Интегрированный урок (окружающий мир + астрономия) по теме «Планеты Солнечной системы»

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, их особенностями, историей возникновения их названия.

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания о Солнечной системе.
  • Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес
  • Развивать мышление, память, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать интерес к урокам окружающего мира.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация “Планеты Солнечной системы” , учебник “Окружающий мир 4 класс”.

Ход урока

I Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

учитель начальных классов (слайд 2 см. Приложение1)

- Ребята, давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке.

Солнце – ближайшая к Земле (звезда)

Это огромное (раскалённое) космическое тело.

Солнце имеет форму (шара).

Диаметр Солнца в (109) раз больше диаметра земли.

Масса Солнца в (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты.

Расстояние от Земли до Солнца - (150 миллионов) километров.

Температура на поверхности Солнца - (6 тысяч) градусов, а в его центре - (15-20 миллионов) градусов.

III. Постановка целей урока.

- Мы продолжаем разговор о Вселенной и планетах Солнечной системы.

В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там девять различных планет.
А Солнце — звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.

Солнце-светило клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,
Протуберанцы взлетают фонтаном,
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть, люди на них обитают?

- Больше узнать о планетах нам поможет учитель астрономии Савченко Марина Владимировна.

IV. Изучение новой темы . 

учитель астрономии - Сегодня мы поговорим о том, какое место планеты занимают в Солнечной системе. Любопытный взор человека всегда устремлялся в космическое пространство, видел там множество звёзд.

учитель начальных классов слайд №3 (см. Приложение 1) - Освоение космического пространства началось 4 октября 1957 года, когда в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли.

слайд №4 (см. Приложение 1) - 12 апреля 1961 года первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин облетел Землю на космическом корабле “Восток”.

учитель астрономии слайд №5 (см. Приложение 1) - Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Давайте вспомним название и расположение планет (На сладе изображены планеты, при нажатии появляется название планеты).

- Ребята, обратите внимание: какие необычные имена.

- Слышали ли вы такие имена? Где?

- А вы думаете, почему планеты так назвали?

- Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о планетах. Давайте начнём с ближайшей к Солнцу планеты – Меркурии.

Слайд №6 (см. Приложение 1) – Меркурий – самая маленькая планета. Её диаметр 4880 км. Поверхность Меркурия покрыта кратерами. Эти кратеры образовались в результате столкновений с астероидами и кометами.  У Меркурия нет атмосферы. Планета Меркурий слишком мала и имеет малую силу тяжести, чтобы удерживать атмосферу. Любой газ, выделяющийся из планеты быстро уходит в космос. Кроме того, Меркурий расположен настолько близко к Солнцу, что любая атмосфера быстро сдувается солнечными ветрами. Одни сутки  равны 58,65 земных суток. Температура на Меркурии достигает +480 градусов.

учитель начальных классов слайд №7 (см. Приложение 1) –

Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы — вот наказанье!
Поверхность избили метеориты,
И жизни там нет — все были убиты!

- Своё название планета получила в честь римского бога Меркурия, за то, что движется по небу быстрее всех других планет. Бог Меркурий заслужил любовь и уважение людей трудолюбием, справедливостью и тем, что никогда не вмешивался в ссоры. В римской мифологии бог торговли, прибыли и обогащения, покровитель путешественников. В последних веках прошлой эры римляне считали Меркурия покровителем ремесел, искусств, таинственных учений, магии и астрологии.

Слайд №8 (см. Приложение 1)

Окутана дымкой туманов и снов,
Планета любви и суровых ветров,
Взойдет величаво она на заре,
О, как ты прекрасна Богиня-Любовь.

- Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви. Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая.

учитель астрономии слайд №9 (см. Приложение 1) - Поскольку эта планета находится близко к Солнцу и также относительно близко к Земле, то видна наблюдателям на Земле в поздний вечер или в раннее утренние часы, потому что светит очень ярко. За это эту планету часто

называют утренней и вечерней звездой. Имеет собственную атмосферу. В глубокой древности Венера, как полагают, настолько разогрелась, что подобные земным океаны, которыми, как считается, она обладала, полностью испарились. Были обнаружены множество вулканов и гор, которые имеют разломы.

Венера считается сестрой Земли. Она имеет вулканы, горы и песок, как и Земля. Однако, если они и близнецы, то Венера является злым близнецом. Венера — это смертельный мир, где температура поверхности достаточно горяча, чтобы приготовить еду в считанные минуты. Там нет мест, где вы бы смогли спрятаться от этой изнуряющей жары. Ни одно живое существо никогда не сможет выжить на Венере.

Особый интерес для науки представляли наблюдения “явления Венеры на Солнце”, которые сделал М. В. Ломоносов 6 июня 1761 года. Это прохождение наблюдалось во всём мире, но только Ломоносов обратил внимание на то, что при соприкосновении Венеры с диском Солнца вокруг планеты возникло “тонкое, как волос, сияние”. Его принято называть “Короной Венеры”.

слайд №10 (см. Приложение 1) - Что мы знаем о планете Земля?

- Какая она, наша планета? Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”. Почему?

- На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

- Почему Землю ещё называют “Планета-сад?”

- Земля является самой большой из всех планет земной группы. Её диаметр равен 12740 км. Около 30% поверхности Земли покрыто сушей, в то время как 70% покрыто океанами. Ученые используют Землю для изучения всех других планет. Так как ни один человек никогда не посещал другую планету, мы должны использовать то, что мы знаем о Земле, и пытаться угадать, что может быть на других планетах. Наша планета является оазисом жизни в  безжизненной Вселенной. Температура Земли, погода, атмосфера и многое другое являются основными факторами для жизни. Земля имеет единственный спутник – Луна.

учитель начальных классов слайд №11 (см. Приложение 1) –

Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!

- Земля в международном обозначении её как планеты так вовсе даже не называется. Её официальное название – Терра (Terra, Tellus...) . А вот мы сами называем нашу планету Землей. Почему так? Дело в том, что когда-то люди не знали ничего о планетах и искренне считали, что наша Земля – плоская. Варианты человеческих представлений были разными. Одни считали, что Земля – это диск, который удерживают три слона. Другие – что это плоское тело, расположенное на панцире морской черепахи, стоящей в воде. Или даже что ее переносит по океану с места на место огромный кит, но форма места своего обитания в верованиях разных народов разных времен оставалась неизменной: плоская, тонкая, широкая и... низкая. А в общеславянской группе языков корень слова Земля означает следующее: “низ”, “пол”, “внизу”, “почва”, “земля”. То есть, если люди представляли нашу планету как огромный “земельный блин”, то соответственно, именно так ее и называли, в значении: “земля внизу”, “почва под ногами”, “плоская низкая тарелка”. По-английски Земля – это Earth. Значение слова erda – “грунт”, “почва”. И, кстати, именно английское название нашей планеты было самобытным с пятнадцатого века. Остальные же специалисты пользовались для называния этого небесного тела понятиями Древнего Рима и Греции.

учитель астрономии слайд №12 (см. Приложение 1) - Вы знаете, что Марс называют Красная планета? Хотите знать почему? Это потому, что поверхность Марса красная. Если бы вы стояли на поверхности Марса, вы бы увидели красную землю  вокруг. Марс имеет самые высокие горы и самые глубокие каньоны в Солнечной Системе. Марс имеет также самый большой вулкан в Солнечной системе – Олимп, который почти в 3 раза больше, чем гора Эверест. У Марса есть два спутника: Деймос и Фобос.

Учитель начальных классов слайд №13 (см. Приложение 1)

Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
Фобос и Деймос (как ужас и страх).
Эти названья у всех на устах.
Спутники это родные его —
Камни большие и только всего.

В здешних “морях” нет ни капли воды.
Может, помогут полярные льды?

Шапки полярные есть изо льда,
Только из них не струится вода.
Лед это, видно, совсем не простой.
Нет в нем воды, говорят, лед сухой.

“Каналы” на Марсе — пропасти, рвы.
Если упасть, не сносить головы!
Может, то русло высохших рек?
Вряд ли их создал простой человек!

Климат на Марсе засушлив, суров.
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нем не нашли мы пока.

За Марсом находится пояс камней,
Но вряд ли найдется на них мир людей

- Марс, в римской мифологии бог войны. В древности он считался богом плодородия и растительности, но постепенно приобрел воинственный характер. Греческий бог Фобос — страх и греческий бог Деймос — ужас, сопровождали в бой отца Ареса — бога войны. Арес, у римлян он был известен как Марс.

- Физминутка (повторение космических тел, показ траектории движения).

учитель астрономии слайд №14 (см. Приложение 1) - Земля может поместиться внутри Юпитера 1000 раз. Самая большая планета – Юпитер (в 11 раз больше Земли, а масса в 318 раз больше массы Земли). Температура близка к – 130 градусам. Юпитер является бушующей планетой. Существуют бури, которые простираются по всей атмосфере, и большинство из бурь, кажется, никогда не закончатся. Множество различных облачных образований и штормов в атмосфере Юпитера делают планету очень красочной. На Юпитере уже 300 лет бушует гигантский шторм. Юпитер считается газовым гигантом, потому что он не имеет твердой поверхности.

- Знаете ли вы, дети , что у Юпитера есть кольца? Их можно различить только на фоне Солнца. Это потому, что свет от Солнца подсвечивает их для нас.

учитель начальных классов слайд №15 (см. Приложение 1) -

Юпитер — царь планет! В тельняшке облаков
Вращаться не спешит — уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле, а здесь лишь год пройдет!
Уж очень он тяжел и медленно плывет.

А на груди его есть “красное пятно”.
Откуда появилось? Пока не решено!
А если б мы с тобой вдруг оказались там,
То весил бы ты там полсотни килограмм!
А наступить ногой так просто невозможно,
Ведь жидкая планета, и утонуть в ней можно!

- Юпитер, в римской мифологии всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Он был аналогичен греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к римскому богу.

слайд №16 (см. Приложение 1) В римской мифологии Кронос (Хроос - "время") известен как Сатурн - символ неумолимого времени. Сатурн был римским богом земледелия. Греки называли его Кроносом. Он являлся сыном Урана и отцом Юпитера (Зевса). Сатурн сверг своего отца, чтобы стать царем богов, но затем был свергнут своим сыном – Юпитером (Зевсом).

- У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —

Его окружает большое кольцо
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

учитель астрономии слайд №17 (см. Приложение 1) - Сатурн- вторая по величине планета в нашей Солнечной системе, и он также является газовым гигантом, как Юпитер. Температура приближается к – 170 градусам. Он состоит в большой своей части из водорода и гелия, которые являются самыми легкими элементами во Вселенной и таким образом делают Сатурн самой легкой планетой, которую мы знаем. Ученые полагают, что Сатурн, если бы мог,   плавал бы в воде, так как водород и гелий, которые составляют всю планету, легче воды. Сатурн является самой дальней планетой, которую можно увидеть с Земли без телескопа.

Сатурн является самой известной планетой благодаря его кольцам. Однако, это не единственная планета с кольцами. Юпитер, Уран и Нептун также имеют свои кольца. Самый известный из спутников Сатурна, Титан. Титан больше, чем планета Меркурий.

учитель начальных классов слайд №18 (см. Приложение 1) - В мифологии Уран был Господом неба и мужем Земли. Он также был царем богов, пока не был свергнут своим сыном Сатурном.

учитель астрономии слайд №19 (см. Приложение 1) - Уран является газовым гигантом. Уран вращается в обратную сторону, нежели другие планеты. Считается, что давным-давно очень большой объект врезался в эту планету. Столкновение было настолько мощным, что оно полностью изменило направление вращения планеты Уран. Уран очень холодная планета. Не зря он был назван “ледяным гигантом”. Температура – 224 градуса. Ученые полагают, что на поверхности Урана может быть огромный океан. Уран имеет кольца. Кольца Урана состоят из частиц пыли и больших камней. Уран имеет 27 спутников.

слайд №20 (см Приложение 1) - На протяжении многих сотен лет люди не знали о существовании планеты Нептун. Она была обнаружена в 1846 году. Нептун является самым маленьким из четырех газовых гигантов в нашей Солнечной системе. Никакая другая планета в Солнечной системе не имеет ветров, столь же сильных, как на Нептуне. Нептун имеет шесть колец, вокруг планеты. Нептун имеет 13 спутников, которые мы знаем.

учитель начальных классов слайд №21 (см Приложение 1) - Нептун - один из самых древних богов римского пантеона. Его связывали с водой. В основном Нептуна почитали люди, которые так или иначе были связаны с морем: мореходы, торговцы, рыбаки.

Сначала, Нептун был только богом воды, но позже стал богом всех морей, по ассоциации с греческим богом Посейдоном.

- Мы с вами назвали все планеты. Какая планета каждому из вас понравилась больше всего? Чем? (ответы детей)

слайд №22 (см Приложение 1) - А вы заметили, что все планеты имеют разный цвет? Давайте раскрасим планеты на схеме (вызываются учащиеся к интерактивной доске, у всех на столе карточки).

– Во время рассказа вы не раз слышали такие слова, как планеты земной группы и газовые гиганты. А что же это такое?

учитель астрономии слайд № 23 (см. Приложение 1) - По своим физическим характеристикам планеты делятся на две группы – планеты земной группы и планеты – гиганты. Планеты земной группы– самые близкие к Солнцу планеты. Это твёрдые планеты, они обладают высокой плотностью. Они имеют небольшие размеры.

слайд № 24 (см Приложение 1) - Планеты Гиганты располагаются за поясом Астероидов.

- Прослушайте песенку про Планеты Солнечной системы. (см. Приложение 2)

V. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов.

  1. Как называется наша галактика?
  2. Сколько планет в Солнечной системе и как они расположены по отношению к Солнцу?
  3. Какие планеты “соседи” Земли?
  4. Какая самая большая планета Солнечной системы?
  5. Какая самая маленькая планета Солнечной системы?

VI. Домашнее задание

Cтр. 9-15 отвечать на вопросы, вылепить из пластилина модели планет.

Литература.

  1. Парамонова Ж. Стихотворение “Планеты Солнечной системы”
  2. Студия "Паром", песня с диска "Все на свете интересно!" “Солнечные планеты”