Возраст участников 11-14 лет
Актуальность проблемы
Наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка является переходный подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как умение сочувствовать, сопереживать чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. Существенные проблемы связаны в этот период и с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств – все это связано с “подростковым комплексом”, наблюдаемым в возрасте от 11 до 14 лет у многих ребят.
Серьезные преобразования происходят и в мотивационной сфере подростка, в частности, в мотивационной структуре процесса общения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-либо группе.
Подростковый период очень важен в развитии “Я-концепции”, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.
Все перечисленные характеристики подросткового возраста способны порождать серьезные кризисные ситуации и как следствие – психологическое неблагополучие подростков, которое в крайних своих проявлениях ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, подростковой агрессии и асоциальному поведению.
Не случайно проблема подростка на этапе преодоления всех возрастных проблем тесно связана с такими понятиями, как “адаптация”, “социализация”, “компетенция”. Психологическое сопровождение учащихся 11-14 лет в условиях образовательного учреждения предусматривает создание условий, при которых у подростка формируются ключевые компетенции, позволяющие ему быть адаптивным к условиям окружающего мира и социально значимым для взрослых и сверстников.
Под компетенциями понимаются некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выступают как факторы успешности/неуспешности, адаптивности/дезадаптивности, благополучия /неблагополучия подростка.
В качестве ключевых компетенций в отечественной психологической школе рассматриваются такие, как:
- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что возникновение кризисной ситуации в жизни подростка всегда обусловлено недостаточной (или несформированной) компетентностью в одной из социально значимых сфер его жизнедеятельности: в отношении самого себя; в отношениях с другими людьми; в отношении значимой деятельности .
В связи с актуальностью данной проблемы разработано арт - терапевтическое тренинговое занятие для подростков 11-14 лет.
Цель: повышение социально – психологической компетенции.
Задачи:
- развитие социальной активности;
- развитие “Я – концепции”;
- формирование самооценки;
- формирование позитивной установки на самопознание, самовоспитание;
- коррекция психоэмоциональной сферы.
Методы работы: Беседа, игра, упражнения, методы арт- и музыко-терапии, работа в группе, визуализация, ритмопластика; пантомима; рефлексия.
Материалы и оборудование:
- помещение с расставленными полукругом стульями, столами для групповой работы ;
- мультимедийное оборудование (слайд с эпиграфом Леонардо да Винчи)
- CD-проигрыватель, музыкальное оформление: спокойная музыка; музыкальная подборка для танцевального марафона;
- музыка для визуализации; музыка “шум моря”; музыкальное произведение Сен-Санса “Лебедь”
- альбомные листы, краски;
Ход занятия
Слайд с эпиграфом:
“Кто не может достичь того, чего он хочет, пусть хочет того на что способен”. (Леонардо да Винчи)
Педагог-психолог:
В одной притче рассказывается. Что Бог, создав мир, стал думать где понадёжнее спрятать от человека его самую главную тайну.
В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её.
На дне океана? Но в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решил спрятать Тайну внутри самих людей!. Уж в себя то, человек не догадается заглянуть.
Во многом Боги оказались правы. Мы знаем сами о себе гораздо меньше, чем о земле, о светилах, океанах. И вместе с тем Боги ошиблись. Человека интересует масса вопросов: 2Кто мы?”, “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?”, “На что я могу надеяться?” и др.
Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в себя в поисках своей самой Главной Тайны.
Человек – житель двух миров. В одном из них он рождается и существует в своём физическом облике.
Задание 1. Рисунок “Физический облик”
(краски, гуашь)
Этот мир- мир физический дарует ему тело с разнообразными свойствами и возможностями, которые мы с вами сейчас постараемся обнаружить.
Задание 2. “Танцевально-спортивный марафон”
(Участникам предлагается : под быстро сменяющуюся музыку танцевать. Темп мелодии сменяется: от очень быстрого к медленному, а затем переходит к шуму моря и спокойной мелодии).
Педагог- психолог: ( на фоне шума прибоя)
Второй мир каждый из нас постепенно открывает в самом себе и затем развивает, совершенствует. Этот внутренний мир – душа, мир по имени “Я”.
Игра “Цвета эмоций”
Водящий закрывает глаза, группа выбирает цвет, затем при помощи мимики и жестов показывает этот цвет водящему. Его задача угадать. Игра повторяется 2-3 раза.
Визуализация “Световой поток” ( на фоне музыки “Спокойное море”)
Педагог- психолог:
Сложите ладони ложечкой так, чтобы между ними осталось небольшое пространство. Хорошо! Теперь представьте себе, что между ладоней у вас оказался маленький светящийся шарик. Почувствуйте, какой он мягкий, тёплый, пушистый, светится каким – то необыкновенным светом....
Чтобы лучше представить этот свет можете закрыть глаза. Какой он? Он может быть ярким или тусклым, ровным или переливающимся. Представьте себе, что этот светящийся шарик у вас в руках...
А теперь оставьте этот шарик в правой руке и протяните эту руку своему соседу справа, а левой рукой прикройте такой же шарик в руке соседа справа. Хорошо!
Вы снова чувствуете этот светящийся шарик в правой руке...
Интересно сравнить ощущения в правой и левой руке. Какая из них теплее, какая тяжелее?
Ваш светящийся шарик – кусочек энергии, кусочек вашей души. Вот он превращается в луч, и сливается с другими лучами, исходящими от ваших товарищей, создаёт мощный поток света, тёплый, приятный поток. Он как будто всё разрастается и постепенно окутывает всех нас, сидящих здесь. Побудем в этом состоянии ещё немного. Теперь постепенно начнём уменьшать наши лучики. Они становятся прозрачнее, прозрачнее – и вот только покой и безопасность остались с нами. И мы открываем глаза...
Обсуждение: ребята по очереди рассказывают о своих ощущениях во время этого упражнения .
/ Вновь звучит спокойная музыка, сопровождаемая шумом моря/
Педагог-психолог:
Я вновь предлагаю обратиться к кистям и краскам. И на этот раз изобразить то, что мы называем своей душой. Внутренний мир - тайна одного человека. Я предлагаю приоткрыть эту тайну и рассказать о том, какая душа изображена на рисунке. При рассказе можно использовать ключевые слова:
/ На слайде высвечиваются слова:
во мне, надо мной, приближается, удаляется, человек, сон, радость, красота, жизнь, твёрдая. ранимая, тонкая, терпимая, яростная, злая, украшение, мечта, во мне, для меня.../
Да, человек может поведать о своём собственном мире. Мы с вами это сделали при помощи красок и кисти, при помощи слов. Поэты это делают с помощью стихотворения; композиторы при помощи музыки в процессе своего творчества. Так поступают по отношению друг к другу и влюблённые, друзья и все те, кто чувствует душевную близость. Общаясь, читая книги, наслаждаясь музыкой или живописью мы обнаруживаем новые стороны собственной души.
“Ритмопластика”
/звучит музыка Сен-санса “Лебедь”, ребятам предлагается выразить своё душевное состояние при помощи движений/.
Рефлексия.
Ключевые вопросы:
- приятна ли вам была музыка?
- хотелось ли вам двигаться, танцевать или оставаться неподвижно на месте? Почему?
- какие чувства испытывали, находясь неподвижно? В танце?
- о чём говорила вам ваша душа?
- кем вы представляете себя в своих мечтах?
Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением тогда, когда мы размышляем о них – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне.
“Так каково твоё предназначение Человек?
- Быть им!”