Занятие по развитию речи в старшей группе «Весна идет»

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Планируемые результаты: имеют представления о характерных признаках весны (увеличивается день, солнце греет, тает снег, возвращаются перелетные птицы), умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Цель. Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи.

  • Углубить представление о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (Прочему тает снег? – потому что солнце стало пригревать сильнее. и т.д.)
  • Продолжать знакомить детей с фольклорными представлениями о весне (стихи, музыка, народные приметы). Развивать логическое мышление, разговорную речи: обогащать и активизировать словарный запас слов; развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети входят в группу.

В.: Ребята, когда вы шли в детский сад, вы, наверное, заметили какое сегодня утро. Воздух прозрачный, светлый и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Хорошее, веселое и радостное).

В.: Да, сегодня солнечный и радостный день. А вы знаете, почему у нас в группе посилилась радость?

Радость побежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки,
Радость разбудила всех детей,
Радость пригласила к нам гостей.

В.: Здравствуйте дорогие гости!

Дети здороваются.

В.: Чтобы поддержать наше радостное настроение, давайте послушаем отрывок музыкального произведения. (Слушание музыки «Весна»).
В.: Понравилась вам эта музыка? (ответы детей). И мне тоже понравилась.
В.: Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?
Дети: О Весне.
В.: Почему Максим (Полина, Лена) ты так думаешь?
Дети: Потому что в музыки слышна капель, а капель бывает весной.
В.: Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

(За дверью слышится карканье.)

В.: Ой, ребята, мне показалось, или вы тоже, что слышали? Пойду-ка я посмотрю.

(Воспитатель выходит за дверь, берет Каркушу и вносит ее в группу).

В.: Дети, посмотрите, кто нам за дверью каркал, кто это?
Дети: Каркуша.

(Каркуша здоровается).

В.: Узнали, молодцы, а Каркуша, ребята, очень обеспокоенна.

(Воспитатель подносит Каркушу к уху.)

В.: Она говорит, что летала в лес и там еще морозно и холодно, а в городе уже весна наступила и  Каркуша просит вас  помочь ей позвать весну в лес. Поможем Каркуше? (Да, поможем).
В.: Ребята, а чтобы Каркуше помочь, нужно нам до леса добраться, на чем можно быстро добраться до леса? (ответы детей).
В.: Хорошо. А я предлагаю самим построить летательный аппарат и назвать его как-то по весеннему. Как мы назовем наш летательный аппарат? (Весналет – весна летит).
В.: Вот мы и построили наш Веснолет. (Из обручей). Занимайте места. (Дети встают по три человека в обручи). Каркушу берем с собой. Заводим мотор, полетели. А чтобы весну в лес позвать, о ней надо много знать.
В.: Вот мы и прилетели в лес. (Расставлены макеты деревьев, картинки с признаками весны).
В.: Посмотрите, ребята, а в какой лес мы прилетели? Весенний или зимний?

(Дети находят признаки весны)

Дети: Весенний лес, потому что нет сугробов, снега на ветках, видны проталины и светит солнце ярко.
В.: А какие признаки весны вы еще знаете?
Дети. Капают сосульки, снег потемнел и тает, набухают почки, день становится длиннее, а ночь короче.
В.: Какие вы молодцы! Назовите первый месяц весны? (Март).
В.: Правильно! А март в народе называют капельником, дни со звонкими капелями, солнечниками. А теперь пришло нам время весну закликать.

Физминутка

Улыбаются все люди,
Весна! Весна! Весна!
Улыбаются, поднимают руки вверх.
Она везде, она повсюду.
Красна! Красна! Красна!
Повороты туловища в сторону, хлопки руками.
По лугу, лесу и полянке.
Идет! Идет! Идет!
Шагают на месте.
На солнышке зовет погреться.
Скорей! Скорей! Скорей!
Приседают.
И ручеек бежит задорно.
Звенит! Звенит! Звенит!
Рукам показывают звон колокольчиков.
По камушкам река широка.
Журчит! Журчит! Журчит!
Руки вниз, показывают течение реки.
И запахи кругом повсюду.
Цветы! Цветы! Цветы!
Руки вверх, вдыхают носом запах.
И все живое сразу слышит.
Весенний звон! Весенний звон!
Тянутся на носочках, хлопают в ладоши.

Звучит фонограмма голоса птиц.

В.: Послушайте ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала и в лес пришла с веселым щебетанием птиц.
В.: Назовите, ребята, птицу, которая первая прилетает весной. (Грач).
В.: Правильно, раньше в народе смотрели на прилет птиц, и определяли, какая будет весна.

Народные приметы.

  • Ранний прилет грачей к теплой весне.
  • Грач на горе, весна на дворе.

В.: Посмотрите, ребята, что то наша Каркуша заскучала. Я предлагаю сделать для Каркуши подарок. Давайте сядем за стол. Мы подарим Какруши весенние картинки, сделанные своими рукам.

(Изготовление картин из шнурков, ниток на бархатной бумаге).

В.: Посмотри Каркуша, какие тебе картины изготовили дети.
В.: Какркуша осталась очень довольно и говорит вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад.
В.: Экипаж занимает места. Заводим мотор. Полетели.
В.: Вот, мы с вами и в детском саду. Ребята, как вы думаете, мы помогли Каркуши весну позвать?
Дети. Да.
В.: А как мы помогали?
Дети. Называли приметы, весну закликали, картины изготавливали.
В.: Молодцы! Много знаете о весне, вы дружные ребята. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

Возьмитесь за руки друзья,
У друга теплая и надежная ладошка.
Поглажу друга за руку немножко.
Нам хорошо, когда мы вместе рядом.
Без друга плохо жить,
Запомнить это надо.

В.: Молодцы, ребята, попрощаемся с гостями.
Дети: До свидания!