Отбор корней тригонометрических уравнений

Разделы: Математика


В школьном курсе математики значительное место занимает раздел по тригонометрии. Одной из тем является «Решение тригонометрических уравнений». Изучение ее вызывает значительные затруднения у обучающихся и учителей. Особую трудность представляет поиск решения уравнения, удовлетворяющим заданным условиям. В связи с тем, что уравнения такого типа все чаще включаются в тесты ЕГЭ, необходимо больше внимания уделять обучению приемам отбора корней тригонометрических уравнений.
Для успешного выполнения задания такого типа на ЕГЭ предлагаются некоторые способы отбора корней тригонометрического уравнения. Важно еще и то, чтобы у обучающихся были хорошо отработаны первичные знания и умения по основам тригонометрии.  А также, могли хорошо владеть навыками решения простейших тригонометрических уравнений и неравенств, умели применять тригонометрические тождества, решать двойные неравенства, оценивать значение иррационального числа.

1. Прием перевода в градусную меру:

Найти корни уравнения Sinx = 1/2, удовлетворяющих условию х€ (–3/2π; 5/2π)
Решение. Корни уравнения имеют вид: х = π /6 + 2nπ (n € Z), х = 5/6π + 2nπ
Условие х € (–3/2π; 5/2π) в градусах выглядит в виде х € [ –270°; 450°]. Легко видеть,что указанному промежутку принадлежат следующие значения: 30° и 150° при n = 0 и –210° и 390° при n = 1.
Этот способ полезен для обучающихся, которые плохо оперируют с радианами.

2. Прием двойных неравенств (способ оценки):

Найти решение уравнения   принадлежащие промежутку [-\pi;\pi).

  Из полученных серий выбираем только те ответы, которые  принадлежат промежутку  

Воспользуемся для этого методом двойных неравенств (   и  — целые числа).

1)     
2)   

3. Способ движения по единичной окружности:

Решить уравнение
Укажите корни, принадлежащие отрезке 
Решение. Ограничения на переменную  в этом уравнении:  

Используем замену переменной:  Тогда уравнение принимает вид:

  

Переходим к обратной замене:

  

Осуществляем отбор решений с использованием единичной окружности.

Из рисунка видно, что в интересующий нас промежуток входят только два значения из этих серий: 
Ответ: 

Способ  оценки двойного неравенства, способ движения по окружности, прием перевода в градусную меру – описанные выше,  могут помочь при решении тригонометрических уравнений с выбором корней.В процессе обучения решению задач, в которых требуется отобрать корни тригонометрического уравнения, с учениками следует обсудить разные способы выполнения этого действия, а также выяснить случаи, когда тот или иной способ может оказаться наиболее удобным или, наоборот, непригодным.