Урок русского языка по теме «Путешествие по океану знаний» (сопоставление правил: написание безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне. Обобщающий урок). 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цели:

  • систематизировать знания учащихся по темам: «Безударные гласные», «Парные согласные» и «Непроизносимые согласные»; создать условия для отработки умения правильно обозначать изученные орфограммы
  • развивать у детей орфографическую зоркость, связную речь, воображение, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы; формировать умение осуществлять межпредметные связи и орфографический самоконтроль
  • организовать деятельность учащихся по закреплению алгоритма работы с данными  орфограммами, содействовать исследовательской деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

II. Актуализация знаний

1. – Сегодня мы отправляемся в путешествие. Презентация. СЛАЙД 1
– Послушайте и догадайтесь на чем?  (Звучит запись шума прибоя) (Приложение 1) СЛАЙД 2
– Как называют тех, кто отправляется в путешествие по морям и океанам? (Мореплаватели)
– Отправляясь в путешествие, мореплаватели ставят перед собой  цель. Вот и мы с вами должны сегодня поставить перед собой цель. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке и чего должны достичь?  (Ответы детей)
Ну, а во-вторых,  мореплаватели запасаются провизией, в том числе и овощами.

2. Словарная работа СЛАЙД 3

– Какие овощи мы возьмем с собой, отгадайте (Ребята произносят слово по слогам, записывают в тетрадь, ставят ударение и называют безударные гласные).[2]

1) У  ней множество одёжек,
У одёжек нет застёжек.
Если кто-то из одёжек –
Приготовит вдруг салат,
Обязательно найдёт в нём
Витаминов целый склад.  (Капуста)

2) Наши поросятки –
Выросли на грядке, 
К солнышку бочком. 
Хвостики крючком. 
Эти поросятки,
Играют с нами в прятки. (Огурец)

3) Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий. 
В доме рядышком сидят 
Круглые ребятки. 
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий. 
Поскакали кто куда 
Круглые ребятки. (Горох)

4) За кудрявый хохолок 
Лису из норки поволок. 
На ощупь – очень гладкая, 
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)

5)  Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!” (Картофель)

6) Рос весною, рос я   летом.
Был зеленым, незаметным,
Твердым, мелким и невкусным,
Потому-то был я грустным!
Но когда кончалось лето –
Стал я красного вдруг цвета,
Знают все, о чем тут спор.
Я – красавец … (Помидор)

III. Основная часть

1. Итак, мы с вами в океане Знаний. И первый остров. Который нам встречается на пути – Остров Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые осьминоги. Освободить же их нам поможет Королева Ударения. Как вы думаете почему?

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

I вариант                                                         II вариант

к…аменистое    дно                                           м…рской    к…онёк
к…лючий    ёрш                                                 с…лёные   брызги
м…л…дая   чайка                                              к…товая    акула
п…тнистый    осьминог                                    ск…листый   берег

(Работа проводится индивидуально. Двое ребят работают с оборотной стороны доски.     Потом взаимопроверка в парах.)

Вывод: Как проверить безударную гласную? (Ответы ребят)

2. Плаванье продолжается. На нашем пути Остров Парных согласных.  СЛАЙД 6
Здесь утро. Некоторые звуки еще не проснулись.
– Произнесите звуки парами – и они проснуться. (б – п, в – ф, д – т, ж – ш, з – с)
– Правит этим островом – Господин Гласный.
– Кто догадался почему? (Ответы ребят)

Господин Гласный приготовил для вас следующее задание.
Я буду читать предложения, а вы найдите в них слова с парными согласными, требующими проверки, и запишите их в тетрадь. Без проверочных слов.

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селедка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ерш, уползла его соседка улитка.

(Проверка проводится комментировано.  Дети называют слово – на доске появляется  это же слово)

Вывод: Как проверить парный согласный? (Ответы ребят)

– А теперь немножко отдохнем!   СЛАЙД 7

Физминутка

А над морем …

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

3.  Наш корабль приближается еще к одному острову.  СЛАЙД 8
Посмотрите, кто нас встречает, Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками.  Пираты предлагают вам записать текст под диктовку. Давайте докажем, что мы хорошо знаем правила орфографии и запишем предложения без ошибок.

Морские жители – известные хитрецы.
Они всегда прячутся от своих врагов. (Взаимопроверка)

IV. Домашнее задание

После взаимопроверки ребятам предлагается продолжить текст о морских жителях.
4-6 предложений, используя в тексте слова с непроизносимыми согласными.

V. Рефлексия

– А мы с вами возвращаемся домой через узкий пролив. Чтобы не сесть на рифы, нам с вами необходимо вспомнить  какие орфограммы мы сегодня вспомнили.   И ответить на главный вопрос: «Какая орфограмма в русском языке главная?» (Ответы ребят)

– Мы с вами сегодня хорошо потрудились, а теперь догадайтесь, что за пословица зашифрована в ребусе  и почему я написала именно её.  СЛАЙД 9

Рисунок 1[3]

Если трудно и нет времени, можно использовать картинку.

Рисунок 2

– Урок окончен. Всем спасибо.

Литература:

  1. http://www.proshkolu.ru/user/kornienko47/file/2429963/ шаблон для презентации
  2. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка "Издательство АСТ", 2002.
  3. Канакина В.П. Радость познания в слове.  «Новая школа», Москва, 1996.