского: на революцию, на Бога, на человека, на государство? (Перст Достоевского указывает на человека. Человек сложен, противоречив, революция не изменит его сущности. Человеку необходимо нравственно совершенствоваться, духовно очищаться.) (Слайд 35)

7. Смерть Достоевского. (Слайд 36)

- Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н. с.) 1881 года в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.

Несмотря на все сомнения, борьбу веры и неверия, Достоевский любил жизнь, и все, что им создано, создано ради жизни и человека.

Незадолго до смерти он писал: “Несмотря на все утраты, я люблю жизнь горячо, люблю жизнь для жизни и, серьёзно, всё ещё собираюсь начать мою жизнь. Вот главная черта моего характера, может быть, и деятельности...” (1873 г.) (Слайд 37)

8. Написание рефлексия. Ваше первое впечатление о Ф.М. Достоевском.

Домашнее задание.

1. Знать – чем значителен каждый период жизни Достоевского, особенности мировоззрения.

2. Ваши вопросы по роману “Преступление и наказание”.