Подготовка к сочинению-описанию по картине

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • приоткрыть волнующие тайны образа сирени, подготовить учащихся к сочинению-описанию,
  • научить видеть прекрасное, отбирать рабочий материал, использовать его при написании творческих работ: вступления и заключения к сочинению;
  • повторить правописание безударной гласной в корнях слов, развить умение находить орфограммы в слове и графически обозначать их;
  • воспитывать эстетизм, развивать способность видеть красоту в обыденном.
  • расширить словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.

И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
Всеволод Рождественский

В этом букете все цветет, живет и радуется.
П.Кончаловский.

 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин П.Кончаловского; видеофильм “Сирень и соловьи”; музыка: С.Рахманинов пьеса “Сирень”, П.Чайковский “Фея сирени” из балета “Спящая красавица”, презентация.

Ход урока

1. Сегодня мы будем на уроке готовиться к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского “Сирень в корзине”. Героиней нашего урока будет сирень.(Обращение к эпиграфу).

А сейчас напишем словарный диктант.

2. Словарный диктант.

Очаровательная сирень, сиреневый аромат, фиолетовые, лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, удивительный запах, словно разноцветное облако, передо мной, роскошные цветы, праздник природы, как будто сказка.

- Дети, подберите синонимы к слову ароматная (душистая, пахучая, благоухающая).

3. – Скажите, вы хотели бы, чтобы поскорей наступила весна? Давайте перенесемся при помощи компьютера в весеннее время года.

Видеофильм “Весна и соловьи”.

- Понравился ли вам фильм? Не правда ли, на вас сразу же пахнуло весной. Захотелось, чтобы скорее наступила весна. Мы представили себя в сиреневом саду, почувствовали аромат сирени и дыхание весны.

Особенно приятно видеть чудесную сирень посреди зимы, когда за окном снежно и морозно. В классе стало как-то уютнее и теплее. Сирень напомнила нам о майских, солнечных днях, о первых весенних цветах.

Действительно, красота природы не оставляет никого равнодушным. Под воздействием такого удивительного чувства создаются замечательные произведения искусства.

4. Послушаем легенду о сирени. Рассказывает ученица.

- Прекрасная, душистая сирень воспета многими писателями и поэтами, художниками и композиторами.

Послушаем, как писатель А.И.Куприн передает свои чувства при виде сирени в рассказе “В зеленом домике отца”.

“Цветы сирени... фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке...

Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы.

...Благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве”.

- А вот как вдохновенно описывают сирень Всеволод Рождественский и наш учитель в своих стихотворениях.

(Звучат стихи).

- Каково же отношение к сирени разных авторов? Что общего? (Восхищение, любование).

Так о сирени могут писать люди, по-настоящему любящие и понимающие природу.

Необыкновенно любил сирень еще один человек – художник П.П.Кончаловский. Много произведений написал он за свою жизнь. Любимым цветком его была сирень. Художник изображал ее так, будто она сохранила не только свежесть своих красок, но и свой аромат.

Кончаловский говорил, что “в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени, или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в чаще”.

Важное место в творчестве этого художника занимает натюрморт.

- Давайте вспомним, что же такое натюрморт?

Натюрморт от франц. “натюр” - природа, “морт”- мертвый, Буквально “мертвая природа”.

Натюрморт – один из жанров живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, фрукты, дичь, рыба.

- Рассмотрите внимательно репродукцию картины П.Кончаловского “Сирень в корзине”.

Вы слышите пьесу “Сирень” композитора Сергея Рахманинова .Сирень была для него “ царицей” души. Никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, даже находясь за границей. Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени.

- Какие чувства вызвали у вас картины Кончаловского?

(Картины напоены свежестью, ароматом, кажется, сирень только что срезали и принесли в комнату).

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

(Музыка окрыляет душу . Композитор при помощи звуков передает свои чувства, восхищение чудесной сиренью. Слушаешь музыку и словно ощущаешь аромат сирени, легкий шелест ее ветвей.)

- Внимательно рассмотрим картину. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

(Лиловая, светло-фиолетовая, белая, розоватая, есть и темно-красные грозди, между ними виднеются голубоватые, фиолетовые цветки.)

- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток, величину цветов сирени? (Большие - маленькие, крупные - крошечные).

- С чем можно сравнить кисти сирени? (Как гроздья винограда, цветочки-звездочки, как разноцветное облако).

- Давайте подберем эпитеты к слову “сирень”, выразим свое отношение к изображаемому.

Сирень: изумительная, чудная, восхитительная, очаровательная, великолепная, роскошная.

- К слову “букет”: свежий, пышный, красивый, ароматный, душистый, благоухающий, большой.

- Опишите корзину, в которой стоит сирень. (Лукошко из ивовых прутьев, которые будто обнимают ветки сирени).

- На каком фоне изображена сирень? (Фон: темно-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенком).

- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? (Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им)

5. Попробуем составить план к сочинению.

План

I. П.П.Кончаловский – мастер натюрморта.

(Свежие грозди сирени).

II. Чудесный букет сирени.

1. Цвет и оттенки

2. Грозди и листья.

3. Корзина.

III. “В букете все живет, цветет и радуется”

(Как хороша сирень!”)

- А сейчас вам предстоит на основе подобранной лексики написать вступление и заключение по вариантам.

1 вариант

Вступление

  • на картине
  • передо мной
  • удивительная картина
  • мастер натюрморта
  • радость жизни
  • много картин
  • любимые цветы

2 вариант

Заключение

  • натюрморт
  • нравится
  • прекрасный букет
  • незабываемое впечатление
  • прекрасное чувство
  • становится тепло и
  • светло на душе
  • восторг
  • любовь к природе
  • “В этом букете все цветет, живет и радуется”

6. Чтение вступлений и заключений учащихся. Звучит музыка Чайковского “Фея сирени”

7. Задание на дом:написать сочинение по картине.