Познавательный практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «Большое космическое путешествие»

Разделы: Работа с дошкольниками


...Когда космические корабли бороздят просторы Вселенной...

Современные дети проявляют всё меньше и меньше интереса к теме освоения космоса, практически никто из них не мечтает сегодня стать космонавтом. Знания детей о космосе носят фрагментарный, обрывочный характер. Огромный поток информации, ежедневно обрушивающийся на голову ребёнка, к сожалению, не способствует формированию интереса к данной теме. Среди всего разнообразия игрового материала, представленного в магазинах города, мы не нашли ни одной игры или игрушки на космическую тему. А если предложить детям изготовить эту игру своими руками?!! Предлагаем Вашему вниманию интересный и эффективный метод ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космическим пространством – познавательный практико-ориентированный проект “Большое космическое путешествие”.

Цель проекта: повысить интерес детей к теме освоения космоса через создание настольно-печатной игры “Большое космическое путешествие”.

Задачи проекта:

1. Расширять знания и представления детей о космосе.

2. Стимулировать познавательную активность детей в процессе поиска и отбора информации.

3. Изготовить совместно с детьми настольно-печатную игру “Большое космическое путешествие”.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Формы и методы работы: демонстрация мультимедийной презентации, беседа, рассматривание энциклопедий, “секретное задание” - составление рассказов, продуктивная деятельность детей.

Действия по разработке и реализации проекта.

1 шаг.

Работу над проектом мы начали с рассматривания карты звёздного неба и беседы с демонстрацией мультимедийной презентации “Покорение космоса”.

В книжном уголке поместили книги, энциклопедии, детские журналы, наборы открыток по данной теме. Провели с детьми беседу – фантазию на тему “Есть ли жизнь на других планетах”.

Затем мы предложили детям самим создать такую настольную игру, в которой были бы и космические корабли, и инопланетяне, и планеты, и другие космические тела.

2 шаг. Сбор информации о планетах, космических явлениях, небесных телах.

Дошкольникам было предложено “секретное задание”. Дети сами выбирали объект, о котором им хотелось бы рассказать. С помощью родителей они готовили мини-презентации: собирали необходимый материал, подбирали фотографии, составляли рассказ из 8-10 предложений о космическом объекте.

В результате появилась книга “Удивительный космос” (Фото 1).

3 шаг. Процесс создания игрового поля.

Для игрового поля необходимо было изготовить плоскостную модель Солнечной Системы. В процессе изобразительной деятельности и ручного труда дети рисовали и раскрашивали планеты, метеориты, кометы и пр. (Фото 2, 3). Затем все космические объекты были вырезаны и наклеены на игровое поле, заранее подготовленное педагогами. Хочется сказать, что игровое поле изготовлено таким образом, чтобы его можно было использовать в качестве пособия по ознакомлению с планетами Солнечной Системы.

4 шаг. Составление правил игры.

Затем дети приступили к изготовлению маршрутной ленты и прокладыванию её “по космическим пространствам нашей Галактики”. Необходимо отметить, что зная особенности и характеристики планет и небесных тел, дети сами придумывали и обговаривали правила игры (пропуск хода, дозаправка и пр.). Например: На Меркурии день в два раза длиннее, чем на Земле, соответственно, попав на Меркурий, пропускаешь ход. Уран состоит из газа, на нём невозможно совершить посадку – ход вперёд. Низкие температуры на Юпитере, большой расход топлива – необходима дозаправка и т.д.

5 шаг. Создание дополнительного игрового материала.

Изготовив игровое поле, дети пришли к выводу, что для игры необходим дополнительный игровой материал: фишки, космические корабли, фигурки космонавтов и инопланетян. Нами были предложены варианты и поэтапные схемы выполнения разных космических объектов. Дети самостоятельно выбирали предмет и изготавливали его из эластичной массы, застывающей на воздухе (Фото 4, 5).

6 шаг. Ура! Игра готова!

Дети с нетерпением ждали того момента, когда можно будет приступить к игре. (Фото 6). Очень важно, что у дошкольников на протяжении всего процесса создания игры поддерживался ярко выраженный интерес к теме проекта, желание творить и создавать что-то новое. Детей переполняла гордость от того, что они сами, своими руками сделали настоящую игру, ничуть не хуже покупной. Игра пользуется популярностью не только у детей нашей группы, но и у других воспитанников ДОУ. Мы с уверенностью можем сказать, что такой метод работы действительно эффективен, интересен дошкольникам и замечательно стимулирует их познавательную активность.