Внеурочное занятие по профориентации «Калейдоскоп профессий». 8-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 8, 9

Ключевые слова: выбор профессии, занятие по профориентации


Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Чтобы познакомиться, давайте напишем свое имя на листочках и прикрепим их.

Наше занятие мы начинаем с игры “Меняются местами те, кто…”. Сейчас я буду говорить, кому надо поменяться местами, и если это вам подходит, вы меняетесь местами. Итак, начали.

- поменяйтесь местами те, кто сегодня вовремя пришел в школу;

- поменяйтесь местами те, кому нравится учиться в художественной школе;

- поменяйтесь местами те, кому интересен спорт;

- поменяйтесь местами те, кому нравится заниматься техникой;

- поменяйтесь местами те, кому нравится танцевать;

- поменяйтесь местами те, кто любит читать (декламировать) стихи;

- поменяйтесь местами те, кому нравится делать что-то своими руками;

- поменяйтесь местами те, кто уже определился с выбором профессии;

- поменяйтесь местами те, кто сегодня еще ни разу не поменял свое место.

Все мы с вами разные, со своими особенностями, возможностями, интересами, увлечениями. Это и хорошо…это означает, что мы умеем выбирать. Человек делает выбор каждый день: куда пойти, что надеть, покушать и т.д. Но есть выборы, от которых зависит наше будущее, дальнейшая жизнь. Это выбор профессии. Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в мир профессии.

Для перемещения в игру воспользуемся необычным механизмом. Сядьте поудобнее, положите руки на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева.

Вот мы и в игре.

Представьте, что вы являетесь членами клуба знатоков профессий. У вас разгорелся спор о том, кто лучше знает мир профессий, какие профессии лучше, кем быть?

Спор разделил вас на группы по цвету карточек с вашими именами. Работать будем в командах. Это очень хорошо, потому что один в поле не воин, одна голова умная хорошо, а много…еще лучше.

Проходите за столы своих команд. Назовите свою команду, напишите название на карточках.

Что же обозначает слово “профессия”? (Дети отвечают)

Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтем, что профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

А какие профессии вы знаете? (Дети отвечают)

Очень хорошо, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии и должности. Что же такое должность? Опять обратимся к словарю. Должность – служебное положение, место в каком-либо учреждении и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителями.

Конкурс “Профессия или должность?”

На листах бумаги напечатаны различные профессии и должности. Каждой команде дается одинаковый набор листов с надписями. Необходимо как можно быстрее разложить их по двум столбикам – “профессия” и “должность”. Затем прикрепить их на магнитную доску. За наибольшее количество правильных ответов команда-победитель получает жетон.

Варианты: врач, учитель, дворник, директор, кассир, инженер, заместитель директора, повар, помощник юриста, продавец, бригадир, курьер.

С этим конкурсом вы справились.

В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. И эта огромная цифра далека от определенности. Все профессии, как известно, делятся на 5 категорий, в зависимости от того, в чем/кем взаимодействует человек в своей трудовой деятельности.

Человек – Человек

Человек – Природа

Человек – Техника

Человек – Художественный образ

Человек – Знаковая система

Конкурс “Кто потерял эту вещь?”

Для участия в конкурсе приглашаются по одному представителю от команды. На столе разложены различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету, назвать профессию человека, которому, она принадлежит, и объяснить, почему он так считает. Побеждает тот, кто последним назовет профессию, получает жетон.

Предметы на столе: лампочка, ручку с красной пастой, поварешку, расческу, катушку ниток с иголкой, градусник, мышь компьютерная, калькулятор, секундомер, молоток, микрофон, кисть.

Конкурс “Художественный салон”

Для участия в конкурсе приглашаются по одному представителю от команды, которым предлагается взять конверты с вложенными в них заданиями. Необходимо его прочитать и на листе бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители сразу отгадывают, то “художник” получает жетон.

Профессии в конверте: Человек-Человек, Человек-Природа, Человек-Техника, Человек-Художественный образ, Человек-Знаковая система.

Игра со зрителями “Я мне нравится...”

В то время, когда участники конкурса рисуют, зрителям предлагается поиграть. Они становятся в круг. Первый ребенок говорит: “А мне нравится профессия учителя”. Следующий ребенок говорит то же, что и первый, добавляя другую профессию, например: “А мне нравится профессия учителя и врача”. Третий опять прибавляет, например: “А мне нравится профессия учителя, врача и психолога” и т. д. Список профессий разрастается, и становится все труднее и труднее повторить его. Ошибка в повторе или добавлении профессии означает, что игрок выбыл. Побеждает игрок, оставшийся в игре последним. Ему выдается жетон.

Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. В последнее время в России появились новые профессии. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Конкурс “Что это за профессия?”

Команда должна назвать, чем занимается этот специалист. За правильный ответ команда получает жетон.

Веб-мастер, маркетолог, имиджмейкер.

ИЛИ

Каждая команда получает лист заданий, в котором нужно выбрать правильный ответ. Помните: только один ответ, из предложенных, является правильным. За правильно выполненное задание команда получает жетон.

1. Логист – …

1) занимается логикой;

2) специалист по управлению транспортировкой продукции;

3) организует конференции и научные саммиты.

Логист, логистик – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для её получения необходимы экономическое образование.

2. Веб-мастер – …

1) работает на компьютере;

2) разрабатывает программы;

3) разрабатывает проекты сайтов.

Веб-мастер разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадёт, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог – …

1) работает на рынке ценных бумаг;

2) тот, кто изучает рынок;

3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрайзер – …

1) ищет деньги и возможности для организации;

2) фанат, которого занимает звезда;

3) изучает пути развития предприятий.

Фандрайзер – ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. Имиджмейкер – …

1) философ;

2) парикмахер;

3) имидж-консультант.

Имиджмейкер – специалист, формирующий образ какого-либо лица (явления, предмета) для оказания им эмоционально-психологического воздействия при достижении политических, рекламных и других целей.

С этим заданием вы также справились. Переходим к следующему.

Конкурс “Кто нужен нашему городу”.

Давайте представим, что вы (команда) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый участник (“житель города”) мысленно выбирает себе профессию, затем напишите ее на листочке, прикрепите листки вместе и огласите полученные варианты.

Обсуждение:

  1. Смогут ли жить и процветать наши города с таким набором профессий? Почему вы выбрали именно эти профессии?
  2. Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения города?

Городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства. Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.

Значит, выбирая профессию нужно исходить из следующих позиций:

ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;

ПРОФЕССИЯ – должна соответствовать возможностям и способностям человека;

ПРОФЕССИЯ – должна быть востребованной на рынке труда.

Мы подошли к последнему конкурсу “Блицопросу”.

Конкурс “Блицопрос”

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремёсла?

а) Агния Барто; б) Сергей Михалков; в) Джанни Родари.

2. Зачем мужчина обращается к флористу?

а) За табаком; б) за цветами; в) за морепродуктами.

3. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

а) Кузнецы; б) цирюльники; в) алхимки.

4. Где работает крупье?

а) В казино; б) на конюшне; в) на мельнице.

5. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

а) Трубочист; б) шахтёр; в) нефтяник.

6. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался Шкрабом?

а) Посудомойка; б) сторож; в) учитель.

7. Что делает визажист?

а) Визы; б) пластические операции; в) макияж.

8. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

а) Спикер; б) конферансье; в) диктор.

9. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

а) Прокурор; б) адвокат; в) нотариус.

10. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

а) Провизор; б) прозектор; в) проректор.

Сверим ответы.

Молодцы! Все конкурсы прошли, все задания выполнили.

Объявление команды-победительницы.

Мы возвращаемся из путешествия. Займите места на стульях в кругу и передайте хлопок соседу справа по кругу.

Мы вернулись из путешествия. Поделитесь своими впечатлениями. Мне интересно узнать, что вам понравилось, а что нет и какое у вас настроение.

В старинном городе жил великий мудрец, и слава о его мудрости разносились далеко вокруг. Но в городе жил человек, завидовавший славе мудреца. И решил он придумать вопрос, на который бы не смог ответить великий мудрец. И пошёл он на ближайший луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутыми ладонями и сказал себе: “Спрошу-ка я мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая. Если он скажет – живая, я сожму ладони, и бабочка умрёт. А если скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. И тогда все увидят, кто из нас умнее”.

И отправился завистник к мудрецу и спросил его: “Какая бабочка у меня, о, мудрейший, живая или мёртвая?”. И мудрец, который действительно был очень умным человеком, ответил: “ Всё в твоих руках…”.

У вас, ребята, тоже всё в ваших руках. Перед вами сейчас миллион дорог. Куда вы пойдёте, какой путь выберите, какую профессию всё зависит от вас, и вся ваша будущая жизнь, вклад в дело общества тоже зависит от вас.

Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.

Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!