«Да, вот они, русские характеры!» (урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»)

Разделы: Литература


“Да, вот они, русские характеры!
Кажется прост человек, а придет
суровая беда, в большом или малом,
и поднимется в нем великая
сила – человеческая красота”.

А.Н. Толстой

Цель урока:

  • познакомить учащихся с рассказом А.Н. Толстого “Русский характер”.
  • раскрыть смысл заглавия рассказа.

Воспитательная:

  • вовлечь учащихся темой Великой Отечественной войны, раскрыть нравственные стороны поступков людей в годы войны.
  • воспитывать любовь к Отечеству, к русским людям, ветеранам Великой Отечественной войны, воспитывать патриотизм.
  • привлекать учащихся к чтению художественной литературы.

Развивающая:

  • формировать способность выделять главную мысль в художественном произведении
  • развивать все виды речевой деятельности
  • формировать навыки речевого общения

Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации картин о Великой Отечественной войне, выставка книг о Великой Отечественной войне.

Словарная работа: патриот, патриотизм, сочувствие, сопереживание, долг.

Ход урока

I. .Вступительное слово учителя.

На протяжении всех уроков в 8 классе мы с вами работаем над темой “Человек перед выбором”. Изучая эти произведения, мы стараемся понять, а что движет поступками людей в сложных ситуациях? Вот сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с рассказом А.Н. Толстого “Русский характер” и попробуем понять, в чем смысл этого выражения – “Русский характер”.

- Как вы понимаете это выражение?

- Давайте посмотрим на эпиграф к уроку, в котором автор так пишет о русском характере (чтение эпиграфа) и попутаемся постичь тайну русского характера.

II. Сообщение учащегося об авторе.

Задание к классу: записать ключевые слова и словосочетание, которые на ваш взгляд являются важными.

- А.Н. Толстой – русский советский писатель. Он был пламенным патриотом и в своих рассказах, романах изображал Россию в её прошлом (роман “Пётр I”) и в настоящем (роман “Хождение по мукам”). Он писал о своей Родине, которую очень любил горячо и беззаветно.

Рассказ “русский характер” (1944) завершает цикл произведений А.Н. Толстого о Великой Отечественной войне, названный “Рассказы Ивана Сударева”. Материалом для цикла являлись встречи, беседы, знакомство с участниками войны, знакомство с их письмами и дневниковыми записями.

Иван Сударев - имя вымышленное, но в нем автор воплотил черты русского патриота, участника Великой Отечественной войны.

- Кто такой патриот?

- Как вы понимаете слово патриотизм?

III. Беседа по прочитанному.

1) - Как вы читали это произведение?

- Какие чувства испытали, читая рассказ?

- Что больше всего запомнилось?

2) Итак, главный герой Егор Дремов – Герой Советского Союза, лейтенант.

- Каким мы видим Егора Дрёмова в начале произведения? (простой, тихий, обыкновенный человек, работал в колхозе, сильное и соразмерное сложение и красота, улыбчивый. Строгое поведение, уважал и любил мать и отца, гордился званием русского человека).

- Почему автор пишет, что в части его называли “Бог войны”?(рассказать, как сражался, воевал).

- Изменился ли Егор Дрёмов к концу рассказа? (Стал инвалидом, уродлив, ушёл в себя, но воевал так же геройски, мужественно. Отказался от родных, от любимой девушки).

- А почему отказался, изменился? Что так повлияло на его отношения к родителям, к Кате Малышевой? (ранение, во время боя чуть не погиб, сильно обгорел. Чудом остался жив.

В госпитале было сделано несколько операций на лице).

- Гореть в танке страшно? невыносимо больно? Но физическая боль преодолима и так ли она страшна? Страшней боль какая? (незаживающая душевная рана).

- Какое впечатление произвела на Егора Дремова первая встреча с зеркалом? Найдите в тексте и прочитайте.

- Почему заплакала медсестра и генерал старался не смотреть при разговоре в сторону Дремова?

3) Отпуск, встреча с родиной, домом, родителями, любимой девушкой...

“Он шёл, а кругом было сыро, пустынно, ветер одиноко насвистывал в ушах”.

- Какую роль играет описание природы в данном отрывке? (передаёт внутреннее состояние души героя. На душе у Егора неспокойно, сыро, пусто и одиноко).

И вот дом.

4) Художественное пересказ подготовленного ученика “Возвращение домой”.

“В село он пришёл, когда уже были сумерки. Вот и колодезь, высокий журавель покачивался и скрипел. Отсюда шестая изба — родительская. Он вдруг остановился, засунув руки в карманы. Покачал головой. Свернул наискосок к дому. Увязнув по колено в снегу, нагнувшись к окошечку, увидел мать, — при тусклом свете привёрнутой лампы, над столом, она собирала ужинать. Всё в том же тёмном платке, тихая, неторопливая, добрая. Постарела, торчали худые плечи... “Ох, знать бы, — каждый бы день ей надо было писать о себе хоть два словечка...” Собрала на стол нехитрое — чашку с молоком, кусок хлеба, две ложки, солонку и задумалась, стоя перед столом, сложив худые руки под грудью... Егор Дремов, глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно её испугать, нельзя, чтобы у неё отчаянно задрожало старенькое лицо.

Ну, ладно! Он отворил калитку, вошёл во дворик и на крыльце постучался. Мать откликнулась за дверью: “Кто там?” Он ответил: “Лейтенант, Герой Советского Союза Громов”.

У него заколотилось сердце — привалился плечом к притолоке. Нет, мать не узнала его голоса. Он и сам, будто в первый раз, услышал свой голос, изменившийся после всех операций, — хриплый, глухой, неясный”.

- Почему долго Егор не мог войти в дом?

- Почему представился чужим именем?

- А можно ли обмануть сердце матери?

- Почему она не спала всю ночь, ворочалась, вздыхала?

- Какой была встреча с любимой девушкой Катей Малышевой? ( Взглянула, будто её слегка ударили, откинулась, испугалась).

- Кто также отреагировал на него? (медсестра)

- Встретившись с Катей, Дремов не решается открыться ей и собирается уйти из родного дома, не дожидаясь конца отпуска. Почему? (жалеет себя, тяжело переживает обман).

5) Чтение наизусть письма матери.

“Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что и думать. Был у нас один человек от тебя, — человек очень хороший, только лицом дурной. Хотел пожить да сразу собрался и уехал. С тех пор, сынок, не сплю ночи, — кажется мне, что приезжал ты. Егор Егорович бранит меня за это — совсем, говорит, ты старуха свихнулась с ума: был бы он наш сын — разве бы он не открылся... Чего ему скрываться, если это был бы он, — таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно. Уговорит меня Егор Егорович, а материнское сердце — всё своё: он это, он был у нас!.. Человек этот спал на печи, я шинель его вынесла на двор — почистить, да припаду к ней, да заплачу, — он это, его это!.. Егорушка, напиши мне, Христа ради надоумь ты меня, — что было? Или уж вправду — с ума я свихнулась...”

- Что заставило Егора ответить на письмо матери? ( Он понял, что сердце матери не обмануть, она примет его таким, какой он есть. И отец сказал, что таким лицом гордиться надо!)

- Не обмануть сердце и любимой девушки, которая обещала ждать его, даже если вернётся он на одной ноге).

Встреча в полку Егора Дремова с родными. (Зачитать по тексту)

“Мама, здравствуй, это я!..” И вижу — маленькая старушка припала к нему на грудь. Оглядываюсь, тут, оказывается, и другая женщина. Даю честное слово, есть где-нибудь ещё красавицы, не одна же она такая, но лично я — не видел.

Он оторвал от себя мать, подходит к этой девушке, — а я уже поминал, что всем богатырским сложением это был бог войны. “Катя! — говорит он. — Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого...”

Красивая Катя ему отвечает, — а я хотя ушёл в сени, но слышу: “Егор, я с вами собралась жить навек. Я вас буду любить верно, очень буду любить... Не отсылайте меня...”

IV. Выводы:

- Какие грани русского характера раскрыл А.Н. Толстой в рассказе?

- Верен ли вывод автора о русском характере, который мы прочитали в эпиграфе к уроку?

(Вывод запишите в тетради).

V. Выставка книг, раскрывающий нравственный аспект темы “Человек на войне”.

VI. Домашнее задание (по выбору )

  1. Написать отзыв на рассказ А.Н. Толстого “Русский характер”.
  2. Используя слова МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ, ДУША, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ВЕЛИКАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КРАСОТА, проанализировать финал рассказа.