Цели урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с выходом животных на сушу и размножением в воде. Защитить земноводных в глазах людей; показать многообразие земноводных.
Задачи урока:
- образовательные: формирование знаний о представителях класса земноводных, особенностях их внешнего строения, связанных с двойной средой обитания;
- развивающие: развитие навыков самостоятельного поиска информации для ответов на поставленные вопросы, логического мышления, умения рассуждать, сравнивать, делать выводы;
- воспитательные: воспитание умения работать в группе, формирование экологического мышления.
Оборудование: Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Биология. Многообразие живых организмов 7 класс”. — М,: Дрофа 2008., влажные препараты лягушки, образцы скелетов лягушки, презентация к уроку. Тексты сообщений учащихся, тексты для самостоятельной работы с учебником, тест для закрепления учебного материала, рабочая тетрадь
Методы обучения: наглядно-образный (презентация), словесный, частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований).
Ход урока
I. Организация класса.
II. Подготовка к активному восприятию темы.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Мы с вами любим разгадываем загадки о животных. Вот вам очередные. Сидит Матрена – вся намокрена.
Наш Тарас кричать громко горазд.
А еще я расскажу вам о двух сказках. Первая – финская. Жили-были три царевны. И захотелось им в кого-нибудь превратиться. Первая говорит: “Хочу, чтоб из меня получилось такое, к чему прислушивались бы все люди”. Вторая – чтоб вышло то, за чем гоняются все люди. А третья захотела превратиться в то, на что все люди дивились бы. И превратились – первая в кукушку, вторая – в белку, а третья – в лягушку.
Вторую сказку вы хорошо знаете – это “Царевна-лягушка”. Так может и вовсе это не сказочные превращения, когда кожа сбрасывается? Ведь в каждой сказке – молодцу урок. И не зря, наверное, стоят памятники лягушкам, складывают о них сказки, даже на монетах изображают. Давайте разберемся, что в земноводных сказка, а что правда.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока (слайд1 Презентации)
2. Вступительная беседа.
1. Почему Класс получил название Земноводные?
(Представители этого класса обитают в двух средах – на земле и в воде. К земноводным относятся позвоночные животные, размножение которых связано с водой.)
2. Почему данный класс получил второе название – Амфибии?
(в переводе с греческого слово “амфибия” означает “жизнь с обеих сторон”. Амфора – сосуд с двумя ручками. Амфитеатр – наблюдение за происходящим осуществляется с обеих сторон. Амфотерные соединения – обладающие двойственными свойствами. Самолет-амфибия – может осуществлять посадку на земле и на воде.)
На доске: Земноводные (амфибии) – животные, обитающие на границе двух сред: водной и воздушной.
Учитель: Цель нашего урока: (Слайд 2 Презентации)
Учитель: Земноводные – необычные животные. У одних они вызывают брезгливость, боязнь, другие их безжалостно истребляют. Каких только небылиц про них не насочиняли.
Прежде чем возить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю лапу лягушку, чтобы предохранить зерно от порчи! Лучше бы строил хорошие хранилища!
Если в середине засеянного поля зарыть в новом горшке лягушку, то буря не повредит посевов.
Французы и немцы уверены, что жабы высасывают молоко у коров.
Все считают, что жаб нельзя трогать руками, так как появятся бородавки.
Если увидел лягушку — жди дождя.
Альфред Брем справедливо заметил: “Издревле и до наших дней ни одно живое существо не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, и ни одно не преследовалось так, как семейство жаб”. Однако никто из тех, кто дурно говорит о жабе, не наблюдал ее жизни, прежде чем обвинять, надо, по крайней мере, узнать, кого обвиняешь?
Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Куда им до каких-нибудь тропических диковинных птиц или насекомых. Но и в их жизни, если вглядеться, можно найти немало любопытного.
3. Многообразие земноводных
Сообщения учащихся (Слайды 3 – 12 Презентации) (Приложение 1)
4. Выход земноводных на сушу
Учитель: Итак, земноводные – первые наземные животные, которые вышли на сушу 350 млн лет назад. Их предки, древние амфибии стегоцефалы, появились в палеозойскую эру во время глобальных изменений на Земле. Климат поменялся на континентальный, моря отступали, все больше появлялось суши. Эти удивительные существа смогли первыми освоить неведомый для них мир – наземно-воздушный, с совершенно иными условиями среды. (Слайды 13 – 14 Презентации)
5. Особенности строения Земноводных.
Самостоятельная работа учащихся в группах с учебником.
Цель: Прочитать характеристику системы органов земноводных, приготовить сообщение об их строении и работе, используя деформированный текст, вставив в него пропущенные слова.
- Задание 1 группе: Изучить материал о внешнем строении земноводных
- Задание 2 группе: Изучить материал о строении нервной системы и органов чувств.
- Задание 3 группе: Изучить материал о строении пищеварительной системы.
- Задание 4 группе: Изучить материал о строении дыхательной системы.
- Задание 5 группе: Изучить материал о строении кровеносной системы.
(Сообщения учащихся с использованием слайдов 15 – 19 Презентации и Приложение 2)
6. Рассказ учителя о строении скелета земноводных. (слайд 16 Презентации, работа учащихся с моделями скелетов лягушки)
7. Черты приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.
Учитель: Многие из приобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и у всех земных позвоночных в строении позвоночника, органов слуха и т. д. Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали связь с водой и имеют черты приспособленности к каждой из этих сред. (Работа со слайдами 20 – 23 Презентации)
Цель: Прочитать приспособления Земноводных к жизни:
а) на суше, б) в воде.
IV. Закрепление изученного материала. (5 мин)
1. Выполнение теста (Приложение 3) (слайд24 Презентации) с использованием самопроверки. Самоанализ и самоконтроль.
Слайд 25-46 Презентации
(Ответы:1- а, б, в. 2 – а, б. 3 – б, в. 4 – а. 5 – в. 6 – а. 7 – б.)
V. Итог урока
Учитель: Земноводные поистине удивительные создания. Если вы еще не убедились в этом, то, может быть, эта информация развеет последние сомнения.
Сообщение учащегося: Кожа земноводных богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий. Иногда она бывает ядовитой, защищая лягушек от более крупных врагов.
- В Китае давно известно о лечебных свойствах жабьего яда.
- Европейским врачам жабий яд заменял обезболивающие средства. Он необычайно долго сохранял это свойство.
- Японцы изготавливают из лягушек препараты для лечения опухолей.
- Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные окружающие их детали они начинают видеть только тогда, когда движутся сами. Человек использовал это свойство лягушачьего глаза, сконструировав электронный прибор — модель лягушачьего глаза. Его применяют при слежении за самолетами, что, вместе с электронными локаторами, делает полеты самолетов более безопасными.
- Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры (свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы). Голосом лягушки могут соперничать с птицами.
Учитель: Помните, творения природы удивительно хрупки, и от того, насколько разумно и бережно мы будем к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и сама жизнь. А закончить наш урок мне хочется норвежской приметой: “Кто дружит с лягушкой, тому она приносит золото” (слайд 25 Презентации)
VI. Домашнее задание (1 мин)
1. Нарисовать плакат “В защиту незаслуженно гонимых животных”
2. Выполнить задания 137, 138 Рабочей тетради стр. 105
Список литературы, интернет-ресурсов:
1. Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Биология. Многообразие живых организмов 7 класс”. — М.: Дрофа, 2008.
2. М.В. Высоцкая. Поурочные разработки по биологии. 7 класс. — Волгоград: Учитель, 2006.
3. Степанов И. А. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс: Кн. Для учителя / — М.: Новый учебник,2001.
4. Биологический энциклопедический словарь.
5. М.Б. Бондарчук, Н.В. Ковылина Занимательные материалы и факты по общей биологии 5–11 Классы – Волгоград: Учитель, 2007
6. Журнал “Биология Всё для учителя” - М: Основа, №1 2013г
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%FF%E3%F3%F8%EA%E0-%E1%FB%EA
8. http://xreferat.ru/71/527-1-metodicheskie-osobennosti-izucheniya-temy-zemnovodnye-v-shkol-nom-kurse-biologii.html
9. http://school.bakai.ru/?id=biofn011101
10. http://www.biology.ru/course/content/chapter6/section4/paragraph1/theory.html
11. http://www.zooeco.com/eco-zabi/eco-zabi35.html