Внеклассное мероприятие по литературе «Чудо, имя которому – книга»

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • дать старт проекту «2015 год – Год литературы в России»;
  • показать роль книги в истории человечества, важность чтения в современной жизни;
  • расширять познавательный кругозор учащихся;
  • воспитывать любовь к книге.

Оборудование: высказывания о книге, презентация, плакаты.

Жизнь коротка и быстротечна,
И лишь литература вечна…
Книга – учитель,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.

В. Боков.

Учитель: Ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем внеклассном мероприятии, вы можете догадаться, посмотрев на экран. Как вы думаете, что это? (Приложение 1, слайд 1)
Я вам подскажу. Это памятник. Но кому или чему? (Ответы детей).
Это памятник сожжённым книгам "Утонувшая библиотека" ("Versunkene Bibliothek"). Автор – архитектор из Израиля Миха Ульман – возвёл его в память о событиях, произошедших в Германии 10 мая 1933 года: пришедшие к власти фашисты провели варварскую акцию – публичное сожжение 12400 книг 149 авторов. (Слайд 2)
Памятник представляет собой уходящие под землю пустые полки библиотеки, закрытые сверху толстым стеклом. Пустота подсвечивается снизу, подчёркивая основную идею композиции. Какую? (Сожжение книг не уничтожило свет знаний.)
Итак, вы поняли, что мы сегодня будем говорить о чуде, имя которому – книга. (Слайд 3)
А сейчас немного истории. (Слайд 4)

Немного истории

Первые книги возникли ещё в древние времена. Самым древним материалом для них можно назвать глину и её производные. С изобретением  письменности люди стали оставлять свои послания на камнях, плитках. Они назывались «книга-плитка». Такие книги существовали у древних ассирийцев. Писарь чертил свои знаки на мягкой глиняной плитке заостренной палочкой. После этого плитку обжигали. Каждая «книга» состояла из нескольких десятков или сотен плиток, пронумерованных и названных. (Слайд 5)

В том самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги появились примерно 2 тысячи лет назад. Назывались они кодексами. Слово «кодекс» в переводе с латинского означало «дерево», позднее– книга из дерева. (Слайд 6) Представьте себе дощечку с выдолбленным углублением. В него наливали расплавленный воск и , пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску хорошо писала острая металлическая палочка – стило. Отсюда возникло выражение «стиль написания».Несколько таких дощечек соединяли шнурком в книжечку. Эти книжечки носили с собой. Дети на них писали и рисовали, поэты писали стихи, счетоводы вели счета.

На берегах Нила, в Древнем Египте, рос папирус. (Слайд 7) Стебель этого растения очень легко расщепляется на волокнистые ленты. Ленты же укладывали рядом так, что они образовывали широкую полосу. Поверх первой полосы поперек укладывали вторую и прижимали тяжелыми камнями. Несколько таких кусков соединяли в длинную полосу, выглаживали и сворачивали в свиток. Записи на этой ленте делались столбиками. Текст писали так: красной охрой– заголовки, черной сажей– основной текст. Затем папирусная лента сворачивалась в трубку и аккуратно укладывалась в ящики. Это и были первые книги; самая древняя из сохранившихся относится к правлению фараона Нефериркара, жившего за 2400 лет до нашей эры. Папирус был гораздо удобнее для сохранения информации, чем европейские дощечки, месопотамские глиняные таблички или пальмовые листья, на которых писали в Индии. Однако производили его только в Египте, а в других странах ввиду редкости и дороговизны использовали только для записи важных государственных документов.  В IX веке до н.э. купцы из финикийского города Библ начали экспорт папируса в Европу; об этом напоминает всем известное греческое слово «библией» – книга. Отсюда же и библиотека – собрание свитков. Таким хранилищем в итоге обзавелся каждый уважающий себя античный город. (Слайд 8) В самой знаменитой Александрийской библиотеке, созданной по приказу царя-библиофила Птолемея, насчитывалось будто бы 700 тысяч папирусных книг. Появились и личные библиотеки, где хранились уже не документы, а литература для чтения – поэзия, исторические и философские труды, а потом, в эпоху величия Рима, и романы. Само это слово означает «римский». Чтение среди граждан Рима стало очень популярным занятием. Люди читали везде – на прогулках в саду, на пирах, даже в банях. Понятно, что разворачивать длинные свитки было неудобно, и был придуман выход – нарезанные листки папируса стали сшивать в аккуратные книжечки в кожаном переплете. Такие книги – так называемые «кодексы» – со стихами известных поэтов– римские аристократы дарили друг другу; быть может, уже тогда родилось выражение «книга – лучший подарок». Распространение христианства дало новый толчок книжному делу. Каждый храм должен был иметь Священное Писание и сборники молитв, которые монахи начали переписывать в массовом порядке. Тогда же книга в переплете окончательно вытеснила свиток. Точку в этом процессе поставили христиане, предавшие огню в III веке Александрийскую библиотеку с ее «богопротивными» свитками. То, что уцелело, два века спустя уничтожили завоеватели-арабы; по легенде их халиф Омар заявил: «Если в этих книгах написано не то, что в Коране, они вредны, а если то же самое – они бесполезны» После распада Римской империи папирус стал недоступен на Западе, и европейцам пришлось использовать новый, еще более дорогой материал – пергамент. Его название произошло от города Пергам, где еще во II веке до нашей эры придумали делать записи на специально выделанной коже животных. Пергамент был прочнее папируса, на нем можно было писать с обеих сторон и не хрупким тростниковым стилем, а более прочными и удобными гусиными перьями. А в случае надобности можно было смыть прежний текст и написать новый. Делали пергамент не меньше двух недель: коровью, овечью или козью шкуру вымачивали в известковом растворе, шлифовали и выбеляли мелом. Хороший пергамент был почти таким же белым и гладким, как современная бумага, только гораздо тяжелее. Чтобы книга не рассыпалась, ее сшивали и заключали в переплет из деревянных дощечек, обтянутых кожей. На одну книгу уходили шесть-семь коровьих шкур, а самый лучший пергамент, велень, делали из кожи новорожденных телят. (Слайд 9)

В Средние века производство книг сосредоточилось в монастырских скрипториях, где работало по 20-30 человек. Обычно самый грамотный из них читал книгу вслух, а остальные переписывали ее с голоса. Было и разделение труда: одни монахи просто копировали тексты, другие переписывали наиболее важные книги каллиграфическим почерком. Производительность труда одного переписчика не превышала четырех страниц в день. «Этот труд тяжел, – оставил один из монахов жалобу на полях переписанной им книги. – Он портит зрение, сгибает спину и заставляет болеть все тело. Как моряк, наконец возвращающийся в порт, писарь с нетерпением ждет момента, когда дойдет до последней строчки».

Помимо переписчиков над книгами трудились и художники.(Слайд 10) Они рисовали красной краской буквы-инициалы в начале глав. Со временем в книгах появились причудливые орнаменты, миниатюры, виньетки, а порой и многоцветные листовые иллюстрации. Переплеты стали украшать тиснением или заключать в драгоценные оклады, усыпанные самоцветами. Эти роскошные «иллюминированные» рукописи стоили как хорошее стадо коров. Известен случай, когда герцог Бургундии отдал за одну такую книгу целый город.

До XII века скриптории тиражировали только духовную литературу, но популярность рыцарских романов заставила книгоделов переключиться на прозу, поэзию и исторические хроники. Тогда же книга вышла за порог монастырей: если прежде даже короли не умели читать, то теперь монархи поголовно стали собирать библиотеки. Французский король Филипп II Август обладал громадным по тем временам книжным собранием в 120 томов. Еще больше книг было в первых европейских университетах. Чтобы спасти драгоценные книги от расхищения, фолианты, которые и сами по себе весили нередко больше 10 кг, приковывали к столам массивными цепями.

Спрос на книги стремительно рос пропорционально числу грамотных людей, но пергаментные издания по-прежнему оставались предметами роскоши. Все изменилось, когда в Европу пришло китайское чудо – бумага. Крестоносцы обнаружили ее в арабских странах, где на бумаге не только писали, но и расточительно заворачивали в нее товары. И немудрено – старые тряпки были куда дешевле коров. Скоро европейцы завели у себя фабрики, где специальными валиками раскатывали вываренную в громадном чане тряпичную массу в тонкие бумажные листы. И хотя первая бумага была не такой белой и красивой, как пергамент, зато стоила на порядок дешевле.

В XIII веке произошла еще одна техническая революция – появилось книгопечатание. Как и бумагу, его изобрели в Китае. Еще в VI века терпеливые китайские мастера вырезали на деревянных досках целые страницы иероглифов, да еще в зеркальном отражении. Но отпечатать с такой доски можно было лишь 50-60 оттисков – после этого дерево стиралось. В VII веке на смену резным деревянным буквам пришла печать книг с резных металлических матриц. Около 1045 года кузнец Би Шэн сделал новый шаг вперед: начал отливать иероглифы из металла – по другой версии, из фаянса – и собирать из них целые страницы для печати. Однако широкого распространения это изобретение не получило, и европейцы, по сути, открыли книгопечатание заново. (Слайд 11) Это сделал около 1440 года знаменитый Иоганн Гутенберг, отливший целых пять комплектов металлических букв-литер разной величины. С их помощью была отпечатана тиражом 180 экземпляров знаменитая «Гутенбергова Библия» – частью на бумаге, частью на пергаменте. Деньги на это Гутенберг одолжил у богатого ростовщика Фуста, который в итоге не только разорил изобретателя, умершего в нищете, но и пытался присвоить славу первопечатника.

Вначале книгопечатание утверждалось с трудом – против него восстали переписчики книг, которым грозила безработица. На Руси они сожгли мастерскую первопечатника Ивана Федорова, вынудив его бежать в Великое княжество Литовское. Однако в итоге печатные книги победили – и не только из-за низкой цены. В XVI веке, когда в Европе бушевали религиозные войны, памфлеты против Папы Римского разлетались как горячие пирожки. Не меньшей популярностью пользовались и предсказания астрологов. Печатники штамповали все это быстро и в большом количестве: альманахи Нострадамуса выходили невиданным прежде тиражом 40-50 тысяч. Охота к чтению обернулась неизбежным разнообразием книг. В эти годы начали свою карьеру первые профессиональные писатели. Тот же Нострадамус сочинял не только пророчества, но и трактаты по медицине, утопические романы и даже поваренные книги. За столетие в одной только Франции появились 10 тысяч изданий. При этом книги все еще выглядели так же, как в допечатную эпоху, - массивные, тяжелые, с вычурным готическим шрифтом и красными инициалами. Новации пришли из Италии, где в начале XVI века издатель Альд Мануций совершил очередную революцию, заменив прежний готический шрифт удобными для чтения буквами.

На заре нового времени книжная индустрия выглядела уже почти так же, как в наши дни. В крупных городах размещались издательства, работавшие с разрешения властей и под контролем цензуры. Они обеспечивали работой граверов иллюстраций, наборщиков, печатников, сшивателей переплетов. Число печатных изданий множилось: кроме привычных книг появились тоненькие брошюрки «на злобу дня», листовки с лубочными картинками и задорными стихами и даже карманные издания. Первыми их начало выпускать голландское издательство Эльзевиров, которое изобрело специальные миниатюрные шрифты – петит и нонпарель. Голландия была европейским центром книгоиздания потому, что там позволялось печатать книги, которые в других странах сожгли бы вместе с автором.   Из многих изданий, уничтоженных по решению цензуры или церкви, уцелели по одной-две книги. За этими раритетами одержимо охотились коллекционеры – до сих пор не вымершее племя чудаков, готовых посвятить жизнь погоне за каким-нибудь редким изданием. И не только свою жизнь, но и чужую – в 1836 году испанский монах дон Висенте был осужден за убийство десяти человек. Схема каждый раз была одна: нуждаясь в деньгах, он продавал какому-нибудь библиофилу редкий экземпляр из своей коллекции, потом выслеживал коллекционера, убивал несчастного кинжалом и забирал книгу обратно. Самое печальное, что дон Висенте книг не читал – его интересовала только их редкость. К счастью, подобных «любителей» книг было немного.

В Древнем Китае книги изготавливали из бамбука. А как же у нас, у славян? История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в Новгороде. Слово «книги» у наших предков-славян существовало уже в ту пору, когда они не имели не только книг, но и самой письменности. И обозначали «книги»совсем не то, что понимаем под этим словом мы. Вплоть до XIII века это слово даже не имело формы единственного числа. Славяне, не владевшие письмом, называли «книгами» само знание, от глагола «кнети» — «знать». Это «книжное»знание передавалось устно, от человека к человеку. (Слайд 12)
После же того как Русь стала христианской страной со своей письменностью, под словом «кънигы» (так оно писалось) начали подразумевать книжную премудрость, то, что содержится в книгах. И лишь гораздо позднее наименование «книга» перешло на сам материальный носитель этой премудрости.

«Черты и резы» (слайды 13-14)

В начале X века ученый болгарский монах, черноризец Храбр, написал «Сказание о письменах». В этом небольшом произведении он рассказал о началах славянской письменности и о том, как обходились древние славяне без азбуки и грамоты. «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам считали, ими же гадали, погаными будучи», — говорит Храбр. «Погаными» — то есть язычниками. Черты и резы выглядели как простейшие рисунки: линии, геометрические фигуры, схематические изображения. С их помощью вели счет и составляли календарь, помечали имущество, обозначали имена, использовали их для гаданий. До нас дошли нарисованные такими значками календари на ритуальных сосудах IV века.

Две славянские азбуки (слайд 15)

Когда западные славяне, приняв христианство, захотели читать священные книги и говорить с Богом на родном языке, греческие братья-книжники Константин Философ (позже принявший монашество с именем Кирилл) и Мефодий создали  для них азбуку. Произошло это около 863 года. Этой первой азбукой была глаголица. Позже, к концу 9 века, появилась кириллица. (Слайд 16)

«Обучение книжное»

Крестив в 988 году Русь, князь Владимир сразу же поставил задачу книжного просвещения народа. По разным городам страны«посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», рассказывает летописец. При недавно возведенных храмах стали устраиваться училища. Первыми учителями были священники из Византии и Болгарии или же свои, русские грамотеи, давно принявшие христианство. Детей из знатных семей учили письму, чтению, церковному пению,пониманию Священного Писания. Их готовили к духовной стезе: из них должны были получиться дьяконы, священники, а из наиболее толковых и епископы, чтобы со временем страна обзавелась своими, русскими пастырями и учителями. Во времена князя Владимира книжное учение было настолько непонятным и даже страшным для народа новшеством, что матери оплакивали детей,набранных в училища, как умерших. Но уже несколько десятилетий спустя, при князе Ярославе Мудром, учение книгам становится обыденным делом.Ярослав Владимирович заботился о распространении на Руси книжного «умного бисера» еще более, чем его отец. Училища стали возникать даже в небольших и окраинных городах. Грамотность теперь считалась престижной не только в знатных семьях, но и в домах простого ремесленного люда.

Книга восковая, берестяная, пергаменная (слайд 17)

При раскопках в Новгороде археологи находят не совсем обычные книги. На деревянных дощечках с бортиками — слой воска, а на воске — нанесенные острой палочкой-писалом слова. Название таких книг — «церы». Дощечки складывали друг с другом по две-три, восковой поверхностью внутрь, и получалась настоящая книжка в несколько страниц. Церы использовали обычно для повседневных нужд: хозяйственных записей, обучения детей грамоте.Текст на воске можно было бесконечно стирать и писать по-новому. Древнейшая восковая «книжка» из трех дощечек датирована началом XI века — это первая дошедшая до нас русская книга! Записи псалмов в ней говорят о том, что она могла принадлежать какому-нибудь иноку-книжнику.Для бытовых записей и обучения применяли также бересту. Слова на ней процарапывали тем же заостренным писалом. О берестяных богослужебных книгах мы знаем из жития Сергия Радонежского. Поначалу его обитель была так бедна, что необходимые для церковных служб тексты монахи писали на бересте. Обычная же средневековая рукописная книга создавалась из листов пергамена —обработанной кожи овец и телят. Переплетом ей служили доски, также обтянутые кожей.Если книга предназначалась для крупного собора, торжественных архиерейских служб или для князя, ее страницы обильно украшали рисованными заставками, буквицами, миниатюрами. Переплет покрывали «ризой» — золотым, серебряным или хотя бы посеребренным окладом с драгоценными каменьями, жемчугом. Пергаменные книги были огромной ценностью. Даже небольшие и скромно украшенные тома могли себе позволить лишь немногие люди — как настоящую роскошь.

Затем в Китае была изобретена бумага, попавшая оттуда в Европу. Это во многом способствовало началу эры книгопечатания. Заслуга изобретения книгопечатания принадлежит немцу Иоганну Гутенбергу. (Слайд 18)

На Руси первопечатником стал знаменитый Иван Федоров, напечатавший «Апостол» в 1564 году.»Апостол» стал первой, точно датированной, русской книгой.

Сегодня каждый год в мире издается примерно 800 тысяч названий книг общим тиражом 7 миллиардов. Это в десятки раз больше, чем столетие назад, однако все наперебой твердят о кризисе книгоиздания. Причина – появление компьютера и Интернета, которые сделали большую часть содержащейся в книгах информации доступной в электронном виде. Не за горами полная оцифровка крупнейших библиотек, которая сделает ненужным их посещение «живьем». Громадные книжные магазины скоро могут свестись к одной машине, которая будет по заказу покупателей печатать, брошюровать и тут же выдавать требуемые книги. Полагают, такие машины появятся уже в ближайшие годы и станут конкурентами пока еще не очень популярных электронных книг, позволяющих читать привычный книжный текст с экрана. Эксперты говорят о наступлении «постгутенберговской эпохи», но никто не знает еще, к чему это приведет. (Слайд 19)

Ясно одно – даже если бумагу заменит экран монитора, если уйдут и незабываемый книжный запах, и вкрадчивый шелест страниц, читать люди не перестанут. И значит, книга не умрет никогда – та книга, которой поочередно были глиняная табличка, пальмовый лист и папирусный свиток. «Книги, – говорил Фрэнсис Бэкон, – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

1 ученик:

Мы дружны с печатным словом
Если б не было его, 
Ни о старом, ни о новом, 
Мы б ни знали ничего!

2 ученик:

Ты представь себе на миг
Как бы жили мы без книг?!
Что бы делал ученик,
Если б не было бы книг?!

3 ученик:

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет.

4 ученик:

Нет, нельзя себе представить 
Чтоб такой момент возник.
И тебя могли оставить 
Все герои детских книг.

5 ученик:

Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря.
И особенно Российской – 
Начиная с букваря!

Викторина

1. Как называется этот памятник? Где он находится? («Утонувшая библиотека». Берлин.)
2. Угадайте слово. Оно многозначное.1) Свод законов. 2) Совокупность правил, убеждений.
3. Старинная рукопись в переплете. (Кодекс)
4. Какое отношение папирус имеет к книге?
5. Писчий материал из телячьей кожи называется…(пергамент)
6. Что имели в виду славяне под словом «книга» вплоть до 13 в. (Знание).
7. Создатели славянской письменности.
8. Как назывались первые славянские азбуки? (Глаголица и кириллица)
9. Где впервые была изобретена бумага? (В Китае)
10. Кто изобрел книгопечатание? (Иоганн Гутенберг)
11. Назовите имя русского первопечатника (Иван Федоров)
12. Назовите первую печатную русскую точно датированную книгу. («Апостол»).

Учитель: (слайд 20) Ребята, 2015 год указом Президентом РФ Путиным В. В. объявлен Годом литературы. По всей стране пройдут масштабные мероприятия. Официальный логотип этого проекта выполнен в цветах российского флага, на нем изображены узнаваемые профили русских писателей: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. А. Ахматовой. В нашей школе мы тоже наметили ряд интересных мероприятий. Наш разговор мы начали с памятника книге. В мире существует множество подобных памятников.
Задание классам: разработать проект памятника книге в нашем поселке. (Cлайд 21)