Виртуальная экскурсия «Быт восточных славян» для студентов с ОВЗ

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Целью образовательного учреждения, реализующего программы работы со студентами с ОВЗ – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся. Огромную роль в этом играют психологи, социальные работники и сами родители. Но и преподаватель не может оставаться в стороне и должен всячески способствовать удовлетворению образовательных потребностей с учетом индивидуальных особенностей студентов.

В ГБПОУ КАИТ № 20 студенты с ОВЗ обучаются с применением дистанционных технологий. У них различные заболевания, и многие их наших студентов не могут себе позволить регулярно выходить на улицу, а тем более посетить экскурсию в музее. Для студентов, обучающихся дистанционно, это имеет особое значение, т.к. позволяет влиться в общество, которого многие их них были практически лишены до этого. Поэтому в своей разработке я уделила внимание виртуальным экскурсиям в музеи, которые с одной стороны будут способствовать лучшему усвоению программного материала, а с другой стороны за счет творческих заданий в процессе экскурсий – социализации студентов. Самостоятельная работа спроектирована таким образом, что учащиеся не только осваивают знания по истории, но и создают творческую работу, применяя умения, которые потребуются в будущей профессиональной деятельности.

Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

  • создание комфортной эмоциональной атмосферы;
  • формирование позитивной учебной мотивации;
  • применение современных технологий, соответствующих возможностям обучающихся
  • организация уроков с использованием интерактивных форм деятельности

Согласно ФГОС 3 поколения особое внимание в процессе обучения уделяется самостоятельной работе студентов, а также практическому применению полученных знаний. Данная методическая позволяет реализовать эти требования. Студенты, лишенные мобильности получают возможность побывать в музее и применить полученные знания в самостоятельной практической деятельности.

Отдельную благодарность хотелось бы выразить разработчикам сайта http://culture.ru/museums/virtual, материалы которого я использую не только во внеклассной работе, но и на уроках.

Тема: Внеклассное мероприятие “Быт восточных славян”. Виртуальная экскурсия в Новгородский государственный музей-заповедник.

Цель: сформировать у учащихся понимание важности данного исторического периода для дальнейшего развития истории нашей страны; формирование представления о расселении, быте, нравах и верованиях древних славян и их связи с природой.

Задачи:

  • Образовательная: на основе экспонатов музея познакомить с бытом древних славян, основными видами деятельности, правилами поведения;
  • Развивающая: развить образное мышление, творческий подход к выполнению задания, внимание, память, воображение; развитие устной речи, расширение словарного запаса на основе приемов сравнения, обобщения, работы с пословицами, составление текстов описания
  • Воспитательная: повышать интерес к выбранной профессии, чувство ответственности за выполнение работы, воспитывать художественный и эстетический вкус

Оборудование:

  • Для преподавателя: компьютер, подключенный к сети Интернет.
  • Для студентов: Компьютер, подключенный к сети Интернет.

Используемая источники:

  1. http://www.openclass.ru
  2. http://www.proza.ru/2010/08/15/203
  3. http://www.culture.ru
  4. http://www.relig.info
  5. http://traditio-ru.org/wiki/Славяне
  6. http://astrakhanklad.ru/viewtopic.php?f=12&t=114

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к занятию, проверка присутствия студентов.

Сегодня мы отправимся на экскурсию по виртуальному музею, где познакомимся с жизнью наших предков. Для этого переедите по ссылке http://culture.ru/atlas/object/1220

Также каждый студент получает опросный листок, который должен сдать в конце экскурсии (приложение 1)

2. Экскурсия.

Краткое сообщение одного из студентов о том, какое значение Великий Новгород имел для русского государства.

1 зал.

Итак, мы в музее. Посмотрите направо на эту витрину

Стоянка Коломцы.

Это один из базовых археологических памятников у истоков Волхова из Ильменя. Со следами неолита 4 - 3 тыс. до н.э. Открыл памятник Коломцы новгородский краевед Василий Степанович Передольский (1833-1907) - историк, археолог, юрист. Вскоре посвятил своим находкам книгу “Бытовые остатки насельников Ильменско-Волховского побережья и земель Велико-Новгородского державства каменного века”. Особенности почвы округи Коломцов позволили здесь сохраниться десяткам останков “насельников”, включая черепа. Они очень заинтересовали авторитетных в мире антропологов. Часть коллекции побывала за границей. Было признано, что со стоянки Коломцы под Новгородом происходит первое графическое изображение на керамике, найденное на территории России. Этническая природа населения Коломцов остается спорной. Но наличие на другом берегу святилища Перуна доказывает, что хотя бы в начале средних веков здесь селились почитатели этого – преимущественно балто-славянского – божества, которое позже признавали и некоторые общины финно-угров.

Городня — деревянно-земляная конструкция, часть фортификационного строения. Обычно состояла из отдельного, замкнутого сруба, чаще всего наполненного грунтом. Иногда внутренний объем городни мог заниматься под помещения различного назначения.

Обычный элемент оборонительных сооружений на русских землях раннего Средневековья. Городнями соединялись между собой башни деревянных замков. На слабых, особенно насыпных, грунтах предпочтение в строительстве отдавали городням, которые не были такими чувствительными к оседанию.

В связи с этим многие населенные пункты также носили название “городня”.

В витрине находятся экспонаты, относящиеся к погребальным традициям славян. Поскольку точных сведений о них в летописных источниках не осталось, следует попытаться реконструировать обряд на основе этнографических данных, Исторически известны три основных типа захоронений, встречающихся у народов всего мира. Это обряды – погребение в земле, сжигание тела умершего (кремация) и передача тела умершего воде. Последний тип погребения у славян, очевидно, не был распространен.

Рядом с городней стоит идол, вырезанный из камня. Очень часто так у славян изображался древний предок, который становился защитником всего рода, проводником между нашим миром и миром богов.

О каких верованиях можно судить по этим экспонатам?

Беседа по карте

Рассмотрите какие славянские племена и неславянские народы жили на этой местности.

Славя?не — крупнейшая в Европе этноязыковая общность, сформировавшаяся в Центральной Европе к I тыс. до н. э. Славяне говорят на языках славянской группы индоевропейской языковой семьи и уже в середине первого тысячелетия нашей эры сознавали (по письменным источникам) своё этническое единство. Нередко этимологию названия связывают со Словом, то есть “люди, говорящие по-нашему” (ср. славянское название иноязычных племён немьци).

2 зал.

Пройдем во второй зал. Здесь собраны экспонаты, характеризующие домашний быт славян. Но сначала обратите внимание на картину на правой стене. На ней изображены основные занятия славян.

Подумайте над пословицей: “Готовь сани летом, а телегу зимой”. О каких особенностях природы она свидетельствует, и какие качества должны были эти особенности выработать у людей?

В ходе обсуждения студенты делают выводы об основных занятиях и записывают в маршрутный лист.

Теперь рассмотрим витрину.

Дополняем занятия. Блесны, остроги, гарпуны – вывод – достаточно богатая жизнь.

3 зал.

Здесь расположены предметы декора, начиная от подвесок и кошельков, до инструментов ювелира. Дополняем графу занятия.

4 зал посвящен экономической деятельности Новгорода.

Обратите внимание на новгородские деньги.

Гривна — денежная весовая единица, которая существовала и использовалась на территории Древней Руси и Восточной Европы. Изготавливалась из золота и серебра. Гривна каждой русской местности имела разнообразную форму. 

Известно, что название этой денежно-весовой единицы пошло от драгоценных украшений, которые носили женщины того времени на шее.

С XII века в Древней Руси впервые появился рубль. Изготовлялся он так: прут серебра, с весом гривны, разрубался на четыре части, которые и называли рублём. Рубль от слова рубленный. На каждой части делали зарубки, которые и обозначали вес рубля.

С конца XIII века рублём начали называть и Новгородские гривны. Половина гривны называлась полтиной. На таких гривнах иногда нацарапывались имена, прозвища тех мастеров, кто отливал эти слитки. На полтинах XIV - XV веков стали помещать клейма, разные изображения, буквы или именами князей.

Обратите внимание на два эти документа: “Договорная грамота с готским берегом” и “Извлечения из уставной грамоты новгородского князя Всеволода Мстиславовича о привилегиях церкви Ивана Предтечи на Петрятине дворище и правах и привилегиях Иванского купечества”.

На этих же витринах рассматриваем шахматы, ордынскую вазу, западноевропейские ткани, берестяные расписки, карты экономических связей Новгорода, крюк безмена, гири и пр. и делаем выводы об активности экономической деятельности

Зал 5.

Переходим в зал 5.

Он посвящен строительству. Доклад студента о жилищах восточных славян.

Зал 6 посвящен борьбе Руси против иноземных вторжений.

Обращаем внимание на картину. На ней полководец изображен с нимбом над головой. О чем можно сделать вывод на основании этого рисунка?

Рассмотрите оружие древних славян (луки, наконечники стрел, кистени).

Зал 7.

Остановиться у витрины с берестяными грамотами. Рассказ о том, что это такое. Как их обнаружили.

Итог.

  1. С какого периода заселяется эта местность?
  2. Какие племена заселяли Восточно-европейскую равнину?
  3. Что нового узнали сегодня о жизни Великого Новгорода и Руси в X–XIV веках?
  4. Как изменялись верования жителей этой местности?
  5. Назовите основные занятия жителей этой местности.
  6. Опишите жилища новгородцев.
  7. Охарактеризуйте торговые связи.
  8. Что можно сказать о грамотности людей? Образовании?

Домашнее задание. Самостоятельная работа.

Мы сегодня узнали много нового о жителях древней Руси. Сегодня прозвучал доклад двух ваших однокурсников. На уроках нам понадобятся эти знания. Поэтому я предлагаю вам выбрать наиболее заинтересовавшую вас тему, сделать по ней презентацию в PowerPoint, чтобы вы смогли помогать и мне, и друг другу на уроках. Сделать ее нужно используя полученные сегодня знания и дополнительную информацию из Интернета.

Темы для домашнего задания – Приложение 2.