В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Но особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены <Рисунок1>. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей.
Рисунок 1
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к современному дошкольному образованию. Требования стандарта невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации взаимодействия с родителями и вовлечению их в образовательный процесс, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на интерактивные. Сегодня предлагается достаточно много интересных решений для сферы образования, а инструменты для ведения интерактивного обучения являются неоспоримыми лидерами. Благодаря им постоянно открываются новые возможности для развития инновационных проектов в образовании и обучении.
Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики и т.п.) в ходе взаимодействия, а также создания условий для активного сотрудничества.
При организации взаимодействия детского сада и родителей вполне реальна идея интерактивного журнала, который существенно разнообразит формы работы с родителями, помогает непринужденно привлекать их к участию в образовательном процессе, к сотрудничеству, ориентироваться в нововведениях в сфере образования, а также вовлекает в жизнь детского сада. Зачастую родители из-за своей загруженности на работе не всегда могут прийти на родительскую встречу, а очень хочется знать и видеть, чем “живет” его ребенок в детском саду. А ведь родителей сейчас очень трудно удивить, но вот в конце года вы можете преподнести им такой сюрприз в виде интерактивного журнала, например, собрать все фотографии, грамоты и дипломы детей, курьезные случаи из жизни детей в группе, интересные выражения и реплики, а также созданные видеофильмы, подготовить презентации. Очень удобно пользоваться журналом, когда необходимо родителей ознакомить с нормативно-правовыми документами и законодательной базой.
Сравним с устным журналом. Неоспоримо – вещь нужная, но есть свои минусы. Устный журнал имеет достаточно большой объем информации, но при этом его необходимо разместить в относительно коротком отрезке времени, т.к. на его “зачитывание” не должно уходить больше 30 минут, ведь родители часто бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Каждая страница журнала должна представлять значительный интерес для родителей — поэтому выступление должно быть проиллюстрировано фотоотчетами, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям необходимо заранее предлагать литературу для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения, анкеты, что отнимает время и у родителей и у педагога.
Использование же интерактивного журнала дает возможность:
- организовать подачу материалов с учетом различных способов деятельности;
- компактно представить большой объем необходимой информации, четко структурированной и последовательно организованной;
- усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение материала;
- заинтересовать родителей и “погрузить” их в жизнь не только группы, но и детского сада, быть в курсе всех событий;
- включить в себя сразу несколько форм взаимодействия: тренинги, консультации, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; информационные листки, памятки, отчеты и т.д.;
- охватить всех родителей (путем размещения журнала на сайте образовательной организации или на сайте группы).
Хочу поделиться тем, что получилось у меня. Информацию об алгоритме создания интерактивных журналов или, как еще называют, 3D-книг (альбомов), можно найти в Интернете. Вам понадобится только установить необходимую программу. Есть несколько программ, и все они практически имеют одинаковое управление. Например, Kvisoft Flip Book Maker Pro. Ее преимущества – большой объем созданных страниц. Минусы – программа на английском языке, но, если приложить усилия, в более ранних версиях можно настроить на русский язык. Поздние все-таки еще не русифицированы. Я предлагаю использовать в работе программу FlippingBook Publisher 2.6.5. Очень простая в управлении и доступная программа. Единственный минус – версия имеет некоторые ограничения и бесплатно можно создать только 10 страниц. Умей только воспользоваться. А это как раз и вызывает страх. Поэтому весь материал необходимо отбирать тщательно и скрупулезно. Зато создавать такие журналы удобно хотя бы потому, что в них удобно хранить всю информацию и обмениваться только ссылками.
Для начала необходимо определиться с целевой аудиторией и основной тематикой выпуска. Второй шаг (основной) – продумать дизайн-макет, структуру и содержание журнала, отобрать и подготовить материал (текст, аудио, изображения, видео, анимация, инфографика или интерактивное видео). Если тематика журнала затрагивает “глобальные” темы – не обходится и без помощи детей и коллег. Например, к созданию журнала “Здоровое питание – основа процветания” были привлечены воспитатели и дети подготовительных групп, а для журнала “Формула успеха” - инструктор по физической культуре и дети средней и подготовительной группы. А у коллег всегда есть возможность поделиться своим опытом на страницах интерактивного журнала.
С примерами моих журналов, созданных средствами Kvisoft Flip Book Maker Pro и FlippingBook Publisher 2.6.5. и при поддержке коллег (практический материал), можно познакомиться на ресурсах:
"Родителем быть трудно, родителем быть радостно" <Рисунок2> - интерактивный журнал, подготовленный к итоговой родительской встрече (май, 2014 г., 2 младшая группа). https://yadi.sk/d/pN2BAnoZcNdEJ
Рисунок 2
“Формула успеха” №1, созданный командой наших педагогов на конкурс "Педагогические инициативы - 2014" <Рисунок3> . Журнал для взрослых, которым не безразлично во что, как и с чем играют дети, особенно в наше время, когда реальные игрушки стали не так привлекательны, как виртуальные. Как же перестроиться педагогу и при этом не потерять голову? https://yadi.sk/d/Ce1BDrlrcNcwe
Рисунок 3
“Здоровое питание – основа процветания” <Рисунок4>. Журнал для взрослых, которым не безразлично как и чем питаются дети, особенно в наше время, когда остро стоит вопрос - вся ли пища, которую мы едим или предлагаем нашим детям, одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье своих детей на долгие годы? Об этом мы и поговорим в нашем выпуске интерактивного журнала, представим свой опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового и правильного питания и по вовлечению родителей в жизнь детского сада. https://yadi.sk/d/vqGarfH7d39wy
Рисунок 4
“Формула успеха” № 2 <Рисунок5> . Готовится к выпуску. Анонс журнала: Журнал для взрослых, которым не безразлично, почему Интернет становится скорее не помощником в развитии и самообразовании ребенка, а страшной опасностью, бороться с которой призываем всех родителей. Наши дети в Интернете - кто за них в ответе?
Рисунок 5
В этих выпусках интерактивных журналов Вы найдете теоретические статьи, блиц-опросы, методические рекомендации, новые разработки интегративных занятий и совместных мероприятий, описание опыта работы, размышления о “правильном и здоровом питании”.
Методы работы с родителями могут быть разными по форме, но все они направлены на решение одних и тех же задач. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Надеюсь, что с помощью наших интерактивных журналов все мы, и авторы, и читатели, встретим новых друзей и единомышленников.