Непрерывная деловая игра «Бизнес» (базовый курс обществознания, 11-й класс, блок «Экономика»)

Разделы: Экономика

Класс: 11


Современная субъект-субъектная педагогика предполагает широкое использование интерактивных методов преподавания. “В ходе этого общения происходит не только процесс познания, процесс личностного роста обучающихся, но и процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль”. [1; с. 49-58]. Одним из наиболее продуктивных процессов интерактивного общения Ученик-Ученик и Учитель-Ученик является дидактическая деловая игра. Значение дидактических игр трудно переоценить: в ходе игры учащиеся овладевают опытом, сходным с действительными условиями, игра позволяет самостоятельно решать проблемы, а не быть лишь наблюдателями. Наконец, “игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную”. [4; с. 66].

В качестве примера нами был выбран опыт организации экономической игры в 11 классе. В базовом курсе обществознания в 11 классе (программа и учебник Л.Н. Боголюбова) экономическому блоку, как правило, отводится всё первое полугодие. Выпускники в основной массе нацелены на подготовку к ЕГЭ, многие уже посещают подготовительные курсы, некоторые занимаются с репетиторами. Сам материал в учебнике изложен довольно плотно, практически не оставляя шансов на довольно затратные по времени интерактивные формы работы. Тем не менее, как показывает опыт, именно экономический блок обществознания, начиная уже с 6 класса, вызывает у учеников наибольший познавательный и практический интерес. Поэтому в рамках изучения целого ряда тем был выбран формат непрерывной деловой игры под условным названием “Бизнес”. Данная игра может быть отнесена к типу имитационно-ролевой, поскольку на разных своих этапах предполагает моделирование поведения различных экономических субъектов, принятие самостоятельных экономических решений и освоение ряда возможных экономических ролей. Под имитационным моделированием в педагогике понимается, как правило, “живое изображение основных черт реальности”. [4; с. 63]. Ещё одно определение имитационных игр находим в Обзоре деловых игр на сайте “Креативная педагогика”: “Имитационная игра - игра, являющаяся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем”. [3]. Таким образом, деловая игра в большинстве подходов рассматривается как общее видовое понятие игр, разновидностью которых являются имитационно-ролевые игры. Если рассматривать типологию деловых игр, наш вариант может быть отнесен к так называемым открытым играм, когда заранее известного ответа нет, правила варьируются на различных этпапх, участники работают над решением не жестко структурированных задач. [3]. С точки зрения учебных задач, это, безусловно, обучающая игра.

Одним из аналогов представленной здесь Игры может считаться предлагаемая авторами “Методического пособия по интерактивным методам преподавания права в школе” деловая игра “Создай фирму” [2; с. 128-134]. Похожий вариант экономической игры описан и профессором В.В. Шоганом, одним из авторов личностно-ориентированной технологии преподавания истории - игра для 11 класса “Экономическое развитие современной цивилизации. проблемы собственности”. [5; с. 93-95]. Следует заметить, что, несмотря на сходство вопросов и вариантов игр, предлагаемая разработка охватывает гораздо более широкий круг тем и является, как было указано выше, непрерывной игрой в течение почти двух четвертей.

Кроме того, данная игра не ограничивается только курсом обществознания. В рамках изучения “Основ регионального развития” (региональный компонент Базисного учебного плана) предполагается изучения значительного круга тем, связанных с развитием предпринимательства, социально-экономического развития Красноярского края, специфики рынка труда и т.д., что позволяет синхронизировать изучение тем двух предметов. Например: “Рыночные отношения и отношения собственности в Красноярском крае, их развитие”, “Социальная политика занятости”, “Рынок труда в сибирском регионе” “Предпринимательство в Красноярском крае” и т.п.

Старт экономической игры может быть дан на различных темах экономического блока: “Рыночные отношения в экономике”, “Фирмы в экономике”, “Правовые основы предпринимательской деятельности”. В зависимости от задач урока алгоритм действий экономической игры может быть предложен как для моделирования экономической деятельности на уроке, так и в процессе подготовки домашнего задания. Для проведения некоторых этапов деловой игры может потребоваться целый урок, для других – часть урока. Рассмотрим вариант наиболее длительной игры – от темы “Фирмы в экономике” (1 четверть) до темы “Человек в системе экономических отношений” (конец 2 четверти).

Деловая игра проходит в несколько этапов, условия каждого этапа и учебно-игровые задачи варьируются и дополняются с каждым этапом. Перед началом Игры всем участникам сообщаются вводные условия.

Длительность Игры – до конца 1 полугодия. Большинство учеников получает первое задание: создание бизнеса (единолично или в партнёрстве). Бизнес придумывают все желающие, остальным будут предлагаться иные игровые роли на последующих этапах Деловой Игры (ДИ). Учреждается обязательная фирма – Банк (2 ученика). Учитель объявляет себя экономическим игроком – Государство. Объявляется, что на следующих этапах Государству потребуются налоговая инспекция и другие государственные службы. Стартовый собственный капитал для игроков-бизнесменов – 50 000 руб., капитал Банка – 5 000 000 руб, размер учётной ставки – 10 %.

Во многих вариантах деловых игр ученикам предлагается использовать заменители денежных знаков, однако, опыт показывает, что опредмечивание этой части игры часто приводит к её неоправданному усложнению, поэтому представляется целесообразным использование условно-безналичных расчётов в Игре. Прохождение этапов Игры также отражено презентации (Приложение 1).

Следует отметить, что проведение данной игры не требует сложного оборудования, на 1 этапе можно обойтись и минимумом: файл, листы бумаги – для документов, могут быть образцы продукции, вывески-таблички и т.п., всё зависит от фантазии учеников. Домашнее задание на этом этапе, по сути, и будет основным временем выполнения задания, поэтому данный этап назван подготовительным.

1 этап ДИ (подготовительный). Тема: “Фирмы в экономике”.

1. Выбрать сферу своего бизнеса (производство продукции, предоставление услуг, в том числе - торговля).

2. Придумать название фирмы, её логотип.

3. Определиться с бизнес-партнерами (один создаёшь бизнес или в партнёрстве).

4. Определить собственные факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) и те, что необходимо приобретать.

Контроль выполнения этих игровых заданий может осуществляться как фронтально – путем устного опроса, так и в виде индивидуальных консультаций.

2 этап ДИ. Тема: “Издержки фирмы”.

1. Определить перечень постоянных и переменных издержек вашей фирмы (в виде перечня или баланса)

2. В случае необходимости – пригласить БУХГАЛТЕРА

3. Определить необходимые налоги и платежи вашей фирмы (составить перечень).

Выполнение учебно-игровых заданий этого этапа возможно как на уроке в качестве закрепления изученного теоретического материала по данной теме, так и в виде домашнего задания. Варианты выполнения данных заданий предполагается как в математической форме, так и в виде описания. По желанию участников может появиться роль Бухгалтера – помощника в составлении баланса. При выполнении задания № 3 ученикам рекомендуется ориентироваться на действующее законодательство по налогам и сборам, с учётом региональных особенностей, что позволяет осуществить интеграцию с курсом ОРР, а также обращение к ресурсам Интернета.

3 этап ДИ. Тема: “Правовые основы предпринимательской деятельности”.

Данный этап возможен как после изучения соответствующего теоретического материала, так и в виде предварительного мотивирующего задания. Собственно интерактивная деятельность участников ДИ на этом этапе осуществляется путём выполнения заданий.

Выбрать организационно-правовую форму своего бизнеса

Подготовить документы для регистрации своей фирмы в Налоговой инспекции:

А) учредительный договор

Б) устав

В) печать (если это необходимо)

Г) заявление

3. Зарегистрировать свою фирму

4. Получить лицензию в Министерстве, если это необходимо

Кроме игроков-фирм появляются игроки - Налоговая инспекция (2-3 человека), Министерство (условное) для выдачи лицензий (1-2 человека). В помощь игрокам также могут появиться Юридические бюро (создаются по желанию участников и также регистрируются как фирмы). Данный этап игры предполагает наличие четко фиксированного начала и окончания деятельности игроков-фирм, фактор времени играет важную роль, выигрывают те, кто успел зарегистрировать свою фирму, то есть, заранее выполнить задания подготовительного 1 этапа. Выигравшими считаются те, кто успел зарегистрировать свой бизнес.

4 этап ДИ. Тема: “Слагаемые успеха в бизнесе”.

На основе анализа собственных источников финансирования определить размер необходимого кредита в Банке.

Подготовить бизнес-план на 1 год, в котором отразить:

А) собственные финансы

Б) план амортизации

Г) перспективы фирмы в течение года

3. Получить кредит в Банке, предъявив свидетельство о регистрации и бизнес-план

При недостатке времени на уроке возможно объединение 3 и 4 этапов ДИ, но тогда 1 и 2 задания на обоих этапах должны быть подготовлены участниками заранее. Величина учётной ставки сообщается Банку в качестве ориентира для условий кредита, это опережающее введение понятия, которое будет изучено позднее в теме “Финансы в экономике”. Выигравшими на этом этапе считаются игроки-фирмы, получившие кредит в Банке.

5 этап ДИ. Тема: “Менеджмент и маркетинг”.

1. Предоставить графически структуру своей фирмы (отделы, подразделения и т.п.)

2. На основе анализа условий своего региона (города, микрорайона) подготовить сегментацию предполагаемого рынка продукции:

А) географическую

Б) демографическую

В) психографическую

3. На основе результатов сегментации подготовить рекламную акцию (продукцию) – уличная реклама, слоган, рекламный ролик и т.п.

Если 1 и 2 задания в этой теме вполне могут быть вынесены на домашнее задание, то 3 может стать базой для разного вида творчества учеников – от стихотворного до элементов театрализации или создания рекламного видеопродукта. Проверка этого задания также может быть различной – от предоставления на уроке в виде презентации до мини-ярмарки рекламных продуктов.

6 этап ДИ. Тема: “Занятость и безработица”.

Данный этап деловой игры подобен 3 и 4 (или объединённому 3-4 этапу). Предлагаются дополнительные роли – Биржа труда, Наёмные Работники. Все, кто ещё не создал свою фирму, определяются как наёмные работники; они выбирают себе профессии и должны трудоустроиться; работодателями становятся владельцы ранее созданных фирм. Учебно-игровые задачи этапа:

1.Фирмам подготовить перечень вакансий для Биржи труда;

2. Свободным игрокам придумать себе профессии;

3. Найти работу по специальности и заключить трудовой договор с работодателем;

4. Незанятым обратиться на Биржу труда и зарегистрироваться как безработные;

5. Бирже труда организовать переобучение исходя из перечня вакансий

6. Бирже труда трудоустроить безработных

Этот этап вновь предполагает интерактивное общение участников ДИ, лимитирование игрового времени и обязательное предоставление отчета по этапу – заключённые трудовые контракты.

7 этап ДИ (заключительный). Тема: “Человек в системе экономических отношений”. Главной задачей этого этапа становится заключительная рефлексия.

1. Все участники описывают своё экономическое поведение в деловой игре в виде мини-эссе (и/или устного выступления):

А) Ваша экономическая роль

Б) Цели в Игре

В) Самооценка успешности своей игровой деятельности с точки зрения рациональности.

Подведение итогов игры учителем. Критерии успешности:

А) Экономическая активность (количество пройденных этапов);

Б) Постановка и достижение целей;

В) Наличие и полнота пакета документов - отчёта о пройденных этапах.

Поскольку заключительный этап ДИ совпадает с последними уроками блока “Экономика”, формы его проведения и оценивания учащихся могут варьироваться учителем в зависимости от количества отработанных на уроках этапов, от необходимости обобщающего повторения по теме, определяться потребностями контроля знаний учеников.

Таким образом, непрерывная деловая игра “Бизнес” позволяет учителю использовать разные формы игровой деятельности на уроке, применять интерактивные и активные формы работы, стимулировать не только учебно-познавательный интерес учеников, но и в определённой степени заниматься профориентацией. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером экономической подсистемы общественных отношений, отличается “системным характером используемых знаний…включает момент социального взаимодействия” [3], предполагает включение рефлексивных процессов и осмысления полученных результатов всеми участниками деловой игры.

Лирическое отступление. В доказательство можно привести только один маленький пример. Несколько лет назад на этапе Игры, когда все активно регистрировали свои фирмы (а класс был очень сильный), на урок пришёл, скажем так, часто пропускавший и не слишком активный ученик, да ещё и опоздал немного; дома, естественно, он ничего не готовил. На ходу импровизируя, предлагаю ему роль Пожарного инспектора и поручаю проверить пожарную безопасность во вновь созданных “фирмах”. Этот персонаж оказался одним из самых активных! Как детально и серьёзно анализировались тут же нарисованные планы эвакуации, которые были затребованы им от фирм, его дотошности и осведомлённости позавидовал бы любой настоящий инспектор! Кстати, позднее в качестве своей профессии ученик выбрал именно пожарную безопасность в МЧС.

Презентация.

Список литературы.

  1. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) // Школьные технологии. 2002. - №4. – с. 49-58.
  2. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – М.: ИД “Новый учебник”, 2004. – 192 с.
  3. Обзор деловых игр // Креативная педагогика// http://thisisme.ru/content/obzor-delovykh-igr
  4. Построение учебных курсов по обществознанию на основе проблемно-рефлексивного подхода. Материалы семинара. – Красноярск, 2003.
  5. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005. 128с.