«Войны священные страницы навеки в памяти людской…»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (45 МБ)


Цели:

  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну, за свой народ;
  • прививать нравственно-эстетические качества;
  • обогащать опыт поисковой работы;
  • воспитывать уважение к ветеранам и старшему поколению;
  • расширять представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны;
  • прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время;
  • формировать активную жизненную позицию посредством работы с историческими источниками и их анализа.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, музыкальное сопровождение, рисунки учащихся, выставка литературы о войне.

Ход мероприятия

Ведущий: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый (слайд 2)

Чтец 1:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил...
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается... (слайд 3 Гвоздики)

Чтец 2:

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они? (слайд 4 Солдат)

Ведущий: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

Чтец 1:

Июнь... Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя. (слайд 5 Ромашки)
Июнь... Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам.
Обшарили немецкие бинокли. (слайд 6 Немецкие самолёты)
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких-то 5 минут осталось. (слайд 7 Объявление войны. Звучит голос Левитана)

Чтец 2:

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните! (слайд 8 Фонтан в Сталинграде. Звучит “Реквием” Моцарта)

2. Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните! (слайд 9 Артобстрел)

3. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните! (слайд 10 Дети)

4. Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните! (слайд 11 Девочка)

5. Война... От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 года 1418 дней. Помните!

Ведущий: Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью (слайд 12).

Бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы (слайд 13).

Слайд 14 Родина-мать зовёт! Звучит “Вставай, страна огромная...”.

Ведущий: Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолётов, орудий и снарядов обрушила на наше государство (слайды 15). И нужно было быть сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы (слайды 16).

Чтец 3:

От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну! (слайды 17,18,19)

Ведущий: На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети (слайды 20,21 Дети)

Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу (слайды 22,23 Дети)

Чтец 4:

Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она. (слайд 24 Дети у станка)
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)

Ведущий: Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет (слайд 25 Девочка в госпитале)

Чтец 1: “В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы... (слайд 26)

Чтец 2: “Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлен на лечение в тыл (слайды 27,28)

Ведущий: Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина-мать.

Чтец 3:

Знаю, в сердце у тебя тревога –
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу,
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу. (слайд 29 Треугольники)
Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мной, родная моя! (слайд 30 Солдат пишет письмо)

Ведущий: Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой (слайд 31 Письма)

Чтец 4:

Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой
Завтра утром – снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец. (слайд 32 Солдат пишет письмо)

Ведущий: Женщины не только трудились в тылу. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки (слайд 33)

Чтец 5:

Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
“Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!” -
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла. (Окуджава) (слайды 34,35)

Ведущий: Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый 4-ый житель страны погиб (слайд 36 Васильки)

Чтец 4:

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним! (слайд 37)

Ведущий: Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания (слайд 38)

Минута молчания (слайд 39)

Звучит песня “Журавли” на стихи Р.Гамзатова (слайд 40)

Ведущий: И всё-таки наступил в войне переломный момент, и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы (слайд 41)

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благородные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев (слайд 42)

Чтец 5:

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок память жжёт в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защищал тебя не поле боя.
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат (слайд 43)

Ведущий: Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискарёвское кладбище в Санкт-Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде, (слайд 44) на Сапун-гору в Севастополе, к памятнику сожжённым жителям деревни Красуха в Псковской области и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии-освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов-парке стоит памятник Воину-освободителю (слайды 45,46). Это Солдат-победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.

Чтец 6:

На рубеже весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежал у наших ног!
Не умолкает гром орудий.
Бушует пламя в дымной мгле,
И говорят друг другу люди –
Есть справедливость на Земле! (слайд 47)
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник Советскому солдату,
С девочкой спасённой, на руках.
Он стоит как символ нашей славы.
Как маяк, светящийся во мгле,
Это он – солдат моей державы,
Охраняет мир на всей Земле! (слайд 48)

Ведущий: И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа! (слайд 49)

Чтец 1:

Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут,
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют! (слайды 50,51)

Ведущий: В это день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну (слайд 52)

Чтец 2:

Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках.
Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну
На собственных плечах (слайд 53)

Чтец 6:

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда! (слайд 54)

Звучит детская песня “Мир, который нужен мне” (просмотр видеоклипа).