Программа элективного курса «Мы изучаем лес»

Разделы: Внеклассная работа


Любим ли мы ходить в лес? Летом, осенью, зимой, весной. А знаем ли мы лес?

Лес – один из многих типов природных сообществ, существующих на нашей планете. Изучение его – одна из важнейших задач экологии.

А почему именно лес? Этому есть несколько причин: во-первых, лес – один из основных типов растительного покрова Земли, во-вторых, он оказывает огромное влияние на окружающую среду, в третьих, значение леса в жизни каждого человека разностороннее и неоценимое велико.

Интерес к её изучению проявляется и закрепляется при постоянном общении и сближении с ней.

Этому способствует самостоятельное наблюдение учащихся в природе, практические работы, экскурсии, проектная деятельность.

Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного курса создания ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественного профиля обучения. Достичь этого возможно путем знакомства с особенностями естественнонаучной, исследовательской деятельности на маршруте экологической тропы на местном материале.

Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, описание ассоциаций разного состава.

Программа предполагает задания направленные на формирование знаний, умений связанных с изучением и охраной лесного богатства, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуры ведения дискуссии, презентации результатов).

Программа элективного курса должна, удовлетворять запросы, и развить способности личности выявить интересы, проверить возможности ученика и помочь ему в выборе профиля обучения в старшей школе.

Поскольку программам состоит исключительно из исследовательских задач, то в ней практически отсутствует лекционная форма знаний. Её аналогом можно считать информационно-инструктивную часть в ходе, которой учитель сжатой форме представляет необходимые сведения, объекты изучения, задание, вместе с учениками формирует задачу, дает информационные ссылки, которые могут понадобиться ученикам в процессе работы над ней.

Курс “Мы изучаем лес” имеет развивающую деятельностную практическую направленность способствует развитию познавательной самостоятельности, творчества, исследовательских умений и навыков.

Цели.

  1. Овладение научными знаниями и умениями по изучению природной среды.
  2. Знать морфологические и экологические особенности изучаемых объектов.
  3. Расширить и систематизировать знания учащихся о растениях родного края, выработать навыки поведения в природе.
  4. Развитие цельного восприятия естественных экосистем, формирование экологического самосознания личности.

Задачи.

  1. Развитие самостоятельной мыслительной деятельности учащегося.
  2. Развитие умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы, умений выявлять причины следственной связи, применять теорию на практике, способности делать выводы, обобщения при выполнении практических работ.
  3. Владеть умениями фиксировать и обрабатывать полученную информацию.
  4. Формирование умений усиливающих оценочные и мотивационные процессы освоения практической ценности природы, ее значение как источники вещества и энергии для человека и общества.

Особенности курса

1. На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Реализация курса базируется на содержании материала и списка литературы, собственного банка исследовательских задач (см. приложение) Для более эффективного обучения не только на уроке, но и в природе – естественной среде обитания, что способствует развитию познавательной самостоятельности, творчества, исследовательских умений, навыков. Выбраны формы работы: экскурсии, наблюдения, исследовательская работа, работа в группах, сбор материалов и их обработка, фотографирование.
2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового? В данном курсе будут проведены экскурсии по экологической тропе с целью изучения флора и растительных сообществ (фитоценоза). Развитие умение, навыков исследовательской деятельности по изучению объектов, применение теории на практике.
3. Каким образом будет выстроена логика подачи материалов в программе? Почему нужна именно такая логика? Учитель выполняет руководящую функцию и выступает в роли консультанта. Выполнение исследовательской деятельности ведется по заданию. Проводится сбор материалов и обработка материала, такое построение способствует развитию самостоятельности, творчества.
4. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам. Задания исследовательской деятельности для учащихся (см. приложение) у учащихся складывается первое представление о творческой научной исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания постигать логику своей деятельности.
5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учетом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися? Курс проводится в первой или четвертой четверти, когда достаточно количества объектов для проведения исследовательской работы. Возможные затруднения будут обсуждаться индивидуально в группах учителем или учеником консультантом.
6.Какими учебными вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии или сборники диагностические материалы)? Задание для проектов “Мы изучаем лес”. Бланки для описания физико-географической характеристики пробной площадки “Бланки описания участка растительной ассоциации” таблицы для описания жизненных форм шкала для обилия видов растений сообществе (по Друдэ), таблица условных обозначений фенологических фаз (по В.В. Алехину), определитель растений таблицы для самостоятельной работы.
7. Какие виды деятельности (профильные и профессионально-ориентированные) возможны в работе с данным содержанием? Выполнение учебных проектов развитие способностей личности, в познавательной деятельности выявления интереса в выборе профиля. Формирование самостоятельности, творческой активности инициативы.
8. Какие виды работы могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? Исследовательские работы в группах по заданиям. Анализ материалов исследования, заполнения таблиц, бланков, работа с литературными источниками, оформление отчета звено, выступление на конференции по итогам проведенного исследования.
9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чем он может проявить инициативу? Курс ориентирован на овладении навыками исследовательской работы при направляющей и корректирующей роли учителя. Выработка первоначальных навыков, которые могут пригодиться при обучении в ВУЗе и будущей профессии и первоначальных профессиональных пробах. Задания дают возможность ученику расширить и пополнить знания работая с дополнительной литературой.
10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса? Задание предложенное учащимся носит исследовательский характер. Дается инструктаж. Задача учителя – сформировать группы с учетом подготовленности, темперамента каждого учащегося. Письменный отчет группы и выступление на итоговой конференции.
11. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу будущему профилю? Собеседование в процессе работы, обмен информации, выполнение проектных заданий, анкетирование на последнем этапе.
12. Чем может завершиться для ученика завершение курса? Какова форма отчетности? Изучение курса завершается выступлением на конференции по итогам выполнения заданий исследовательской работы. Каждая группа сдает альбом с рисунками, фотографиями и выполненными заданиями.

Учебно-тематическое планирование. (Приложение 1)

Учебно-методическое обеспечение

I. Вводное занятие. Установочная беседа.

1. Формулировка целей и задач курса.

2. Правила и культура поведения в природе.

3. Распределение по группам.

4. Темы исследования и методикой их проведения.

5. Оборудования: тетрадь, блокнот, ручка, линейка, ботанический пресс, копалки, компас.

II. Экскурсия. Лес как биогеоценоз.

Показать лес сообщество различных организмов, определить тип леса приспособления к современной жизни – ярусное расположение к факторам света и воды, роль лесной подстилки в жизни леса, разнообразие видов растений, жизненных форм, богатство красок.

Задания для самостоятельной работы по изучению состава и структуры леса:

Задание 1.

Выбор пробной площадки для изучения лесного сообщества, работа по закладке проводится в два этапа:

I. Выбрать подходящий участок растительного сообщества.

II. После осмотра отмерьте пробную площадку шагами. Вначале определить длину своего шага, обмеренный участок наносится на план в избранном масштабе. Размер пробной площадки для изучения лесного сообщества составляет 100м2 – 10*10. Для работы необходимы колышки, цветные флажки или ленты для обозначения границ площадки и компас с помощью которого вы сможете заложить площадку необходимой формы.

Порядок работы:

  1. Вбейте первый колышек, отметив лентой или флажком дерево. По компасу сориентируйтесь строго на север, отсчитайте в этом направлении 10 метров парами шагов и отметьте точку 2.
  2. От точки 2 отсчитайте таким же образом 10 м в западном направлении – отметь точку 3.
  3. Определите 4 точку пробной площадки двигаясь от точки 3 в южном направлении.

Начертите план выбранной пробной площадки отметьте на плане в соответствии с масштабом деревья, кустарники и особенности рельефа.

Задание 2.

Составление физико-географической характеристики пробной площадки.

Бланк для описания

физико-географической характеристики

пробной площадки (Приложение 2)

Задание 3.

Изучение многообразия видов растений леса.

Сообщество леса представляет собой естественную группировку растений, животных, бактерий, грибов, лишайников, живущих во взаимодействии друг с другом и окружающей средой.

Важнейший компонент лесного сообщества – растения.

Разные виды растений оказывают неодинаковое влияние на условия жизни в сообществе. По силе влияния различают следующие группы видов растений: виды – “строители” - преобладающие виды с наиболее мощным средообразующим воздействием; “ постоянные спутники” - виды, преобладающие в различных ярусах леса.

Преобладающие виды оказываютнаибольшее влияние на условия жизни в сообществе.

Лесные сообщества, как и другие виды сообщества, принято называть по приобладающим в каждом ярусе видам растений.

Начинайте описание видов состава растений с какого-нибудь угла площадки, не сходя с места. Перепишите все растения, которые находятся в поле зрения. Затем, опустившись на колени, дополните список теми видами, которые становятся заметными при более внимательном анализе травостоя. Далее медленно идите вдоль одной стороны площадки, останавливаясь время от времени и отмечая вновь появляющиеся виды растений. Дойдите до второго угла, задержитесь, а затем продолжайте обход по остальным сторонам площадки до начального пункта. В заключении полезно пройти площадку еще раз, по диагонали. Почему именно эти правила важно соблюдать при выполнении подобной работы? Как обычно поступает ученик, если ему эти правила не известны? К каким последствиям можно привести нарушение подобных правил поведения на площадке?

Расположите выявленные виды растений в списке по жизненным формам. По шкале учета определите обилие каждого вида на пробной площади, а также отметьте участие вида в изучаемом сообществе (виды – “строители” - Эд, виды “спутники” - Ас, господствующие виды – Дм). При этом помните, что могут встречаться также случайные, нехарактерные для него виды и сорные виды, встречаются в разных типах растительных сообществ. (Приложение 3)

Задание 4.

Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников.

Изучите строение коры различных деревьев леса в районе практике.

1. Проведите ладонью по столу. Каков он на ощупь: теплый, прохладный, гладкий, шершавый, бугристый и т.д.?

Какова цветная гамма коры исследуемоговида?

Имеет ли она какой-нибудь характерный запах?

Данные, полученные в результате характерный запах?

2. Зарисуйте небольшой участок коры 2-3 деревьев.

3. Научитесь узнавать деревья и кустарники по особенностям их коры. Для тренировки этого умения предложите, друг другу определить, к каким видам пренадлежат кусочки коры, принесенные вами с экскурсии в лес. С живых деревьев кору для этой цели ни в коем случае не снимайте! Используйте погибшие деревья, обломившиеся ветви и т.п.

Вид Дерево (д) или кустарник (к) Цвет коры Какова на ощупь? Запах Другие особенности
             

Задание 5.

Многообразие листьев лестных растений.

Из трех основных органов растений (каких 7) лист изменчив по форме, величине, окраске, продолжительности жизни. Именно разнообразие форм листа и его метаморфозы (видоизменения) создают красоту и разнообразие мира растений. Даже на одном растении можно наблюдать неодинаковые листья. Это разнообразие будет еще более значительно, если наблюдать растения длительное время.

На одном растении различают три группы (формации) листьев: низовую, среднюю и верхушечную.

Формацию низовых листьев составляют обычно недоразвитые или видоизмененные листья, например семядольные листья, чешуикорневищ.

Срединные листья – это листья типичные для данного вида. Они составляют основную массу листьев. В отличие от низовых, они всегда зеленые, хлорофиллоносные. Их первоочередная функция – фотосинтез, испарение воды, газообмен.

К формации верхушечных листьев относятся прицветники, листовые обвертки. Это, как правило, недоразвитые листья, лишенные черешков. Иногда они окрашены, иногда бесцветные.

Запомните! Когда говорят вообще о листьях какого-нибудь конкретногорастения, то имеют в виду срединную формацию листьев.

По форме листовой пластинке простые листья делятся на округлые, овальные, ромбические, треугольные, линейные, сердцевидные и другие.

Каким геометрическим фигурам или другими знакомыми вам предметами соответствуют эти названия?

1. Изучите строение листьев трех формаций какого-нибудь одного вида. Зарисуйте формы листьев низовой, срединной и верхушечной формаций.

2. Как вы думаете, чем вызваны различия в длине черешка, размерах и форме листовой пластинки и т.д.?

3. Во время наблюдений найдите растения с листовыми пластинками различной формы. Зарисуйте их, дайте названия их форме. Укажите, каким видам растений они принадлежат. Соберите гербарий.

Методы определения количественных соотношений видов в фитоценозе. (Приложение 4)

Задание 6

Определить возраст деревьев по нижеприведенным методикам. (Приложение 5)

Литература для учителя

  1. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Москва, “Просвещение”. 1984 г.
  2. Ляхова И.Г., Косович Е.И., Иркутск Эколого-ботанические тропы. Иркутск. 2002 г.
  3. Журнал Биология в школе № 3 – 2003, №7 – 2004, №1 – 2005.
  4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидоркин А.П., Экология Москва издательский дом “Дрофа”. 1997 год, учебник 9 класс.
  5. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе Издательство “ Лесная промышленность”. Москва. 1971 г.
  6. М.А. Папорков Школьные походы в природу. Москва. 1968 г.
  7. Вестник образования №15 – 2004 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Литература для учащихся

  1. Гарибова Л.В., Дудин Ю.К., и др. водоросли, лишайники мохообразные. Издательство “Мысль”. Москва. 1978 г.
  2. Гордеева Т.Н., Круберг Ю.К., идр. Практический курс систематики растений. Издательство “Просвящение”. Москва. 1971 г.
  3. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе Издательство “Лесная промышленность”. Москва. 1971 г.
  4. Церлинг В. Растения рассказывают. Знай и умей. Издательство “Детская литература”. 1971 г.
  5. Дидактический материал.
  6. Приложение 6