Пояснительная записка
Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни, организм настраивается на здоровый или «больной» образ жизни, у школьника вырабатываются нормы и привычки поведения. В современных условиях обучающиеся ограничены в движениях, что приводит к снижению у них естественной двигательной активности. При этом 3 урока физической культуры в неделю всего на 25% восполняют её необходимый объём. И эта, по исследованиям врачей, хроническая гиподинамия способствует развитию сердечно – сосудистых расстройств, увеличивает количество детей с избыточной массой тела, нарушениями в опорно-двигательной системе, патологией зрения, всё чаще диагностируются аллергические заболевания, и уже не удивляет синдром хронической усталости.
Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок. Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: формирование здорового образа жизни является одной из актуальнейших вопросов в системе обучения.
Не смотря на то, что в школе работает 16 спортивных секций, физической культурой в секциях школы и вне школы занимается лишь 56 % учащихся, из числа подростков девиантного поведения 38% .
Кроме того, по сравнению с прошлым годом произошло увеличение детей с нарушением осанки (с 25% до 31%), зрения (с 20% до 27%), плоскостопием (с 19% до 22%).
Опыт прошлых лет показал, что проведение спортивно-оздоровительного мероприятия «Ледовые старты» позволяет привлечь до 47% родителей и до 85% обучающихся школы.
Данный проект – это комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Цель проекта: создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, пропаганды здорового образа жизни, повышения двигательной активности участников образовательного процесса МБОУ «СОШ №2-многопрофильная».
Задачи проекта:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- не допустить увеличения количества детей с нарушением осанки и плоскостопия;
- привлечь максимальное количество обучающихся школы, в том числе девиантного поведения, к участию в спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- увеличить количество привлекаемых родителей к организации и участию в совместных спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- увеличить количество детей, подростков школы, занимающихся в спортивных секциях.
Ожидаемые результаты:
- сформировано представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- отсутствие роста количества детей с нарушением осанки и плоскостопием;
- привлечено не менее 90% обучающихся, в том числе 50% подростков девиантного поведения к участию в спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- привлечено не менее 50% родительской общественности к организации и участию в совместных спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- привлечено не менее 65% детей, подростков школы, занимающихся в спортивных секциях.
Целевая группа
Участники образовательного процесса: обучающиеся 1-11 классов, родительская общественность и педагогический коллектив школы.
Содержание проекта
Проект представляет собой комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Направления работы:
- Работа с обучающимися школы.
- Работа с родительской общественностью.
- Работа с педагогическим коллективом.
Работа с обучающимися школы.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Категория участников | Ответственные |
1 | Презентация объединений дополнительного образования | сентябрь | 1-11 классы | Педагоги дополнительного образования |
2 | «Президентские состязания» | октябрь | 7-11 классы | Классные руководители, Учителя физической культуры |
3 | «День здоровья» | ежемесячно | 1-11 классы | Классные руководители, учителя физической культуры |
4 |
|
Ноябрь | 5-10 классы | Классные руководителиПедагог-организатор |
4 | Лекции по медицинской профилактике:
|
Ноябрь-декабрь | 9 классы | Классные руководители 9-х классов |
5 | Турнир по шахматам | ноябрь | 2-4 классы | Педагоги дополнительного образования, классные руководители |
6 | Соревнование по волейболу | декабрь | 7-11 классы | Педагоги дополнительного образования, классные руководители |
7 | Чемпионат по мини-футболу | декабрь | 6-9 классы | Педагоги дополнительного образования, классные руководители |
8 | Соревнование на коньках «Ледовые старты» | февраль | 7-8 классы | Классные руководители 7-8-х классов, Учителя физической культуры |
9 | Соревнования по военно-прикладным видам спорта «А, ну-ка, парни» | февраль | 9-11 классы | Классные руководители 9-11-х классов, Учителя физической культуры |
10 | Военно-спортивная игра «Зарница» | февраль | 5-6 классы | Классные руководители 5-6-х классов, Учителя физической культуры |
11 | Спортивная эстафета «Быстрее, выше, сильнее!» | февраль | 1-4 классы | Классные руководители 1-4-х классов, Учителя физической культуры |
12 | Турнир по настольному теннису | март | 2-9 классы | Классные руководители, педагоги дополнительного образования |
13 | Соревнования по баскетболу | апрель март | 7-11 классы | Классные руководители, педагоги дополнительного образования |
14 | Чемпионат по турниковому спорту «Workout» | май | 10-11 классы | Классные руководители, педагоги дополнительного образования |
15 | «Роллердром для всех!» | май-июнь | 1-11 классы | Классные руководители, учителя физической культуры |
16 | Турнир «Слабаков» | июль | 1-5 классы | Организатор летнего пришкольного лагеря |
Работа с родительской общественностью
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | «День здоровья» | ежемесячно | Классные руководители,учителя физической культуры |
2 | Семинар для классных руководителей «Спортивно-оздоровительная работа с классом» | октябрь | Заместитель директора по воспитательной работе |
3 | Обзор новинок литературы, периодики по данной теме, предоставление материалов на классные часы | В течение года | Заместитель директора по воспитательной работе |
4 | Участие в спартакиаде коллективов школ города | В течение года | Педагог дополнительного образования |
5 | «Роллердром для всех!» | май-июнь | Классные руководители, учителя физической культуры |
6 | «Комический футбол» | июль | Воспитатели пришкольного лагеря |
Работа с педагогическим коллективом
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | «День здоровья» | ежемесячно | Классные руководители,учителя физической культуры |
2 | Презентация объединений дополнительного образования | сентябрь | Педагоги дополнительного образования |
3 | Родительский лекторий «О здоровом питании» | Ноябрь-декабрь | Социальный педагог, медицинский работник |
4 | Соревнование на коньках «Ледовые старты» | февраль | Классные руководители 7-8-х классов, Учителя физической культуры |
5 | Спортивная эстафета «Быстрее, выше, сильнее!» | февраль | Классные руководители 1-4-х классов, Учителя физической культуры |
6 | Турнир по настольному теннису | март | Педагог дополнительного образования |
7 | Чемпионат по турниковому спорту «Workout» | май | Классные руководители, педагоги дополнительного образования |
8 | «Роллердром для всех!» | май-июнь | Классные руководители, учителя физической культуры |
9 | «Мама, папа, я – спортивная семья!» (в рамках семейного клуба «Ребенок+школа+семья») | Каждая вторая суббота месяца | Педагоги дополнительного образования |
Механизм реализации проекта
Этапы и сроки реализации:
Этап | Срок реализации | Краткое содержание |
Первый этап Подготовительный | Сентябрь-октябрь 2014 г. | планирование работы образовательного учреждения по данному направлению. |
Второй этап Основной | Ноябрь 2014г. – июль 2015г. | организация и проведение запланированных мероприятий. |
Третий этап Заключительный | Август –сентябрь 2015г. | Оценка эффективности проекта. |
Кадровое обеспечение
Для реализации данного проекта будут привлечены: учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор, медицинский работник, специалисты учреждений дополнительного образования, заместители директора по воспитательной работе, педагог-психолог.
Ресурсное обеспечение
Для реализации проекта будет использована материально-техническая база школы, включающая:
- два больших спортивных зала
- два малых зала
- тренажёрный зал
- актовый зал
- библиотека
- футбольное поле
- баскетбольная площадка
- ледовый корт
- спортивная площадка
- спортивный инвентарь (коньки, лыжи, мячи, ракетки теннисные, бадминтон, теннисный стол)
Контроль реализации проекта
Критерии | Показатели | Способы мониторинга |
Представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье | Уровень воспитанности обучающихся | Анкетирование обучающихся, психолого-педагогическая диагностика |
Показатель физического здоровья обучающихся школы | Количество детей с нарушением осанки и плоскостопием | Анализ результатов профилактического осмотра, мониторинг физического здоровья обучающихся |
Участие обучающихся в спортивно-оздоровительных мероприятиях | Количество детей, принявших участите в спортивно-оздоровительных мероприятиях | Анализ проведения мероприятий |
Участие родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях | Количество родителей, принявших участите в спортивно-оздоровительных мероприятиях | Анализ проведения мероприятий |
Занятость детей и подростков школы в спортивных секциях | Количество обучающихся, занятых в спортивных секциях | Анкетирование обучающихся, опрос, беседа. |
Перспективы дальнейшего развития
Реализация проекта даст возможность развитию новых форм спортивно-оздоровительной работы, а именно:
- расширение места проведения занятий настольным теннисом до спортивной площадки на территории школы,
- увеличение количества заминающихся шахматным спортом за счет приобретения магнитных шахматных досок для размещения в рекреациях школы,
- приобретение инвентаря для зимних видов спорта с целью увеличения спектра зимних мероприятий,
- создание спортивного клуба «ТурникМэн»,
- оснащение спортивной площадки более современными спортивными снарядами.