Гибридизация – основной метод селекции растений и животных

Разделы: Биология


Цели:

  • Образовательная: способствовать усвоению учащимися основного метода селекции – гибридизации, её частного случая – отдаленной (межродовой и межвидовой) гибридизации организмов.
  • Развивающая: способствовать формированию и развитию ОУУН.
  • Воспитательная: способствовать формированию и развитию у школьников  чувства патриотизма: в числе ста важнейших открытий человечества в генетике  значится преодоление стерильности «растительных мулов» Г.Д.Карпеченко.

Задачи:

  • способствовать формированию и развитию учебно-логических умений: умения обобщать и делать выводы;
  • способствовать формированию и развитию учебно-организационных  умений: умения организовать свою работу;
  • способствовать формированию и развитию учебно-коммуникативных умений: умения краткого публичного выступления.

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд1. Вершки и корешки.
Приложение 1
Мотивация. Предлагает учащимся вспомнить сказку.

Что такое гибрид?

Приходят к выводу, что хорошо бы иметь  растения, у которых  и вершки и корешки съедобны.

Приводят примеры гибридов

Слайд 2.
Методы селекции растений и животных
Приложение 2
Составьте связный рассказ, используя схему.
Сделайте выводы

Какой метод  является основным? Почему?
Какова тема урока?
Целеполагание

Выводы записывают в тетрадь:

1.Основными (классическими) методами селекции являются отбор и гибридизация 2.Появились  современные методы. 3.Методы комбинируют.

Учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока

Слайд 3. Чтение стихотворения Сергея Мордвинцева
Существует ли в реальности капустно-редечный гибрид?
Демонстрация карикатуры на капустно-редечный гибрид.
Назовите имя русского всемирно известного генетика, о котором идет речь в тексте
Озвучивание ответов учащихся

Озвучивание ответов учащихся

Слайд 4
Г.Д. Карпеченко

Приложение 3

Рассказ Запись в тетради:
Карпеченко Г.Д. (03.05.1899 – 28.07.1941 гг.) – первый хромосомный инженер
1929 г. за исследования    гибридизации – Рокфеллеровская стипендия.
1929-1931гг. – стажировка в США.
Слайд 5.
Гибриды растений.

Приложение 4

Таблица для учащихся

Зачем  нужна   «рафанобрассика» – «капредька?"
Рассказ, помощь в определении видовых, родовых названий, названий семейств растений.
Запись в тетради: Гибриды могут быть внутривидовыми (при скрещивании различных сортов, форм, разновидностей), внутриродовыми, межвидовыми (при скрещивании видов принадлежащих одному роду) или межродовыми (при скрещивании видов относящихся к разным родам).
Заполнение таблицы «Гибриды растений».
Выводы:
1.Межвидовые и межродовые гибриды растений есть в природе.
2.Селекционеры часто используют отдаленную гибридизацию для получения межвидовых и межродовых гибридов. Большинство их – плодовиты.
3.Для получения плодовитых гибридов, если они стерильны, используется полиплоидия.
4.Гибриды между видами, принадлежащими разным семействам невозможны или стерильны.
5.Возможно получение «межсемейственных» гибридов с помощью генной инженерии (переноса генов).
Приложение для учащихся № 1 1.Возможно ли получение гибрида между яблоней и помидором. Если возможно, то, с помощью каких методов селекции. Если невозможно, то почему?
2.Будет ли такой гибрид плодовитым? Если нет, то, как его сделать фертильным?
3.Является ли нэши гибридом, почему в тексте слово яблокогруша взято в кавычки?
4.Возможно ли получение яблокогруш, почему?
Чтение текста «Гибрид яблока с помидором», «Нэши». Озвучивание ответов учащихся
Слайд 6. Чтение стихотворения в прозе Н.Галустян
Может ли в реальности существовать гибрид зебры с осой. Если нет, то почему? Если да, то почему?
Предложение познакомиться с фотожабой – коллажами растений и животных
Озвучивание ответов учащихся
Слайд 7.
Гибриды животных.
Приложение для учащихся № 2
Рассказ
Является ли данное животное помесью овец и свиней или это фотомонтаж?
Озвучивание ответов учащихся.
Для проверки своих предположений читают текст «Шерстистые свиньи»

Запись выводов в тетради:

1. В природе межвидовые гибриды животных встречаются крайне редко (кидус, тумак)
2. Межвидовые, межродовые  гибриды животных, созданные человеком, стерильны.
3. Преодолеть стерильность гибридов искусственным путем нельзя.
4. Гибриды между видами, принадлежащими к разным семействам, отрядам – невозможны.

Слайд 8 Чтение стихотворения в прозе Н.Галустян  
Гибриды человека Существуют ли в реальности подобные гибриды?» Озвучивание ответов учащихся
Слайд 9 Рефлексия: В 20 веке генетика, несмотря на трудности, сделала рывок вперед, представив миру гибридов среди растений и животных. Что ждет нас впереди? Ученые и до человека скоро доберутся?  До сих пор мы были убеждены, что человеку не подвластно создание видов – это прерогатива природы. Что ждет нас в будущем?  
  Подготовиться к зачету по разделу «Селекция организмов».
Предлагается д/з по желанию:
1.Эссе «Этические нормы отдаленной гибридизации»
2.Реферат «Трансгенные организмы: за и против»
3.Свой вариант
 

Использованная литература и источники:

  1. http://www.proza.ru/2010/11/12/357 Басня 18 Гибрид Нина Галустян
  2. Энциклопедический словарь по естествознанию. М. Просвещение.2012.

Ресурсы Интернета в приложении  «Гибриды растений»:

Гибриды животных