Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Т, т; научить давать характеристику звукам [т], [т'] в словах “тигр”, “труба”; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
- знают букву Т, т; умеют давать характеристику звукам [т], [т'] в словах, читают плавно, безотрывно, по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного.
Метапредметные:
- Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия предложений, стихотворного текста; логические – выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
- Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
- Личностные: высказывают своё мнение, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска, фишки для составления схем слов, рисунки с изображением тигра и трубы, карточки со словами “повторить”, “букварь”, “слоги”, “слова”, “предложения”, “расшифровать”.
Ход урока
I. Мотивация деятельности
Учитель:
Дети, вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
Хотите учиться?
Значит, можно садиться.
- Поприветствуйте друг друга. (Дети сидят группами по 4 человека. Партнёры по плечу и по лицу приветствуют друг друга)
Дети:
Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу.
- Посмотрите на смайлики. Похлопайте в ладоши те, чьё настроение соответствует первому смайлику, второму, третьему. (Слайд 1)
II. Актуализация знаний.
(Структура КОНЭРС, ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)
- На стенах нашего класса развешаны буквы (о, т, к ). Выберите понравившуюся букву и встаньте около неё. Подумайте, почему она вам понравилась.(3 сек.) Образуйте пары с рядом стоящим партнёром не из вашей группы. Расскажите, почему вы эту букву выбрали. Начинают партнёры меньшие ростом.(30 сек.) (Через 30 сек. сигнал колокольчика для 2 партнёра; 1-2 учеников попросить высказаться)
- Поблагодарите друг друга и займите свои места.
- Составьте слова из данных букв (кто, кот, ток)
- Каких сказочных котов знаете?
(Слайд 2). Звучит песня из мультфильма “Кот Леопольд...”
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл на урок! Кто это?
Дети. Кот Леопольд!
(Пока звучит песня, можно представить участников под №1,2,3,4; участников под буквами А,Б )
- Посмотрите, он принёс с собой какие-то карточки и письмо (Слайд 3)
- Ребята! Если вы выполните все мои задания, то узнаете моё самое главное правило!
Ваш друг Леопольд.
- Ну, что, ребята, хотите узнать самое главное правило Кота Леопольда?
-Тогда за дело! Итак, первая карточка. На ней написано: “Повторить!” Значит, мы должны повторить все, что мы уже знаем.
- На какие 2 группы можно разделить все звуки?
- Как отличить гласные от согласных?
- На какие группы можно разделить все согласные звуки?
- Какие гласные указывают на твёрдость согласных?
- Какие гласные указывают на мягкость согласных?
- Как узнать, сколько в слове слогов?
(Интерактивная игра “Рассади животных по вагонам”. Количество слогов в слове соответствует номеру вагона) - Какие скороговорки вы знаете?
III. Постановка учебной задачи.
- Разучим новую скороговорку.
Три сороки - тараторки тараторили на горке. (Слайд 4)
- Какой звук чаще всего встречается в этой скороговорке.
- Какая тема нашего урока? Чем будем заниматься на уроке?
IV. Открытие нового знания.
1. Звукобуквенный анализ слов ТИГР, ТРУБА. Знакомство с буквой Т, т.
- На второй карточке у нас написано “БУКВАРЬ”. Значит, мы должны открыть учебник на стр.102.
- Но сначала отгадайте загадки.
Он красивый, как огонь,
С чёрными полосками,
Очень грозные клыки,
Лапы, когти велики!
Страшен даже взрослым он...
- Что вы знаете о тигре?
Блестящая и медная
Так здорово трубит.
Что наша кошка бедная
Под тумбочкой сидит...
- Что это за труба? Какая ещё бывает труба?
- Давайте сделаем звукобуквенный анализ слов ТИГР и ТРУБА.
(К доске выходит ученик и работает на интерактивной доске, остальные - за партами.)
(Слайд 5)
- Давайте сравним первые звуки в словах ТИГР и ТРУБА.
- Кто знает, какой буквой обозначаются эти два звука?
- На что похожа буква Т?
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
(Показ иллюстрации и буквы Т.)
- Ребята, а в каком из этих слов только один слог?
- А почему?
- А сколько слогов в слове труба?
- На какой слог падает ударение?
- Молодцы. Мы справились и со вторым заданием.
2. Чтение слогов.
- На следующей карточке у нас написано “СЛОГИ”. Кто догадался, что мы должны сделать?
- Приготовились читать слоги. (Слайд 6).
Прибежал весёлый А, прочитали дети – ТА.
Прибежал задорный О, прочитали дети – ТО.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – ТЯ.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ТЫ.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ТИ.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – ТУ.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – ТЁ.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – ТЮ.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – ТЭ.
Прибежал звонкий Е, прочитали дети – ТЕ.
Чтение хором:
ТА-ТО-ТЯ-ТЫ-ТИ
ТУ-ТЁ-ТЮ-ТЭ-ТЕ
3. Выборочное чтение
- Прочитайте слоги, в которых буква Т обозначает твёрдый звук.
- Прочитайте слоги, в которых буква Т обозначает мягкий звук.
- Молодцы. И с этим заданием мы справились.
- На следующей карточке написано “СЛОВА”. Что мы должны сделать?
4. Чтение слов по букварю по цепочке.
5. РЕЛЛИ РОБИН (Партнёры по плечу читают слова в столбиках и определяют количество слогов).
- А сейчас Кот Леопольд предлагает нам отдохнуть.
Физкультминутка - ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР.
(Звучит песня “Если друг не смеётся”)
6. Составление предложений. (Слайд 7)
- Нам остаётся всё меньше и меньше заданий. И скоро мы узнаем, какое же самое главное правило Кота Леопольда. Смотрим следующую карточку. На ней написано “ПРЕДЛОЖЕНИЯ”. Мы должны с вами составить предложения.
- Прочитаем слова, которые написаны в левом столбике.
- Прочитаем правый столбик.
- Прочитаем первую строчку. Скажите, получилось ли предложение?
- Подберите слова из правого столбика к словам левого столбика.
Структура ФИНК- РАЙТ- РАУНД РОБИН
- А как правильно нужно будет записать эти предложения?
7. Разгадывание зашифрованных слов. (Слайд 8).
- И нам осталось выполнить последнее задание “РАЗГАДАТЬ”. Мы должны разгадать зашифрованные слова. Класс получает 3 задания:
- 1 задание – 1 и 2 столы,
- 2 задание – 3 стол,
- 3 задание – 4 и 5 столы.
Вы должны букву из левой таблицы поставить в правую таблицу под соответствующую цифру.
- Какое слово у 1 команды? (Корт). А кто знает, что такое корт? (Это площадка, где играют в теннис). Какое слово у 2 команды?
- Какое слово у 3 команды?
- Какие слова спрятались за буквами АТЛАС?
Атлас – это книга, где собраны карты.
Атлас – это ткань.
- Вы хорошо справились со всеми заданиями, и ребята подготовили для вас стихотворение. Но сначала рассмотрите иллюстрацию и подумайте, о чём оно. Свои предположения сравните с утверждениями и поставьте “+” или “-“ . (Слайд 9).
СТРУКТУРА – ЭЙ АР ГАЙД.
- Послушайте стихотворение Э. Мошковской “Я рисую”.
8. Инсценирование стихотворения.
- Поменялись ваши предположения? Отметьте. Выскажитесь.
- И мы открываем буквы Кота Леопольда. Какое получилось слово?
V. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу. У нас получилось слово ДРУЖБА. Как вы думаете, а почему именно это слово загадал Кот Леопольд? Вспомните, что он всегда говорил мышатам.
- Правильно. Наверно, он хочет, чтобы и Кот и Щенок из стихотворения, которое прочитали ребята, тоже стали жить дружно. И, конечно же, вы между собой всегда были дружными и никогда не ссорились.
- Давайте ещё раз напомним Коту Леопольду, с какой буквой мы с вами сегодня познакомились?
- Какие два звука обозначает эта буква?
- Чему мы ещё научились на уроке?
Рефлексия.
- Какое у вас было настроение на уроке?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было самым интересным?
- Как вы работали?
- С кем было приятно работать?
Работа с “деревом настроений” (Слайд 10).