Формирование элементарных математических представлений. Знакомство с часами

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • закрепить знания о последовательности частей суток, дней неделе, месяцев в году, времен года.
  • познакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки);
  • учить определять время по часам с точностью до 1 часа;
  • развивать умственные способности детей, речь, познавательный интерес.

Задачи:

  • развитие чувственного восприятия; расширение пространственных и временных представлений; формирование фонематического восприятия;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • формирование учебно-познавательной мотивации;
  • обучение использованию знаний в различных ситуациях;

Оборудование: часы электронные (наручные, настенные, настольные) и механические (наручные, настенные, настольные), песочные часы; модели часов со стрелками на каждого ребенка; макет солнечных часов. Заранее заготовленный ватман с кроссвордом.

Предварительная работа

Чтение сказки Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени».

В: Мы с вами прочитали «Сказку о потерянном времени».Вспомните,какой вывод мы сделали: нужно правильно распределять свое время, соблюдать режим дня. В этом нам помогают часы. Часы нам помогают ориентироваться во времени.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Стихотворение  «Часы»

Часы секундам счет ведут,
Ведут минутам счет,
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
За часом час, за годом год,
Часы всегда идут вперед.
Все надо делать по часам
Тогда доволен будешь сам.

Первым устройством, при помощи которых человек измерял время, были солнечные часы. Родина солнечных часов – Вавилон. Солнечные часы имели стержень и шкалу, похожую на циферблат часов. По мере того как солнце изменяло свое положение, от стержня падала тень на так называемый циферблат. Передвигаясь от стержня по шкале времени тень показывала который час (Воспитатель показывает макет солнечных часов).
Позднее такие часы стали изготавливать из дерева или камня и устанавливали на стенах зданий. Еще позже изготовили карманные солнечные часы, но так как карманов у древних людей не было, часы носили на шнурке или цепочке. Недостатком солнечных часов было то, что они не работали в темное время суток, то есть ночью.
Позже изобрели водяные часы. Еще через некоторое время появились механические часы, в корпусе которых помещали часовой механизм – пружину и шестеренки. В настоящее время изобрели электронные часы (воспитатель демонстрирует модель электронных часов).
Сейчас нас окружают самые разные часы, которые имеют размеры от горошины до размера целой комнаты. Самое точное время показывают электронные часы.
Воспитатель: А вы знаете как устроены часы?
Почти все часы имеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. Часовая (маленькая)стрелка показывает целый час тогда, кода минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12). На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка двигается медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстро и показывает минуты.
Значит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой – меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа), а часовая стрелка передвигается к следующему числу и покажет, что прошел один час.

Знакомство с циферблатом часов

Воспитатель начинает беседу под музыкальное сопровождение.

В:  Попробуйте отгадать загадки, которые вам приготовила.     

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день, и ночь
Стучим, стучим.

Д: Часы

В: Правильно. Ещё послушайте.

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, – каждый час.

Д: Стрелки часов.
В: Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, какие часы бывают?
Д: Солнечные, водяные, песочные, часы – свеча, часы – цветы.
В: Ребята, а для чего нужны часы?
Д: Чтобы знать точное время и не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.
В: Правильно. Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах называется циферблат. Повторите за мной – циферблат.
Д: Циферблат.
В: Как, называется круг с цифрами на часах? Кто мне скажет?
Д: Круг с цифрами на часах называется циферблат.
В: Умница. Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны?
Д: Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.
В: Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это значит, что часы показывают 1 час.

Воспитатель показывает по модели часов, как определить который час, и просить детей поставить на своих моделях время от 1 часа до 9 часов.
В: Ребята, давайте поиграем в игру «Покажите на часах, какое время скажу». Перед вами модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время скажу. Начинаем игру.
В: Поставьте, на часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов.
Как поставили стрелки на часах?
Д: Короткая стрелка показывает цифру 5, длинная стрелка цифру 12.
Игра продолжается. Во время работы воспитатель сверяет результаты действий детей (по образцу на доске)

Пальчиковая гимнастика : «Веселая старушка»

У веселенькой старушки, жили в маленькой избушке десять сыновей. Все без бровей, вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой головой, вот с такой бородой! Они не пили, не ели, На старушку все глядели, и все делали вот так…( Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Сложить руки углом и показать избушку. Показать десять пальцев. Очертить брови пальцами. Растопыренные ладони поднесены к ушам. Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. Очертить большой круг вокруг головы.   Показать руками большую бороду. Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами. Ребенок показывает любые загаданные действия)
Мы много говорили о значении часов в жизни человека.
Где можно увидеть часы?
– Дома. В детском саду. В группе. В телефоне. В машине. На вокзале. На Спасской башне Кремля и т. д.
И люди не могут обойтись без часов в современной жизни.

Итог занятия

Вопросы:

1. Что определяют по часам? (время)
2. Загадка:

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)

3. Посмотрите на картинку и отгадайте какое время суток изображено? (утро)

4. Как называется круг с цифрами на часах? (циферблат)

5. Сколько дней в неделе? (семь)

6. Назовите второй месяц года? (февраль)

7. Какая получится цифра, если перевернуть цифру 6? (девять)

8. Загадка:

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (цифры)

9. Загадка:

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, – каждый час. (стрелки)

10.  Сколько месяцев в году? (двенадцать)

В: Как ребята называется наука  о числах?
Д: Математика.
В: Молодцы, со всеми заданиями справились. Спасибо за  занятие.

Игра «День, ночь, сутки прочь». На слова воспитателя «ДЕНЬ» – все изображают, что гуляют, веселятся, бегают, кричат; «ВЕЧЕР» – имитация листания  книжки  или смотрим телевизор – изображаем; «НОЧЬ» – руки под щекой, глаза закрыты – спим; «УТРО» – все делаем зарядку.

Список литературы:

1. Владимирова Т.Н. «Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых    свойствах времени.»
2. Управителева Л.В. «Подготовка к школе в детском саду»
3. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» под редакцией Столяра А.А.
4. Шпорыгина Т.А. «Беседа о пространстве и времени»
5. Помораева И.А, Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.»
6. Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени».