Классный час «Права и обязанности». 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Планируемый результат мероприятия: выполнять свои обязанности и пользоваться своими нравами в повседневной жизни.

В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять анализ предлагаемых объектов;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • контролировать действия партнёра;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Дорогие Ребята, я рада вас приветствовать на нашем внеклассном занятии.

2. Постановка и решение проблемного вопроса.

Сценка “ИГРА”

- Предлагаю разыграть сценку, для этого приглашаю 3 мальчиков.

После уроков ребята решили поиграть.

Сергей: Давайте поиграем

Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.

Саша: А я не хочу.

Сергей: Чего не хочешь?

Саша: Играть

Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут — а он нет. Будешь.

Саша: Я не хочу.

Сергей: Захочешь.

Саша: Что же вы меня заставите?

- Имеют ли право ребята заставить Сашу?..

- Обязан он им подчиняться? ... (Заслушиваем точки зрения.)

3. Объявление темы и постановка пели занятия.

- Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.

- Прочитайте тему нашего классного часа (“Права и обязанности”)

- Как вы понимаете, что такое право? ...

- Из словаря Ожегова: “Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять”

- Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ....(Конечно, ваши родители, семья.)

- Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ “Конвенцию о правах ребенка”. Конвенция - это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом,

- В Конвенции 54 статьи.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

- Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь.

4. Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)

- Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.

- Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить. (Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка и зачитывает некоторые...).

Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);

  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на личную жизнь.
  • Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
  • Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на защиту от эксплуатации и насилия.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям).
  • Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки, на гражданство.
  • Право на защиту своих прав.

-Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

5. Практическая часть классного часа.

1. Игра “Какими правами пользуются герои вашей книги?”. (Команда выбирает книгу):

  • Чуковский К. “Айболит”;
  • Толстой Л. Н. “Золотой ключик, или Приключения Буратино”;
  • Крылов И. А. “Стрекоза и муравей” Толстой Л.Н. “Филиппок”.

2. Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции (Соедините - задание с правильным ответом)

Волк: “Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”.

Козлята... “Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно”.

Медведь: “Машенька, будешь у меня жить, пенку топить, кашу варить”.

Маша:... “Не имеешь права меня эксплуатировать”.

Лиса: “Серая Шейка, я тебя всё равно съем”,

Серая Шейка:...“Не имеешь права лишать меня жизни”.

Маленькая разбойница: “Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице”.

Герда... “Не имеешь права лишать меня имущества”.

3. Викторина “Нарушение прав литературных героев”, команды получают комплект книг.

- Выберите из своего комплекта:

  • В какой сказке нарушено право на жизнь? на личную неприкосновенность
  • У каких известных героев нарушено право на отдых и досуг?
  • Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
  • Героини каких сказок страдают от вмешательства в личную жизнь?
  • В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

Вывод:

Почему же было плохо литературным героям?... (Были нарушены их нрава /кто-то нарушал их права)

  • Какой вывод можно сделать?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать)
  • В конвенции есть статья: образование должно быть направлено па воспитание уважения к правам другого человека.
  • Давайте посмотрим, что ещё кроме прав вы имеете.

6. Обязанности. Анализ ситуаций.

- Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

- Кто прав?

- Почему Дима должен был выучить стих?

- Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.

- Учитель: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

- Настя: Ира, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

- Кто прав?

- Почему... Настя должна остаться?

- О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях)

- Какие права и обязанности есть у учеников в школе?

- И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником в вашей школьной жизни.

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

- Как вы понимаете, что такое обязанности?

- Обратимся к словарю: “Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.”

- Какие же у вас есть обязанности?

7. Работа в группах.

- Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.

- Обязанности: - слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,

- соблюдать правила поведения в школе,

- Давайте повторим некоторые из них:

1. Добросовестно учись.

2. Соблюдай дисциплину

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник

5. Береги школьное имущество.

6. Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.

11. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

8. Давайте подведём итоги:

  • В каком международном документе записаны права детей?
  • Какой организацией он был принят?
  • Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?
  • Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй....)

- А ещё? (Уважай чужие права! ...)

- Закончите, пожалуйста, предложения:

- В школе я дожжен…

- В школе я имею право на…

- Дома я должен…

- Дома я имею право на…

- На улице я должен…

- На улице я имею право на…

- Как понимаете выражение “право на ошибку”? (Высказывания детей).

- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами?

- Как понимаете выражение “на ошибках учатся”?

Вывод: Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

- И в подарок календари.

- А какое право отмечено в календаре? (право на отдых)

- Какое ещё право вы приобрели? (владеть имуществом)

- На этом наш классный час подошел к концу.

- Спасибо за работу и активное участие.