Значение речи воспитателя для речевого развития дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Речь у ребёнка развивается в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребёнок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Большую часть времени в дошкольном детстве ребенок проводит в детском саду, поэтому именно от культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, грамматически правильно оформленной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать героям, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Однако выявить недостатки своей речи часто бывает нелегко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, если воспитатель в течение длительно времени небрежно относится к своей речи, то недочеты прочно закрепляются и в дальнейшем не замечаются. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов.

Чтобы замечать и исправлять несовершенства собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег.

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?

Требования к звуковой стороне речи.

К звуковой стороне речи воспитателя предъявляются большие требования: чистое звукопроизношение, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть внятной, выразительной; необходим приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим, а в особенности к воспитанникам.

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с хорошей дикцией, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), с неправильным ударением в словах.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают уставать, отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Чуть замедленную речь маленьким детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

Но не нужно забывать, что при чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.

Одним из лучших средств отработки четкой, внятной речи являются скороговорки. Систематические занятия по проговариванию скороговорок научит педагога управлять своим голосом, поможет развить скорость и четкость речи, скорректирует неправильное произношение отдельных звуков. Скороговорки сделают произношение более красивым и четким.

Вот несколько примеров интересных скороговорок:

  • У короля корона, у королевы корова.
  • Марина перебирала малину для малинового варенья.
  • Карлсон играл на клавесине, клавесин у Карлсона был синим.
  • Сушист Саша слишком шустро готовит суши, суши у Саши пересушены.
  • Цапля по капле клевала клювом клюквенный кисель.
  • Карина собирала калину, малину собирала Марина.

Голос — это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными дыхательными упражнениями. Вот некоторые из них:

Упражнение первое: И.п. лежа на спине, соединить ноги вместе, правую руку положить на живот, а левую – под поясницу. Затем на счет один, два три необходимо сделать через нос глубокий вдох, при этом выпячивая живот. А на счет четыре, пять следует задержать дыхание. После нужно медленно выдохнуть, при этом втягивая живот и произнося звуки “ш” или же “с”.

Упражнение второе: И.п. встать прямо, развернуть и немного опустить плечи, при этом оставив спину прямой. Затем необходимо через нос сделать глубокий вдох и после медленно выдохнуть через рот. Важно, чтобы выдох примерно на пять секунд был длиннее вдоха.

Упражнение третье: это ходьба в медленном темпе с контролируемым дыханием. На первом занятии продолжительность вдоха и выдоха должна составлять два шага. На последующих занятиях нужно удлинить выдох до 4, 6, 8,10 шагов.

Упражнение четвертое: И.п. стоя или сидя. Далее следует через нос вдохнуть и на несколько секунд задержать дыхание. Затем сделать короткий выдох, при этом четко произнося числа от одного до пяти. Это упражнение необходимо повторить несколько раз, увеличивая счет на выдохе до десяти.

Упражнение пятое: И.п. встать и расставить руки на ширину плеч, при этом сомкнув над головой руки в замок. Слегка прогнувшись назад, нужно через нос сделать вдох и затем, наклоняясь вперед медленно выдохнуть, произнося гласные звуки: а, и, э, у, о. Продолжительность выдоха желательно довести до 6-7 секунд.

Эти упражнения следует выполнять около пяти раз, при этом акцентируя внимание на длительности и плавности выдоха. Систематические занятия помогут педагогу сделать свою речь более четкой, внятной и выразительной.

Требования к связной речи и её лексико-грамматическому оформлению.

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Общаясь с детьми, воспитатель не должен нагромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Дети лучше воспринимают короткие фразы, так как при употреблении длинных, да к тому же сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. Но вместе с тем, нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений. Важно шире использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о каком-то событии необходимо выделять и давать им только главное, основное, т.е. то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие делает речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия. При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы. В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя. Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др. Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Речь воспитателя должна быть для детей эталоном.