«Однородные члены предложения». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Предлагаю вашему вниманию урок, проведенный средствами субъективизации ( учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 4 класс, часть 1). Напомню, что субъективизация – это включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта обучения. Это отражено и в новых стандартах, по которым обучаются учащиеся начальной школы. Это был урок обобщения пройденного материала.

Урок начинается с мобилизующего этапа. Он в данном случае представляет собой логическое упражнение.

Учитель: Баба Яга, Леший, Кощей решили стать добрыми. Баба Яга сделала добра больше, чем Леший, но меньше, чем Кощей. Определите, кто из героев сделал добра больше?   

Дети повторяют текст упражнения по памяти и доказывают правильность своих суждений.

Ученик:Баба Яга, Леший и Кощей решили быть добрыми. Баба Яга сделала добра больше, чем Леший, но меньше чем Кощей. Значит, больше всех добрых дел сделал Кощей.

Учитель: Подумайте, какая особенность есть в одном из предложений текста логического упражнения и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученик: В тексте логического упражнения в первом  предложении есть однородные члены предложения, которые являются подлежащими. (Кто?) Баба Яга, Леший, Кощей. Поэтому я думаю, что тема сегодняшнего урока «Однородные члены предложения»?

Учитель: Отталкиваясь от темы, используя опорные слова. Поставьте перед собой цель урока:

На доске слова: повторить …
                             обобщить …
Ученик: Сегодня на уроке мы должны повторить, что знаем об однородных членах предложения и обобщить наши знания о них.

II. Актуализация знаний, постановка проблемного вопросы.

Учитель: Начиная работу над темой урока, подумайте с какого вопроса мы начнём повторение материала об однородных членах предложения. (Учащиеся формулируют вопрос в соответствии с порядком изучения материала об однородных членах предложения.)
Какой вопрос будет следующим?

Учитель: Назовите из логического упражнения предложение с однородными членами предложения. Каким членом предложения они являются?
Назовите из этого предложения слово, в котором букв больше, чем звуков. (Стать)
Назовите из этого предложения слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яга)

(Учащиеся отвечают и обосновывают свой ответ).

III. Работа над темой урока

На доске запись (можно приготовить слайд или карточки для каждого ученика) :

Добро не горит и не тонет.
Мудрость в голове, а не в бороде.
На доброе слово ты не кидайся и на грубое не гневайся.
Молод годами, но не делами.

Учитель: Прочитайте запись на доске. Сформулируйте задание к данным пословицам.

 Учащиеся предлагают разные варианты заданий:
– поделить пословицы на две группы, объединив их по двум-трём признакам  одновременно  по смыслу и по членам предложения, которыми являются однородные члены предложения,
– на предложения с разными союзами между однородными членами предложения).

Учитель: Объясните смысл каждой группы пословиц. Объясните написание слов, сгруппировав их в группы по орфограммам

(Учащиеся называют орфограмму и приводят примеры слов из данных пословиц)

В данном задании можно было выделить слова с орфограммами : парные согласные в корне слова; частица не с глаголами; проверяемая безударная гласная в корне слова; непроверяемая безударная гласная в корне слова (это новое словарное слово на данном уроке).

III. Работа со словарным словом.

Учитель: Объясните смысл слова горит (поддаваться действию огня, уничтожаться огнём).
Объясните орфографическое написание слова (карточка с написанным словом помещается на доску). Запишите слово в словарик.

IV Закрепление и обобщение материала.

На доске: (можно выдать карточки с текстом)

Ребята накормили её устроили постель из веток. В сугробе сидела и тянула голову слабая олениха. Коля и Вера прибежали в лес насыпать зерна в кормушку. Они приносили зверю соль еду.

Учитель: Прочитайте запись на доске и придумайте задание, которое могли бы выполнить.

 (Дети предлагают свои варианты заданий)

Запишите предложения в порядке изучения правил об однородных членах предложения.
Добавьте ещё одно предложение в соответствии с темой сегодняшнего урока. Поставьте знаки препинания в предложениях, объясните их постановку.
Что у вас получилось? (Текст)
Что такое текст? Какие части текста вы знаете?
Подберите к записанному тексту пословицу из предыдущего задания. Обоснуйте свой выбор.

V. Итог  урока

Учитель: О чём повторяли сегодня на уроке?
Расскажите всё, что вы знаете об однородных членах предложения, соблюдайте последовательность изучения темы.
Урок подошел к концу. Прикрепите смайлик около рисунка оленихи (расположен на доске), которой помогли дети зимой, если вы сегодня хорошо поработали и повторили изученный материал. Если у вас что-то не получилось, прикрепите смайлик к вороху веток, который приготовили дети для оленихи. (Рисунок на доске).

Урок был интересным для детей, воспитывающим. На душе учителя была радость и удовлетворение. А на лицах детей – улыбки.