Цель темы: способствовать формированию безопасного поведения детей на улицах и дорогах.
Универсальные учебные действия:
личностные: формирование ценностных ориентиров, критического мышления, способности принятий самостоятельных решений, формировать личное отношение к выполнению правил дорожного движения;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действий;
коммуникативные: умение слышать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, умение на практике применять правила дорожного движения, ориентируясь на полученные знания.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, история.
Формы работы: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы: компьютер, мультфильм, раздаточный материал: дорожные знаки – раскраски.
Ход занятия
I. Мотивация к деятельности
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Вот прозвенел звонок,
Пора начинать урок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.
2. Целеполагание и мотивация.
Просмотр мультфильма “Правила дорожного движения”.
Почему с героем произошла беда?
Какая тема нашего занятия?
3. Актуализация имеющихся знаний.
- Что значат слова “Правила дорожного движения”?
- Почему мы должны знать и выполнять эти правила?
- Может ли человек сегодня обойтись без знания правил дорожного движения?
4. Введение в тему.
Как же сделать, чтобы жизнь пешеходов и водителей стала безопасной? (Надо знать и соблюдать правила дорожного движения)
Сегодня на занятии мы повторим все, что вы знаете о ПДД. Наше занятие пройдет в форме деловой игры. Итогом нашей работы должен стать выпуск газеты с названием “Знай, правила движения, как таблицу умножения”.
У нас три команды. (Красные, Жёлтые, Зелёные)
Что означают названия ваших команд?
Дети читают стихи.
Красный свет – стоять на месте!
На дорогу нет пути!
Под машину вы не лезьте –
Запрещается идти!
Если жёлтый загорится,
Это значит, что опять
Переход освободится –
Сможем дальше мы шагать.
Свет зелёный – лучший самый!
Путь открыт! Но не спеши!
О чём мы будем говорить сегодня на занятии?
II. Учебно-познавательная деятельность
1. Конкурс “Из истории ПДД”
С давних времён движение на дорогах подчиняется правилам дорожного движения. Дома вы поработали и подготовили факты из истории развития ПДД. Поэтому мы переходим к конкурсу домашнее задание.
Дети сообщают полученную информацию. Карточки с записями передают учителю, он прикрепляет их к газете
2. Конкурс Словарная работа
В те далекие годы скорость передвижения была небольшой. Кто может объяснить почему? (Транспортным средством были животные: лошади, быки)
Такой транспорт гужевой. Значение слова в словаре.
Гужевой - вид транспорта, в котором для перемещения грузов используется сила животных.
В ПДД используется много специальных терминов и понятий. Одно из таких понятий мы рассмотрели. А сейчас я предлагаю вам дать объяснение терминам, которыми мы пользуемся очень часто.
Вам даются по 2 карточки на команду. В течение 1 минуты вам необходимо объяснить значение термина.
Пешеход - человек, идущий пешком, не едущий.
Дорожные знаки— средства регулирования дорожного движения.
Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования установленного на нем.
Пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а так же лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из него.
Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Включает в себя одну или несколько проезжих частей, а так же трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы.
Работа в группах.
Карточку проверить по образцу и правильные варианты передать учителю, который прикрепляет их к газете
3. Релаксационная пауза
Если показывают красный круг – дети стоят на месте, жёлтый - хлопают, зелёный - шагают.
III. Практическая деятельность
1. Конкурс “Знаешь ли ты дорожные знаки”
Дорожные знаки применяют во всех странах мира, и водители транспорта приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность передвигаться по дорогам. Все знаки делятся на группы.
- Выберите названия для своей группы знаков. (Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки сервиса, информационно-указательные).
Докажите свой выбор. Раскрасить. Работа в парах.
На задание дается 3 минуты. Нужно будет рассказать о нарисованном знаке.
Знаки передают учителю, который прикрепляет их к газете.
Итог: дорожные знаки, разметка дорог или иные технические средства организации движения имеют большое значение для безопасности движения. Поэтому запрещается снимать, повреждать, загораживать знаки, портить покрытие дорог, оставлять на дорогах какие-либо предметы, создавать другие помехи для движения. Умышленное повреждение знаков и других дорожных сооружений и создание помех для дорожного движения влекут за собой штраф. Перечисленные действия могут привести к ДТП и человеческим жертвам.
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
5 конкурс Блицтурнир
Сейчас команды по очереди зададут свои вопросу командам соперников. Вопросы вы приготовили дома, а сейчас вам необходимо определиться, какой именно вопрос и какой команде вы зададите.
V. Итог: итогом нашей работы стала газета “Знай правила движения, как таблицу умножения”.
Ребята подготовили для вас “Сказку о трёх НЕ”. (Приложение 1)
Давайте исполним песня о ПДД. (Приложение 2)
VI. Рефлексия
В заключении нашего урока, ответьте на проблемный вопрос:
Я изучаю правила дорожного движения, чтобы…