Две истории любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Разделы: Литература


Цели урока: дать представление о раскрытии характеров героев через любовь; анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героев Тургенева; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме; анализируя фрагменты текста и эпизоды, создать у учащихся целостное представление об изменении внутреннего мира героев после испытания чувством любви; продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений; создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Закрепление умений и навыков.

Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в развернутой беседе, дискуссии.

Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера А. Бергункера и Н. Рашевской “Отцы и дети”, 1958 г., раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями),

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Приложение 1, слайд № 2.)

Задача сегодняшнего урока - проследить, как раскрываются герои Тургенева через чувство любви. Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Тайны человеческой души велики, а любовь - самая недоступная из этих тайн”. В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Мудрость Тургенева как раз и состоит в том, что он показывает разные варианты судеб.

Действия учащихся: записывают тему урока и эпиграф в тетрадь.

2. Учитель. Приложение 1, слайд № 3. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Обратимся к истории любви Павла Петровича Кирсанова. Приложение 2. Эпизод № 1. Перед вами лежит фрагмент текста “История любви П. П. Кирсанова”. Задание: прочитайте эпизод и ответьте на вопросы:

  1. С какой целью Аркадий рассказывает биографию Павла Петровича?
  2. Как воспринял ее Базаров?
  3. Каково отношение Тургенева к Павлу Петровичу и его поступкам?
  4. Прав ли Аркадий, говоря, что Павел Петрович “скорее сожаления достоин, чем насмешки”?
  5. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича?

Действия учащихся: (работа в группах). Перед каждым учащимся лежит лист с фрагментом текста и вопросами. На экране выведены вопросы. Учащиеся вслух читают эпизод, после обсуждения ответы записывают в тетрадь.

Примерные ответы:

1. История Павла Петровича рассказана не автором, а Аркадием. Рассказывает с целью оправдания поведения своего дяди.

2. У Базарова она вызывает совсем другую оценку, осуждение и презрение, он называет Павла Петровича “малодушным” человеком, говорит, что он “раскис”, нельзя ставить всю жизнь на карту женской любви.

3. Сам Тургенев употребляет довольно грубые слова, говоря о поступке Павла Петровича: “таскался за ней повсюду”, ей надоело его “неотвязное преследование”.

4. Павел Петрович не понимал свою избранницу, воспринимал ее как “непонятный, почти бессмысленный образ”. Он потерял свое “я”, растворился в этой любви, оказался в жизненной пустоте. Он достоин сожаления, а не насмешки.

5. Жертва Павла Петровича была бессмысленна и необязательна. Он никак не мог понять, что княгиня Р. не любит его, Павел Петрович потерял чувство достоинства. Смерть княгини отняла у него последнюю зацепку в жизни: “потеряв свое прошедшее, он все потерял”. Дальнейшая его жизнь – не жизнь, а существование.

3. Учитель. Можно сделать вывод, что у Павла Петровича никогда не было большой цели в жизни. Даже любовь не обогатила его, а выбросила из жизни.

4Учитель. Следующие эпизоды, к которым мы обратимся, раскроют взаимоотношения Базарова и Одинцовой. Вспомните, что говорил Базаров о любви до встречи с Одинцовой? Ответ учащихся: Базаров отрицает наличие таинственности, загадочности любви, он считает это “романтизмом, чепухой, гнилью, художеством”. Нельзя ставить все на карту женской любви.

Учитель. Приложение 1, слайд № 4 (опорные пункты пересказа и вопросы). Это все пока теоретические рассуждения героя, ведь Базаров мог и не полюбить никого. Как же поведет себя Базаров в любви? Обратимся к сюжетной линии Базаров – Одинцова.

Действия учащихся: 5-6 учеников предлагают пересказ сюжетной линии Базаров – Одинцова. На экране выведены основные пункты пересказа. После каждого эпизода учащимся предлагаются вопросы для дискуссии.

Пересказ №1. Действия учащихся. Один учащийся пересказывает фрагмент текста. Аркадий и Базаров приезжают на бал. В дверях зала остановилась женщина высокого роста в черном платье. Она поразила Аркадия достоинством своей осанки. Одинцова заинтересовала собой Базарова. Она тоже заметила его.

Вопрос:

  1. Вспомните, какую характеристику дает Базаров Одинцовой?
  2. Какое необычное качество заметила Одинцова в Базарове?

Примерные ответы:

1. “Это что за фигура? На остальных баб не похожа...Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа...”. Базаров замечает, что в ней есть что-то, отличающее ее от остальных женщин дворянского круга.

2. Одинцова приглашает Аркадия с Базаровым к себе в имение. “Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить”. Одинцова оказывается внимательной и наблюдательной женщиной, способной с первого взгляда почувствовать необычность Базарова.

5. Учитель. Нам известны факты биографии Базарова, его взгляды на жизнь. Но мы не знакомы с Анной Сергеевной Одинцовой. Следующий фрагмент текста – биография Анны Сергеевны.

Приложение 1, слайд № 5 (вопросы).

Приложение 2. Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с фрагментом текста (эпизод № 2) и вопросами. После выразительного чтения и обсуждения в микрогруппах, учащиеся отвечают на вопросы устно.

Вопросы:

  1. Назовите особенности жизни Одинцовой к моменту встречи ее с Базаровым?
  2. Как к ней относятся окружающие?

Примерные ответы: 1. За ум, независимость и гордость ее боялись и уважали, но не любили. 2. Обеспеченность как основа ее независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум и самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей вокруг, отсутствие друзей – вот основные особенности жизни Одинцовой до встречи с Базаровым.

6. Учитель. Приложение 1, слайд № 6. Следующий этап развития сюжетной линии – встреча в гостинице. На экране изложены основные наблюдения героев. “Вот тебе раз! бабы испугался! – подумал Базаров и заговорил преувеличенно развязно. “Одинцова не спускала с него ясных глаз”. “Ломанье Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее...но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и ей это даже польстило”. “Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова”.

Действия учащихся: один из учащихся пересказывает основные события встречи. После пересказа учащиеся отвечают на вопросы. Вопросы: Какие качества рассмотрела Одинцова в Базарове? Почему она решилась пригласить друзей к себе в Никольское? Примерные ответы: Одинцова учла неразвитость художественного вкуса у Базарова, но увидела в нем ум, самобытность, силу и отсутствие пошлости. Для Одинцовой – это интересное новое знакомство, которое способно нарушить уединение и одиночество, внести свежую струю воздуха в привычный образ жизни.

7. Учитель. Презентация, слайд № 7. Следующий этап – Базаров и Аркадий гостят в Никольском. На экране изложены основные изменения в психологии поведения Базарова и Одинцовой. Прочитайте и ответьте на вопросы. Выводы запишите в тетрадь.

Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с цитатами и вопросами, два ученика читают цитаты, после обсуждения отвечают на вопросы. Выводы записывают в тетрадь. Вопрос: определите основные изменения в психологии поведения Базарова и Анны Сергеевны.

“В Базарове...стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало”.

“В разговоре с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, с негодованием сознавал романтика в самом себе”.

“Он поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она много о нем думала. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло...Она как будто хотела и его испытать и себя изведать”.

Примерные ответы: Одинцовой любопытен Базаров, она чувствует пропасть между ним и собой, но сила его натуры ее увлекает. Базаров любит в Одинцовой не только красивую женщину, но и человека умного и сильного. Отрицаемая им любовь заняла его сердце.

Учитель. Приложение 1, слайд № 8. Обратимся к просмотру фрагмента фильма “Отцы и дети”, сцена объяснения Базарова и Одинцовой. Обратите внимание на поведении героев, их эмоции, оттенки переживаний. Вопрос: какие эмоции испытывают герои в этой сцене? Как раскрываются характеры героев в сцене объяснения?

Примерные ответы: Базаров испытывает сильнейшее переживание, он открывает для себя новое чувство, не стыдится признаться в своей любви Одинцовой. Для Одинцовой признание Базарова – это нарушение ее внутреннего устоявшегося мира. Она тоже испытывает душевный подъем, но не решается разрушить внутренний комфорт.

8. Учитель. Приложение 1, слайд № 9 (вопросы на экране). Обратимся к главе XVIII романа. Прочитайте сцену объяснения и ответьте на вопросы.

Приложение 2. Эпизод № 3. Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с фрагментом текста и вопросами. Вопросы: почему же не состоялось счастье Базарова? Почему Одинцова так и не ответила на его любовь? Учащиеся читают вслух фрагмент, обсуждают вопросы, выводы записывают в тетрадь.

Примерные ответы: Базарову очень тяжело в этом конфликте. Он отрицал чувство любви в романтическом плане, а сам полюбил Одинцову. Для Одинцовой вторжение Базарова в ее жизнь означает конец душевного спокойствия. Базаров из чуждого ей мира, это мезальянс. В отношении материальном он не мог ей дать ничего, он отрицает те устои жизни, которые для нее привычны. Она не готова идти за ним в его жизнь, не готова впустить его в свою. Да и Базарову в ее жизни будет неуютно.

9. Учитель. Приложение 1, слайд № 10. На уроке мы проследили внутренние психологические изменения героев, раскрытие характеров героев через любовь.

10. Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание (письменно ответьте на вопрос): Вспомните эпиграф нашего урока. Поразмышляйте над словами Тургенева о любви, проанализируйте психологические портреты героев, их поступки и мысли.

1. Поведение героев в ситуации любви: их психологический портрет.

2. Могли иначе закончиться взаимоотношения Базарова и Одинцовой?

Список литературы.

  1. Тургенев И. И. Собр. Соч.: В 28 т. – М. – Л.1960-1965. – Т. 7.
  2. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПб.: 2000.
  3. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. – М.: 1991.
  4. Тургенев в школе/ Составитель Курдюмова Т. С. – М.: 1981.
  5. Интернет-ресурсы: http://az.lib.ruhttp://www.turgenev.org.ruhttp://writerstob.narod.ru.