Решение упражнений по теме «Числовые и алгебраические выражения. Повторение» с использованием сведений о Великой Отечественной войне

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Повторение работы с числовыми и алгебраическими выражениями.
  • Развитие познавательного интереса к изучению математики.
  • Расширение знаний о событиях Великой Отечественной войны.

ТИП УРОКА:

  • Урок систематизации изученного материала

ПЛАН УРОКА:

1. Постановка цели урока.

2. Задание для домашней работы .

3. Логическое задание.

4. Вступление

5. Решение упражнений.

6. Заключение

На уроке использовать презентацию.

1. Постановка цели

Повторение действий с числовыми и алгебраическими выражениями.

Расширение знаний о событиях Великой Отечественной войны.

2. Задание для домашней работы

№51 (а;б) - решить уравнения, №107 - вычислить, №117 - упростить выражение.

3. Логическое задание

Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

РЕБАГАЛ; ЕТИРОМГЯЕ;

ДЕПАБО; ТАКЕРАФИМИ.

  • Даны слова: алгебра; геометрия; победа; арифметика.
  • Лишнее слово: победа.
  • Лишнее в задании, но не лишнее для нас.

4. Вступление

70 лет отделяют нас от Великой Победы. Долгие годы испытаний выпали на долю наших соотечественников. Но в смертельной схватке с врагом наша страна победила, взяла верх. Это стало окончательным приговором фашизму, всем тем, кто решился вершить неправедные дела.

Победа в Великой Отечественной войне – важнейшее достояние нашей Отчизны. Взгляните на карту нашей страны. Ни пяди родной земли не уступили захватчикам наши отцы, деды и прадеды. Многие из них были уроженцами Ярославского края.

5. Решение упражнений

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.

“Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы...
(К.Симонов)

Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет нам удивительный квадрат.

№1 (письменно в тетради)

Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырёх чисел – и вы получите ответ на вопрос.

413 218 474 567
569 374 630 979
195 0 256 349
221 26 282 375

Например, вы выбрали числа 218, 569, 349 и 282 и их сумма 1418; можно выбрать и другие числа: 474, 569, 349 и 26 – сумма этих чисел тоже 1418.

Ответ: Великая Отечественная война длилась 1418 дней.

Нападение фашистской Германии на Советский Союз поставило нашу страну на грань смертельной опасности. Нужна была мобилизация всех сил и средств для отпора врагу.

Буквально с первого дня войны на территории области начался процесс формирования воинских частей. Раньше всех была сформирована 243-я стрелковая дивизия, которая после войны и победы над Германией и Японией получила почётное наименование – Краснознаменная, Никопольская – Хинганская. В июле 1941 года 243-я дивизия отправилась под город Великие Луки и приняла там боевое крещение.

№2 (письменно в тетради)

В боях Великой Отечественной войны участвовало около 0,6 млн. жителей Ярославской области. Около 0,2 млн. из них погибло. Какая часть жителей погибла?

Решение:


Ответ: участников войны из Ярославской области погибли.

В первые дни войны началось также формирование отрядов народного ополчения. Они создавались из представителей рабочих и колхозников, интеллигенции и учащейся молодёжи. Чаще всего это были люди, которые или по возрасту, или по состоянию здоровья не могли быть призваны в армию. Уже в июне 1941 года в него вступило только в Ярославле более 46 тыс. человек. Первые отряды ополченцев состояли из рабочих фабрики “Красный перекоп” и шинного завода. Рабочие этих предприятий сформировали для защиты Родины коммунистическую дивизию.

№3 (письменно в тетради)

Чтобы узнать, сколько человек было зачислено в 234-ю Ярославскую коммунистическую дивизию, надо найти значение алгебраического выражения

4a2 – 10a - 9b – (2a – 3)2 + 9(b + 1) при a = 5850 и b = -10,5.

Решение:

4a2 – 10a - 9b – (2a – 3)2 + 9(b + 1) = 2a.

Если a = 5850, то 2*5850 = 11700.

Ответ: 11700 человек.

№4 (письменно в тетради)

Максимальная скорость танка Т – 34, который был лучшим в мире в годы войны и в создании которого принимал участие наш земляк Михаил Ильич Кошкин, 55 км/ч. А скорость фашистского танка того же класса 43 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу, если, по данным разведки, фашистские танки находятся от неё на расстоянии 23 км, а наши – 24 км? При этом надо учесть, что на пути наших танков есть трудно проходимые участки длиной 2 км, которые можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч.

Решение:

  1. 24 – 2 = 22 (км) Т – 34 со v = 55км/ч
  2. время, затраченное Т-34
  3. время, затраченное фашистскими танками.
  4. 28 мин < 32 мин

Ответ: наши танки успеют захватить переправу.

Победа ковалась не только на фронтах. Ярославская область накануне Великой Отечественной войны по праву считалась одним из наиболее развитых регионов СССР.

Рабочие места ушедших на войну заняли женщины, дети и старики. Они продолжали давать продукцию, необходимую как на фронте, так и в тылу.

№5 (устно)

За время войны Ярославская область дала стране 22 млн. пудов зерна, 35 млн. пудов мяса, 15 млн. пудов молока. Представьте эти величины, используя степени числа 10.

Решение:

1 млн. = 106; 22 млн. = 22 * 106; 35 млн. = 35 * 106; 15 млн. = 15 * 106.

№6 (устно)

Уже в первые дни войны в Ярославле, Тутаеве, Переславле, Ростове, Гаврилов – Яме были открыты школы по подготовке медсестёр, сандружинниц, шофёров. Используя диаграмму, определите их количество.

Ответ: 8 школ медсестёр; 16 школ сандружинниц; 10 школ шофёров.

Несмотря на трудности, продолжали работу основные виды культурно – просветительских учреждений: клубы, дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры, музеи. Мобилизующую роль играли журналисты, писатели, художники.

В области проводились массовые физкультурные мероприятия.

7. Физкультминутка.

Правильно – руки вверх. Неправильно – руки вперёд.

№7 (письменно в тетради)

Работа по рядам.

Выполним упражнение: решите уравнение. Каждому ряду предлагается своё уравнение. Один человек от каждого ряда к доске.

1 РЯД 2 РЯД 3 РЯД
0,2(х + 8) = 1,2х – 14,4 -3(5 – х) = 33,9 + 2х 5(х – 12) = 4х + 190
Ответ: 16 Ответ: 18,9 Ответ: 250

В области работали секции по 16 видам спорта. В 1944 году физкультурой в спортивных обществах занимались 18,9 тысячи человек. В 1943 году были открыты спортивные школы в Ярославле и Рыбинске на 250 человек.

О победе в войне и её героях напоминают названия улиц и других объектов Ярославской области. В Ярославле работает Музей боевой славы ярославцев, основанный как музей 234-й стрелковой дивизии. Музеи боевой славы имеются и в школах области.

№8 (устно)

Решите уравнение: (х – 7)(2х – 10) = 0.

Ответ: 7; 5.

75 школ Ярославской области имеют музеи.

Улицы Ярославля, названные именами Героев Советского Союза, Советских полководцев, участников Великой Отечественной войны:

1) ул.Блюхера (Блюхер Василий Константинович – Маршал Советского Союза);

2) пр.Толбухина (Толбухин Фёдор Иванович - Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза);

3) ул.Лисицына (Лисицын Константин Сергеевич – разведчик, Герой Советского Союза);

4) ул.Елены Колесовой (Колесова Елена Фёдоровна – партизанка, Герой Советского Союза);

и т.д.

8. Заключение

Ярославская область внесла весомую лепту в победу СССР над фашистской Германией. В честь героических боевых и трудовых подвигов ярославцев в годы Великой Отечественной войне в областном центре, на площади Челюскинцев, в октябре 1968 года открыт памятник – монумент. Жители и гости города в знак благодарности погибшим за мирную жизнь приходят возложить живые цветы к Вечному огню Славы.

Возложим и мы символический цветок.

№9 (письменно в тетради, учащиеся устно комментируют решение)

Умножьте “листочек” на каждый “лепесточек”.

  • Достигли ли мы цели урока?
  • Повторили действия с числовыми и алгебраическими выражениями.
  • Расширили знания о событиях Великой Отечественной войне.

9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.

Наша страна – великая Россия, с великой и богатой историей, всегда будет жить и процветать, пока не забыт этот день – 9 мая 1945 года.

И сейчас, спустя 70 лет с момента окончания Великой Отечественной войны, наш народ свято чтит память тех, кто смертью храбрых пал на полях сражений, кто прославил родное Отечество своим мужеством и стойкостью, своим самоотверженным, героическим трудом.

Список литературы.

1. Басовская В.Д., “Трагедия и подвиг”, г.Москва, изд.”Русский язык”, 1985 г., - 216 с.

2. Беляков Ю.П., Попов В.Г., “Герои земли Ярославской”, том первый, г.Ярославль, изд. “Верхняя Волга”, 2005 г., - 280 с.

3. Буланов В.А., “Ярославль” (социально–экономический очерк), г.Ярославль, “Верхне–Волжское книжное издательство”, 1985 г., - 224 с.

4. Епифанова Н.М., Меньшикова Н.А., “Элементы истории и краеведения в математических задачах для учащихся 5 – 6 классов”, г.Ярославль, 1995 г., - 52 с.

5. Козлов П.И., Маров В.Ф., “Ярославль”, г.Ярославль, “Верхне – Волжское книжное издательство”, 1988 г., - 240 с.

6. Мордкович А.Г., “Алгебра 7 класс”, Часть 2, задачник, г.Москва, изд. “Мнемозина”, 2011 г., - 270 с.

7. Рязанцев И.П., Салова Ю.Г., “История Ярославского края (1930 – 2005), г.Ярославль, изд. ОАО “Рыбинский Дом печати”, 2005 г., - 280 с.